Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 с углублённым изучением отдельных предметов им. Ю.Н. Янова г. Вязьмы Смоленской области
Самоконтроль и самооценка при формировании метапредметных компетенций учащихся
Презентация подготовлена учителем английского языка Барановой Мариной Сергеевной
Рефлексия -
«Это мыследеятельностный или чувственно переживаемый процесс осознания субъектом образования своей деятельности – способов её выполнения – возникших проблем и противоречий – анализ действий по их разрешению» 1
Рефлексия:
- Индивидуальная - формирование реальной самооценки
– за что ты можешь оценить свою работу?
- Групповая – акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи
– какую помощь в работе оказал… (имя)?
Формирование учебной самооценки решает следующие задачи:
1.Развитие у обучающихся потребности в самоконтроле через анализ собственных результатов.
2. Развитие потребности в самоорганизации и самоизменении (т.е. личностных и регулятивных УУД).
3. Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, восприятия и т.д.
Приемы, организующие рефлексию результатов деятельности ученика на уроке:
1
Прием «незаконченные предложения»
2
Прием «рефлективные вопросы»
3
Прием «инсерт»
4
Прием «плюс-минус-интересно»
5
Прием «Да-Нет»
Прием «незаконченные предложения»
Учащиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из предложенных учителем (на доске):
Сегодня Я
- узнал…
- научился…
- понял, что…
- открыл (изучил) новые способы…
- спроектировал (создал алгоритм) действий…
- по-новому оценил себя:…
Прием «рефлективные вопросы»
- Какие у вас (у тебя) возникли трудности?
- Как преодолевали?
- Что не получилось?
- Какая нужна помощь?
- Что делать дальше, чтобы преодолеть возникшие трудности?
Прием «инсерт»
Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке учащиеся на листочке условно оценивают свои ответы:
- «V» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный
- «W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный
- «| » - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный
- «+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный
- «0» - не ответил
Прием «плюс-минус-интересно
Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.
В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции.
В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него бесполезной.
В графу «И» – «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
Прием «Да – Нет»
В конце урока учащийся дает ответ на вопросы, что поможет ему осознать результаты своей учебной деятельности.
- Я знаю, ЧТО такое проблема?
- Мне понятно, КАК искать ответ на поставленный автором вопрос?
- Я понял, ЧТО ТАКОЕ тезис, аргумент, вывод?
- Мне понятно, ГДЕ нужно искать ответы, аргументы, примеры?
- Мне комфортно было общаться (с товарищами, в группе, с учителем и т.д.)?
- • Я оцениваю свою работу на уроке ….
Алгоритм для формирования умения самооценки 2 :
- Совместная выработка порядка оценивания.
- Действия при подготовке к урокам, на которых будет развиваться умение самооценки .
- Действия по развитию у учеников умения самооценки.
- Действия при сформированном умении самооценки.
Типичные ошибки
1.Отождествление понятий «оценка» и «отметка».
2. На первом этапе отработки нового материала учитель планирует на урок максимум содержания, поэтому не хватает времени на самооценку.
3. Учитель пропускает обучающий этап проговаривания самооценки, требуя от учеников сразу самостоятельных действий по алгоритму.
4. В 1–2 классах учитель требует весь алгоритм самооценки.
5. Не каждый ученик готов публично давать самооценку.
6. Авторитарная позиция учителя. Далеко не все ученики готовы признать свои ошибки. Однако равный и честный разговор с ними, даже если он не заканчивается.
Используемые ресурсы:
1. Хуторской А.В. Практикум по дидактике и методикам обучения. СПб.: Питер, 2004. С.162
2. Данилов Д. Д. Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). М.: Баласс, 2006. С. 33–35.
3. Метапредметный подход в обучении школьников: Методические рекомендации для педагогов общ.школ / Авт.-сост. С.В. Галян – Сургут: РИО СурГПУ, 2014