КГУ «СШ №2» отдела образования по городу Риддеру
Управления образования
Восточно-Казахстанской области.
Формирование математической
грамотности через стратегии
критического мышления.
Учитель начальных классов:
Заводина С.Н.
Стратегии технологии критического мышления
Вызов (учащиеся должны использовать свои предыдущие знания по теме, делать прогнозы по содержанию предстоящей информации)
Смысловой этап (учащиеся интегрируют идеи, изложенные в тексте, со своими собственными идеями). Изучение нового материала.
Рефлексия (интерпретация обретённых идей и информации собственными словами ).
Стратегии технологии критического мышления
Стадия вызова
(Что я знаю?)
Стадия осмысления
- Верите ли вы…
- Верные , неверные утверждения
- Ключевые слова
- Кластер
- Таблица «Знаю, хочу знать, узнал»
(Что хочу знать?)
Стадия рефлексии
- Заполнение таблиц
- Поиск в тексте
- Зигзаги
- Эффективная лекция
(Что узнал?)
- Ответы на вопросы
- Таблицы, кластеры, фишбоуны
- Возврат к ключевым словам
- Верные и неверные утверждения
Из опыта работы
«ВЕРНЫЕ, НЕВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ» .
4 567, 37 258, 2 003, 1 000, 201, 9 998 877, 2 021.
Вызов
+
-
« ВЕРЮ – НЕ ВЕРЮ»
№
ВОПРОС
1
ВЕРЮ
Скорость – это движение
2
3
НЕ ВЕРЮ
Скорость измеряют шагомером
4
Скорость измеряют рулеткой
Скорость – это расстояние, пройденное в единицу времени
5
Скорость измеряют часами
6
Чем больше скорость предмета, тем дольше он находится в пути
7
Время движения объекта зависит от его скорости
8
9
Если тела движутся одинаковое время, то и расстояние они пройдут одинаковое
Чтобы найти скорость, нужно расстояние разделить на время
Стадия осмысления .
Заполнение таблицы «ЗХУ»
ЗНАЮ
ХОЧУ УЗНАТЬ
Как записывать многозначные числа.
УЗНАЛ
Способ сложения многозначных чисел.
Как представить многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых.
Приём сложения многозначных чисел.
Таблицу сложения однозначных чисел.
Как прибавить число к сумме.
«Сложение, вычитание дробей с одинаковым знаменателем»
Знаю
Хочу узнать
- Как записать дробь
- Числитель/ знаменатель
Узнал новое
- Как складывать дроби с одинаковыми знаменателями?
- Как вычитать дроби с одинаковыми знаменателями?
- Решение уравнений, задач, содержащих дроби.
- Понятия: целая часть, смешанное число, неправильная и правильная дроби.
- Алгоритм сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.
Пространственные геометрические фигуры. Объём куба.
V
уже знал
+
- Как вычислить объём куба
- 1 см 3 =
узнал новое
-
?
думал иначе
- Единицы измерения площади: мм², см², дм², м², км².
=1 см*1 см*1см
- Нахождение площади поверхности куба.
есть
- Sквадрата = а·а=а²
- S прямоуг .= а·b
- Формулу вычисления объема куба
вопросы
- не понял как получили формулу
КЛАСТЕР
Свойства умножения
Сочетательное
Переместительное
Распределительное
Пример
Пример
Пример
Учимся задавать вопросы
Приём «Толстые и тонкие вопросы»
Тонкие вопросы
Толстые вопросы
кто...
дайте объяснение, почему...
что...
когда...
почему вы думаете...
почему вы считаете...
может...
в чем разница...
будет...
предположите, что будет, если...
мог ли...
что, если...
как звали...
было ли...
согласны ли вы...
верно...
- Стратегия «Ключевое слово».
Ключевое слово
Определение
Окружность
Чертеж /
Множество точек, равноудаленных от данной точки
Радиус
…
Обозначение
Диаметр
…
…
…
«Треугольник»
кластер
Имя
три
равные
Точки
Отрезки
Вершины
Стороны
треугольник
разные
острый
Углы
прямой
Тупой
Смысловая стадия: сводная таблица «треугольник»
Линии сравнения
Элементы
(стороны, углы)
Вид треугольника
Смысловая стадия: кубик
?
Измерьте и сравните стороны треугольника.
Измерьте и сравните стороны треугольника.
Измерьте и сравните стороны треугольника.
Определите вид треугольника
Определите вид данного треугольника
Рефлексия:
- Обсуждение
- результатов (по данным таблицы)
- Синквейн:
треугольник
прямоугольный
равносторонний
чертить
измерять
обозначать
не существует
треугольник
что
Бывает
Фигура с тремя …
Стратегий много, каждая из них решает свои задачи, но с уверенностью можно сказать, что такие уроки, в которых применялись различные стратегии развития критического мышления, отличаются насыщенностью, современностью, продуктивностью, активностью всех участников учебного процесса. А анализ данных уроков позволяет утверждать, что реализация модуля «Обучения критическому мышлению» не только развивает математическую компетенцию обучающихся, но и их личностные качества, позволяющие им быть конкурентно способными.
Самооценивание
Применяя стратегии критического мышления, у ровень усвоения тем намного повысился. Это видно из последних суммативных работ.
Спасибо
за внимание.
1. http://www.zakon.kz/4615841-v-rk-ucheniki-khorosho-formulirujut.html
2. Райер, Г., Лопанова, Е., Рабочих, Т. Современные технологии профессионального обучения: Учебно-методическое пособие. – Омск: Омскбланкиздат, 2001. – 89 с.
3. Тарасова, М.А. Педагогические условия формирования критического стиля деятельности учащихся многопрофильной гимназии: Дис. ... канд. пед. наук. Москов. медицинская Академия. М., 2000