СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование метапредметных умений и навыков школьников на уроках математики посредством метода проектов

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Метод проектов"

Просмотр содержимого документа
«Формирование метапредметных умений и навыков школьников на уроках математики посредством метода проектов»

 Метод проектов Апёнкина Марина Леонидовна, учитель математики высшей квалификационной категории МБОУ «СОШ №3»

Метод проектов

Апёнкина Марина Леонидовна, учитель математики высшей квалификационной категории МБОУ «СОШ №3»

Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата.

Проект работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата.

Тип проекта Практико- ориентированный Цель проекта Решение практических задач заказчика проекта Исследовательский проект Проектный продукт Тип деятельности учащегося Учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации Доказательство или опровержение какой-либо гипотезы Информационный проект Формируемая компетентность Практическая деятельность в определен- ной учебно-предметной области Результат исследования, оформленный установленным способом Сбор ин- формации о каком-либо объекте или явлении Деятельностная Деятельность, связанная с экспериментированием, логическими мыслительными операциями Статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо во- просу Мыслительная Деятельность, связанная со сбором, проверкой, ранжированием информации из различных источников; общение с людьми, как источника- ми информации Информационная

Тип

проекта

Практико-

ориентированный

Цель проекта

Решение

практических задач

заказчика

проекта

Исследовательский проект

Проектный

продукт

Тип деятельности учащегося

Учебные пособия, макеты и

модели, инструкции, памятки,

рекомендации

Доказательство

или

опровержение

какой-либо

гипотезы

Информационный проект

Формируемая

компетентность

Практическая

деятельность

в определен-

ной учебно-предметной

области

Результат исследования,

оформленный

установленным

способом

Сбор ин-

формации о

каком-либо

объекте

или явлении

Деятельностная

Деятельность,

связанная с

экспериментированием,

логическими

мыслительными

операциями

Статистические

данные, результаты опросов

общественного

мнения, обобщение высказываний различных

авторов по

какому-либо во-

просу

Мыслительная

Деятельность,

связанная со

сбором, проверкой, ранжированием

информации из

различных источников; общение с людьми,

как источника-

ми информации

Информационная

Тип проекта Цель проекта Творческий проект Проектный продукт Привлечение интереса публики к проблеме проекта Игровой или ролевой проект Тип деятельности учащегося Литературные произведения, произведения изобрази- тельного или декоративно- прикладного искусства, видео- фильмы Предоставление публике опыта участия в решении проблемы проекта Формируемая компетентность Творческая деятельность, связанная с получением об- ратной связи от публики Мероприятие (игра, состязание, викторина и тому подобное) Коммуникативная Деятельность, связанная с групповой коммуникацией Коммуникативная

Тип

проекта

Цель проекта

Творческий проект

Проектный

продукт

Привлечение интереса публики

к проблеме

проекта

Игровой или ролевой проект

Тип деятельности учащегося

Литературные

произведения,

произведения

изобрази-

тельного или

декоративно-

прикладного искусства, видео-

фильмы

Предоставление

публике

опыта

участия в

решении

проблемы

проекта

Формируемая

компетентность

Творческая

деятельность,

связанная с

получением об-

ратной связи от

публики

Мероприятие

(игра, состязание, викторина и тому

подобное)

Коммуникативная

Деятельность,

связанная с

групповой коммуникацией

Коммуникативная

Требования к проекту: Исследовательский характер; Актуальность; Практическая значимость; Грамотное изложением материала; Наглядность.

Требования к проекту:

  • Исследовательский характер;
  • Актуальность;
  • Практическая значимость;
  • Грамотное изложением материала;
  • Наглядность.
 Этапы работы над проектом Степень участия учителя 5–6 -е классы Проблематизация Максимальное участие на всех этапах Целеполагание  Планирование  Реализация плана Степень участия учителя 7–8 -е классы    в форме организующей, стимулирую- щей и обучаю- щей помощи и руководства, не подменяющее самостоятельной работы ребенка  Рефлексия  Презентация   по запросу учащегося Организующая и стимулирующая помощь. В отдельных случаях обучающая помощь Незначительная помощь, оказываемая в отдельных случаях по инициативе учителя

Этапы работы

над проектом

Степень участия учителя 5–6 -е классы

Проблематизация

Максимальное

участие на всех

этапах

Целеполагание

Планирование

Реализация

плана

Степень участия учителя 7–8 -е классы

в форме

организующей,

стимулирую-

щей и обучаю-

щей помощи и

руководства, не

подменяющее

самостоятельной работы ребенка

Рефлексия

Презентация

по

запросу

учащегося

Организующая

и стимулирующая помощь. В

отдельных случаях обучающая помощь

Незначительная помощь,

оказываемая

в отдельных

случаях по

инициативе

учителя

1 этап. ( Проблематизация) Предложить ученикам проблему в самых общих чертах, над которой им было бы интересно поработать. Это мотивация! 2 этап. ( Целеполагание) Необходимо определить, каким будет проектный продукт , решить, что будет создано для того, чтобы цель проекта была достигнута. 3 этап. ( Планирование) Предстоит поставить цель, определить задачи и способы работы, наметить сроки и оценить имеющиеся ресурсы. Важно только не начать планировать вместо ребенка . Надо лишь показать алгоритм планирования. 4 этап. ( Реализация плана)  Следить, чтобы ученик не потерял мотив к работе. 5 этап. ( Рефлексия)  Помочь корректно и лаконично описать весь ход работы. 6 этап. ( Презентация) Очень важно научить детей выбирать самое главное , коротко и ясно излагать свои мысли. Лучше, если текст презентации будет написан в виде тезисов.

