СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование математической грамотности младших школьников на занятиях по внеурочной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современном образовании большое внимание уделяется формированию ФГ и одной из составляющих является математическая грамотность.

Просмотр содержимого документа
«Формирование математической грамотности младших школьников на занятиях по внеурочной деятельности»

СЛАЙД 1

Добрый день, уважаемые коллеги!

В современном образовании большое внимание уделяется формированию ФГ и одной из составляющих является математическая грамотность.

Прежде чем начать своё выступление, скажите, пожалуйста, что вы вкладываете в понятие «Математическая грамотность»? Давайте наполним нашу «Корзину понятий» вашими ассоциациями.

О, математика, земная,

Гордись, прекрасная, собой.

Ты всем наукам мать родная,

И дорожат они тобой.

СЛАЙД 2

Для учителей начальных классов этот вопрос наиболее актуален, так как основы функциональной грамотности закладываются у детей в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам учебной и внеурочной деятельности.

В этом учебном году с 1 класса в школах, как обязательным, ввели курс внеурочной деятельности «Функциональная грамотность».

СЛАЙД 3

Математическая грамотность - это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

СЛАЙД 4

Под математической грамотностью понимают способность учащихся:

- распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики;

- формулировать эти проблемы на языке математики;

- решать проблемы, используя математические факты и методы;

- анализировать использованные методы решения;

- интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;

- формулировать и записывать результаты решения.

Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности трактуется как:

•понимание необходимости математических знаний для учения в повседневной жизни;

потребность и умение применять математику в повседневных ситуациях: находить, анализировать математическую информацию об объектах окружающей действительности, рассчитывать стоимость (протяженность, массу);

способность различать математические объекты (фигуры, числа, величины), устанавливать математические отношения (быстрее-медленнее, длиннее-короче), зависимости (увеличивается, расходуется), сравнивать, классифицировать;

совокупность умений: действовать по инструкции (алгоритму), решать учебные задачи, связанные с измерением, вычислениями, упорядочиванием, формулировать суждения с использованием математических терминов, знаков.

СЛАЙД 5

В качестве задач можно выделить 4 основных:

-Распознавать и формулировать, решать проблемы, возникающие в окружающей действительности с помощью математического аппарата школьного курса математики.

-Выбирать и обосновывать оптимальные методы решения реальных ситуаций с помощью применения математики.

-Формулировать и записывать результаты решения и давать им объяснение в контексте поставленной проблемы.

-Развивать социальную компетенцию учащихся, используя широкий социальный контекст для постановки и решения различных проблем.

На внеурочной деятельности больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся. Я стараюсь решать практические задачи по формированию математической грамотности, и сегодня хочу поделиться с вами теми приемами, которые использую в своей работе.

Для развития математической грамотности важно, чтобы ученики знакомились с материалом из реального мира, в котором используется математика.

Можно использовать как средство оптимизации повседневной деятельности человека: в устройстве семейного быта, в семейной экономике, при совершении покупок, выборе товаров, организации отдыха.

СЛАЙД 6

Во внеурочной деятельности, можно использовать такие темы:

-Семейный бюджет

-Покупки

-Коммунальные платежи

-Карманные деньги

-Отдых

-Увлечения

СЛАЙД 7

Использую такие форм и средств обучения при формировании математической грамотности:

- Групповая и индивидуальная работа.

- Проектная деятельность.

- Экскурсии

- Неделя математики

- Познавательные кластеры

-Игровые технологии (ролевые, деловые игры)

СЛАЙД 8

Включая школьников в решение конкретных жизненных ситуаций, развивая математическую грамотность, повышается качество математической подготовки, и помогает учащимся адаптироваться в социуме. Дает возможность повысить интерес к математике и помогает решению реальных проблем.

Хочу представить, как я работаю над формированием математической грамотности.

  1. Практические работы.

Например, тема «Технологический цех. Изготовление пирожного картошка». На занятии обучающиеся учатся читать технологические карты. Дети с помощью виртуального магазина заполняют карту, вносят цену продукта, считают стоимость и себестоимость. Получают продукт своей деятельности пирожное «Картошка» с указанием его цены.

СЛАЙД 9

Практическая работа по теме «Плоские и объемные фигуры» с использованием 3Д ручки. Ученики из плоских фигур создают объемные. При этом необходимо соблюдать размеры и посчитать периметр полученных фигур.

СЛАЙД 10

Особое внимание уделяю формированию математической грамотности при работе с проектами обучающихся.

СЛАЙД 11

На одном из этапов ученику необходимо посчитать количество материала и вычислить себестоимость изделия и получить продукт.

СЛАЙД 12

Еще на свои занятиях я использую прием «Танграм» в рамках предметных недель, математические головоломки, кроссворды, ребусы.

СЛАЙД 13

Остановлюсь на игре «Танграм», которая развивает полезные умения: учит пространственному мышлению; формирует и закрепляет понятия цвета и формы; улучшает внимание, воображение; развивает способность «читать» схему-инструкцию; учит визуально разбивать целый объект на части, и наоборот - составлять из элементов заданную модель, а самое главное – логически мыслить. Ребятам очень нравится работать с геометрическими фигурами. 

