Пакина Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №1 р.п. Базарный Карабулак Саратовской области»
2019 год
Метапредметные курсы
4 класс – «Информация»;
5 класс - «Идея»;
6 класс - «Аргументы»;
7 класс – «Публичное выступление»;
8 класс - «Я — исследователь»;
9 класс - «Проектная деятельность».
Доктор педагогических
наук, профессор
Н.Н. Светловская
Автором является Наталья Николаевна Светлаковская
В основе технологии также лежат исследования по психологии читательской деятельности доктора педагогических наук
Граник Генриетты Григорьевны
Доктор педагогических наук Г.Г. Граник
Эта технология направлена
1
на формирование метапредметных компетенций и подразумевает
- Выделение важной информации в тексте
- Выделение важной информации в тексте
приемы работы с текстом
2
- Разработка системы опорных конспектов
- Разработка системы опорных конспектов
3
- Сопоставительный анализ текстов
- Сопоставительный анализ текстов
4
- Организация творческой деятельности
- Организация творческой деятельности
5
- Работа с текстом - миниатюрой
- Работа с текстом - миниатюрой
Требования ФГОС к метапредметным результатам, полученным при изучении курса ОРКСЭ:
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
2.овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
3. овладение логическими действиями, умением излагать и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, строить собственное рассуждение.
Успешность в обучении
зависит от восприятия текста
как источника информации
класс
% усвоения информации
1 класс
4 класс
5 - 10
% создания собственных текстов
20 - 30
2- 3
5 класс
13 - 15
45 - 50
11 класс
80 - 90
23 - 25
87 - 90
Результативность работы
Литература
1.Антонова. Е.С. Развитие речи и мышления учащихся на основе интеграции обучения в общеобразовательной школе.
– М.: ИЗД, 2001.
2. Антонова Е.С. «Методика преподавания русского языка: коммуникативно - деятельностный подход». М.: КНОРУС,
2007.
3. Бабайцева, В. В. Беднарская Л. Д. Комплексный анализ текста на уроках русского языка. Русская словесность.1997.№3.
С.23-28.
4. Баев И.М. Играем на уроках русского языка. М., 1989.
5. Баранов, М. Т. Межпредметные связи русского языка в учебном процессе. Русский язык в школе. 1979.г №3.С. 9-14.
6. Бахтин М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках.
7. Быстрова, Е. А. Коммуникативная методика в преподавании русского языка. Русский язык в школе. 1996. №1. С. 3-8.
8. Быстрова, Е. А. Цели обучения русскому языку, или какую компетенцию мы формируем на уроках. Русская словесность.
2003. №1. С. 35-40
9. Выготский Л.С. Педагогическая психология. Москва: Педагогика, 1991.
10. Дейкина А.Д. Новации в методике преподавания русского языка. Русский язык в школе. 2002. № 3. С. 105.
11.Ильин Е.Н.Искусство общения. М., 1982.
12. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании.
Авторская версия. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 2004.
13. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании. Школьные технологии. 2004. № 5. С. 5-12.
14. Львова, С. И. Развитие видов речевой деятельности на уроках русского языка. Русская словесность. 2002. №7.С.
40-45.
15. Маранцман В. Г. Труд читателя: От восприятия литературного произведения к анализу. Книга для учащихся старших
классов средней школы. М., Просвещение, 1986.
16. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. М., 1990
17. Пахнова, Т. М. Роль речевой среды в процессе формирования языковой личности .Русский язык в школе. 2012.
№ 12. С. 3-9
18. Пахнова Т.М. Слово. Текст. Речевая среда (Работа с текстом при изучении русского языка) М.: Вербум, 2008. с. 16.
19. Хуторский А.В. Ключевые компетенции: технология конструирования. Народное образование. 2003. №5.
20. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1999 г.