СЛАЙД 1
Добрый день, уважаемые коллеги!
В современном образовании большое внимание уделяется формированию ФГ и одной из составляющих является математическая грамотность.
Прежде чем начать своё выступление, скажите, пожалуйста, что вы вкладываете в понятие «Математическая грамотность»? Давайте наполним нашу «Корзину понятий» вашими ассоциациями.
О, математика, земная,
Гордись, прекрасная, собой.
Ты всем наукам мать родная,
И дорожат они тобой.
СЛАЙД 2
Для учителей начальных классов этот вопрос наиболее актуален, так как основы функциональной грамотности закладываются у детей в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам учебной и внеурочной деятельности.
В этом учебном году с 1 класса в школах, как обязательным, ввели курс внеурочной деятельности «Функциональная грамотность».
СЛАЙД 3
Математическая грамотность - это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
СЛАЙД 4
Под математической грамотностью понимают способность учащихся:
- распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики;
- формулировать эти проблемы на языке математики;
- решать проблемы, используя математические факты и методы;
- анализировать использованные методы решения;
- интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
- формулировать и записывать результаты решения.
Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности трактуется как:
•понимание необходимости математических знаний для учения в повседневной жизни;
потребность и умение применять математику в повседневных ситуациях: находить, анализировать математическую информацию об объектах окружающей действительности, рассчитывать стоимость (протяженность, массу);
способность различать математические объекты (фигуры, числа, величины), устанавливать математические отношения (быстрее-медленнее, длиннее-короче), зависимости (увеличивается, расходуется), сравнивать, классифицировать;
совокупность умений: действовать по инструкции (алгоритму), решать учебные задачи, связанные с измерением, вычислениями, упорядочиванием, формулировать суждения с использованием математических терминов, знаков.
СЛАЙД 5
В качестве задач можно выделить 4 основных:
-Распознавать и формулировать, решать проблемы, возникающие в окружающей действительности с помощью математического аппарата школьного курса математики.
-Выбирать и обосновывать оптимальные методы решения реальных ситуаций с помощью применения математики.
-Формулировать и записывать результаты решения и давать им объяснение в контексте поставленной проблемы.
-Развивать социальную компетенцию учащихся, используя широкий социальный контекст для постановки и решения различных проблем.
На внеурочной деятельности больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся. Я стараюсь решать практические задачи по формированию математической грамотности, и сегодня хочу поделиться с вами теми приемами, которые использую в своей работе.
Для развития математической грамотности важно, чтобы ученики знакомились с материалом из реального мира, в котором используется математика.
Можно использовать как средство оптимизации повседневной деятельности человека: в устройстве семейного быта, в семейной экономике, при совершении покупок, выборе товаров, организации отдыха.
СЛАЙД 6
Во внеурочной деятельности, можно использовать такие темы:
-Семейный бюджет
-Покупки
-Коммунальные платежи
-Карманные деньги
-Отдых
-Увлечения
СЛАЙД 7
Использую такие форм и средств обучения при формировании математической грамотности:
- Групповая и индивидуальная работа.
- Проектная деятельность.
- Экскурсии
- Неделя математики
- Познавательные кластеры
-Игровые технологии (ролевые, деловые игры)
СЛАЙД 8
Включая школьников в решение конкретных жизненных ситуаций, развивая математическую грамотность, повышается качество математической подготовки, и помогает учащимся адаптироваться в социуме. Дает возможность повысить интерес к математике и помогает решению реальных проблем.
Хочу представить, как я работаю над формированием математической грамотности.
Практические работы.
Например, тема «Технологический цех. Изготовление пирожного картошка». На занятии обучающиеся учатся читать технологические карты. Дети с помощью виртуального магазина заполняют карту, вносят цену продукта, считают стоимость и себестоимость. Получают продукт своей деятельности пирожное «Картошка» с указанием его цены.
СЛАЙД 9
Практическая работа по теме «Плоские и объемные фигуры» с использованием 3Д ручки. Ученики из плоских фигур создают объемные. При этом необходимо соблюдать размеры и посчитать периметр полученных фигур.
СЛАЙД 10
Особое внимание уделяю формированию математической грамотности при работе с проектами обучающихся.
СЛАЙД 11
На одном из этапов ученику необходимо посчитать количество материала и вычислить себестоимость изделия и получить продукт.
СЛАЙД 12
Еще на свои занятиях я использую прием «Танграм» в рамках предметных недель, математические головоломки, кроссворды, ребусы.
СЛАЙД 13
Остановлюсь на игре «Танграм», которая развивает полезные умения: учит пространственному мышлению; формирует и закрепляет понятия цвета и формы; улучшает внимание, воображение; развивает способность «читать» схему-инструкцию; учит визуально разбивать целый объект на части, и наоборот - составлять из элементов заданную модель, а самое главное – логически мыслить. Ребятам очень нравится работать с геометрическими фигурами.
СЛАЙД 14
Разнообразные ситуации, ограниченно связанные с окружающим миром современного ученика, позволяет ему «примерять на себя» различные социальные роли- семьянина, гражданина, работника, друга.