СЛАЙД 14

Разнообразные ситуации, ограниченно связанные с окружающим миром современного ученика, позволяет ему «примерять на себя» различные социальные роли- семьянина, гражданина, работника, друга.

Игра «Магазин» всем хорошо известна и дети в нее играют с большим удовольствием. Во время проведения этой игры у учащихся закрепляются навыки счета до 20, знания состава чисел из отдельных единиц и двух меньших чисел. Ребята знакомятся с деньгами, их достоинством и предназначением; с набором и отношениями между монетами и купюрами разного достоинства (больше, меньше, равные по достоинству); учатся находить заданную сумму в разном наборе монет. У них формируются умения соотносить число денежному эквиваленту, а так же навыки самостоятельного совершения покупок и воспитывается правильное отношение к деньгам в быту. Игра развивает познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания, а также учит вежливому общению друг с другом.

СЛАЙД 15

Важно научить учащихся работать с информацией, использовать разные способы представления информации, диаграммы, таблицы и другие формы.

Хочу поделиться, как можно использовать математическую грамотность в рамках акции «Неделя доброты», которая была направлена на оказание помощи тем, кто в ней нуждается.

Первым этап это поиск в интернете благотворительного фонда. Остановились на фонде «Подари Жизнь». В классе было объявлено, принести материал для изготовления украшений, после чего каждый день в течение одной недели ребята плели браслеты, кольца, наборы украшений.

СЛАЙД 16

Получилось изготовить 108 предметов. После чего посчитали, сколько будет стоить каждое изделие. И составили прайс-лист, где указали цены на изделия. И подсчитали, что за вырученные украшения должны получить 3010 рублей.

СЛАЙД 17

На следующем этапе составили рекламную листовку и в течение 3 дней осуществлялась продажа украшений.

СЛАЙД 18

Завершающий этап – это перечисление денежных средств в благотворительный фонд «Подари Жизнь». В августе 2023 года на Ирбитской ярмарке приняла участие и наша ученица и получила сертификат участника детского декоративного-прикладного творчества «Остров детства», проводимой в рамках межрегионального фестиваля народных промыслов и ремёсел «Город мастеров» она продавала украшения, сделанные своими руками.

СЛАЙД 19

Основная идея психогеометрического теста состояла в том, что наши характеристики, отношения, образование и жизненный опыт – все это связано с определенными геометрическими формами, которая соответствует определенному типу личности.

Посмотрите на пять фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, зигзаг), изображенных на рисунке.

Выберите из них ту, в отношении которой Вы можете сказать: это – «Я»! Постарайтесь почувствовать свою форму.

Если Вы испытываете сильное затруднение, выберите из фигур ту, которая первой привлекла ваше внимание.

Квадраты символизируют надежность, порядок и стабильность. Трудолюбие, потребность доводить дело до конца, настойчивость – главные качества квадратов. Квадрат обладает логическим складом ума и склонен к математике. Для вас есть множество профессий, где вы продемонстрируете свои редкие навыки, терпение и точность. Вы прекрасный «офисный работник».

Треугольник – энергичная и сильная личность. Треугольники представляют направление и силу. Треугольник чрезвычайно конкурентоспособен, амбициозен и стремится к успеху – естественный тип лидера.

Треугольники целеустремленны, уверены в себе и сосредоточены на своих целях. Они обычно категоричны, не терпят возражений и с трудом признают свои ошибки. Для них очень важна карьера, и они стремятся к высокому статусу.

Прямоугольники символизируют переход, это временная форма личности. Это люди, которые не удовлетворены своим нынешним образом жизни и хотят чего-то лучшего. Они непредсказуемы, открыты для перемен, а иногда и забывчивы. Прямоугольник пытается делать то, что никогда раньше не делал, и задает вопросы, которые никогда раньше не задавал. Они открыты для новых идей и легко учатся новому. Их искреннее и оптимистичное отношение – вот что помогает им идти по жизни.

Круги символизируют гармонию, единство и завершенность. В первую очередь Круг заинтересован в хороших межличностных отношениях. Эти люди очень дружелюбны. Круг – самая добрая из пяти геометрических фигур, функционирующая как клей, скрепляющий людей вокруг себя. Круг способен сплотить коллектив и создать крепкую семью. Они хорошо «читают» людей и могут быстро распознать самозванца.

Зигзаг – человек творческий. Зигзаги символизируют креативность и уникальность. Зигзаги способны генерировать новые и великие идеи. Для таких людей характерно интуитивное и образное мышление. Последовательность не в его стиле. Мысли Зигзага делают отчаянные скачки. Они не зацикливаются на деталях, упрощая тем самым картину мира. Из всех 5 фигур Зигзаг является самым возбудимым. У них нет ограничений, что часто мешает им воплотить свои идеи в жизнь.

СЛАЙД 20

И в заключении своего выступления хотела бы сказать, что функциональная грамотность — это индикатор общественного благополучия. Поэтому для школы возникает очень важная цель: подготовить не отдельных элитных учащихся к жизни, а обучить мобильную личность, способной при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые социальные роли и функции, быть конкурентоспособным.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!