Игра «Магазин» всем хорошо известна и дети в нее играют с большим удовольствием. Во время проведения этой игры у учащихся закрепляются навыки счета до 20, знания состава чисел из отдельных единиц и двух меньших чисел. Ребята знакомятся с деньгами, их достоинством и предназначением; с набором и отношениями между монетами и купюрами разного достоинства (больше, меньше, равные по достоинству); учатся находить заданную сумму в разном наборе монет. У них формируются умения соотносить число денежному эквиваленту, а так же навыки самостоятельного совершения покупок и воспитывается правильное отношение к деньгам в быту. Игра развивает познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания, а также учит вежливому общению друг с другом.
СЛАЙД 15
Важно научить учащихся работать с информацией, использовать разные способы представления информации, диаграммы, таблицы и другие формы.
Хочу поделиться, как можно использовать математическую грамотность в рамках акции «Неделя доброты», которая была направлена на оказание помощи тем, кто в ней нуждается.
Первым этап это поиск в интернете благотворительного фонда. Остановились на фонде «Подари Жизнь». В классе было объявлено, принести материал для изготовления украшений, после чего каждый день в течение одной недели ребята плели браслеты, кольца, наборы украшений.
СЛАЙД 16
Получилось изготовить 108 предметов. После чего посчитали, сколько будет стоить каждое изделие. И составили прайс-лист, где указали цены на изделия. И подсчитали, что за вырученные украшения должны получить 3010 рублей.
СЛАЙД 17
На следующем этапе составили рекламную листовку и в течение 3 дней осуществлялась продажа украшений.
СЛАЙД 18
Завершающий этап – это перечисление денежных средств в благотворительный фонд «Подари Жизнь». В августе 2023 года на Ирбитской ярмарке приняла участие и наша ученица и получила сертификат участника детского декоративного-прикладного творчества «Остров детства», проводимой в рамках межрегионального фестиваля народных промыслов и ремёсел «Город мастеров» она продавала украшения, сделанные своими руками.
СЛАЙД 19
Основная идея психогеометрического теста состояла в том, что наши характеристики, отношения, образование и жизненный опыт – все это связано с определенными геометрическими формами, которая соответствует определенному типу личности.
Посмотрите на пять фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, зигзаг), изображенных на рисунке.
Выберите из них ту, в отношении которой Вы можете сказать: это – «Я»! Постарайтесь почувствовать свою форму.
Если Вы испытываете сильное затруднение, выберите из фигур ту, которая первой привлекла ваше внимание.
Квадраты символизируют надежность, порядок и стабильность. Трудолюбие, потребность доводить дело до конца, настойчивость – главные качества квадратов. Квадрат обладает логическим складом ума и склонен к математике. Для вас есть множество профессий, где вы продемонстрируете свои редкие навыки, терпение и точность. Вы прекрасный «офисный работник».
Треугольник – энергичная и сильная личность. Треугольники представляют направление и силу. Треугольник чрезвычайно конкурентоспособен, амбициозен и стремится к успеху – естественный тип лидера.
Треугольники целеустремленны, уверены в себе и сосредоточены на своих целях. Они обычно категоричны, не терпят возражений и с трудом признают свои ошибки. Для них очень важна карьера, и они стремятся к высокому статусу.
Прямоугольники символизируют переход, это временная форма личности. Это люди, которые не удовлетворены своим нынешним образом жизни и хотят чего-то лучшего. Они непредсказуемы, открыты для перемен, а иногда и забывчивы. Прямоугольник пытается делать то, что никогда раньше не делал, и задает вопросы, которые никогда раньше не задавал. Они открыты для новых идей и легко учатся новому. Их искреннее и оптимистичное отношение – вот что помогает им идти по жизни.
Круги символизируют гармонию, единство и завершенность. В первую очередь Круг заинтересован в хороших межличностных отношениях. Эти люди очень дружелюбны. Круг – самая добрая из пяти геометрических фигур, функционирующая как клей, скрепляющий людей вокруг себя. Круг способен сплотить коллектив и создать крепкую семью. Они хорошо «читают» людей и могут быстро распознать самозванца.
Зигзаг – человек творческий. Зигзаги символизируют креативность и уникальность. Зигзаги способны генерировать новые и великие идеи. Для таких людей характерно интуитивное и образное мышление. Последовательность не в его стиле. Мысли Зигзага делают отчаянные скачки. Они не зацикливаются на деталях, упрощая тем самым картину мира. Из всех 5 фигур Зигзаг является самым возбудимым. У них нет ограничений, что часто мешает им воплотить свои идеи в жизнь.
СЛАЙД 20
И в заключении своего выступления хотела бы сказать, что функциональная грамотность — это индикатор общественного благополучия. Поэтому для школы возникает очень важная цель: подготовить не отдельных элитных учащихся к жизни, а обучить мобильную личность, способной при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые социальные роли и функции, быть конкурентоспособным.