1 этап. ( Проблематизация)

Предложить ученикам проблему в самых общих чертах, над которой им было бы интересно поработать. Это мотивация!

2 этап. ( Целеполагание)

Необходимо определить, каким будет проектный продукт ,

решить, что будет создано для того, чтобы цель проекта была достигнута.

3 этап. ( Планирование)

Предстоит поставить цель, определить задачи и способы работы, наметить сроки и оценить имеющиеся ресурсы. Важно только не начать планировать вместо ребенка . Надо лишь показать алгоритм планирования.

4 этап. ( Реализация плана)

Следить, чтобы ученик не потерял мотив к работе.

5 этап. ( Рефлексия)

Помочь корректно и лаконично описать весь ход работы.

6 этап. ( Презентация)

Очень важно научить детей выбирать самое главное , коротко и ясно излагать свои мысли. Лучше, если текст презентации будет написан в виде тезисов.

Алгоритм планирования для ученика ВОПРОС ОТВЕТ Почему выбрана эта тема проекта Проблема проекта Что надо сделать, чтобы решить данную проблему Цель проекта ( что решать) и задачи ( как решить) Что ты создашь, чтобы цель была достигнута Если ты сделаешь такой продукт, достигнешь ли ты цели проекта и будет ли в этом случае решена его проблема Образ проектного продукта ( ожидаемый результат ) Существует ли необходимая связь между проблемой, целью и проектным продуктом Какие шаги ты должен проделать от проблемы проекта до реализации цели проекта Перечисление основных  этапов работы и методы решения проблемы Все ли у тебя есть, чтобы проделать эти шаги (информация, оборудование и прочее для проведения исследований, материалы для изготовления продукта, чего не хватает, где это найти, что ты уже умеешь делать и чему придется научиться) Развернутый план работы Когда ты будешь осуществлять все необходимое Индивидуальный график проектной работы

Алгоритм планирования для ученика

ВОПРОС

ОТВЕТ

Почему выбрана эта тема проекта

Проблема проекта

Что надо сделать, чтобы решить

данную проблему

Цель проекта ( что решать) и задачи ( как решить)

Что ты создашь, чтобы цель была

достигнута

Если ты сделаешь такой продукт,

достигнешь ли ты цели проекта и

будет ли в этом случае решена его

проблема

Образ проектного продукта ( ожидаемый результат )

Существует ли необходимая связь

между проблемой, целью и проектным продуктом

Какие шаги ты должен проделать от

проблемы проекта до реализации

цели проекта

Перечисление основных

этапов работы

и методы решения проблемы

Все ли у тебя есть, чтобы проделать

эти шаги (информация, оборудование

и прочее для проведения исследований, материалы для изготовления

продукта, чего не хватает, где это

найти, что ты уже умеешь делать и

чему придется научиться)

Развернутый план работы

Когда ты будешь осуществлять все

необходимое

Индивидуальный график проектной

работы

Шаблон – отчёт о работе для ученика.   Введение  Тема моего проекта …………………………………………………... Я выбрал эту тему, потому что …………………………………….... Цель моей работы – ……………………………………….....……….. Проектным продуктом будет – .……………………………………… Этот продукт поможет достичь цель проекта, так как……………… План моей работы (указать время выполнения и перечислить все про- межуточные этапы): • Выбор темы и уточнение названия ……………………………………… • Сбор информации (где и как искал информацию)……………………… • Изготовление продукта (что и как делал)………………………………. • Написание письменной части проекта (как это делал)……………….

Шаблон – отчёт о работе для ученика.

Введение

Тема моего проекта …………………………………………………...

Я выбрал эту тему, потому что ……………………………………....

Цель моей работы – ……………………………………….....………..

Проектным продуктом будет – .………………………………………

Этот продукт поможет достичь цель проекта, так как………………

План моей работы (указать время выполнения и перечислить все про-

межуточные этапы):

• Выбор темы и уточнение названия ………………………………………

• Сбор информации (где и как искал информацию)………………………

• Изготовление продукта (что и как делал)……………………………….

• Написание письменной части проекта (как это делал)……………….

Основная часть  Я начал свою работу с того, что ……………………………………….. Потом я приступил к ……………………………………………………. Я завершил работу тем, что………………………………………………… В ходе работы я столкнулся с такими проблемами……………………… Чтобы справиться с возникшими проблемами, я………………………. Я отклонился от плана (указать, когда был нарушен график работы)… План моей работы был нарушен, потому что…………………………… В ходе работы я принял решение изменить проектный продукт, так как.. Но все же мне удалось достичь цели проекта, потому что……………….

Основная часть

  • Я начал свою работу с того, что ………………………………………..
  • Потом я приступил к …………………………………………………….
  • Я завершил работу тем, что…………………………………………………
  • В ходе работы я столкнулся с такими проблемами………………………
  • Чтобы справиться с возникшими проблемами, я……………………….
  • Я отклонился от плана (указать, когда был нарушен график работы)…
  • План моей работы был нарушен, потому что……………………………
  • В ходе работы я принял решение изменить проектный продукт, так как..
  • Но все же мне удалось достичь цели проекта, потому что……………….
Заключение  Закончив свой проект, я могу сказать, что не все из того, что было задумано, получилось, например ………………………… Это произошло, потому что …………………………………….. Если бы я начал работу заново, я бы …………………………… В следующем году я, может быть, продолжу эту работу для того, чтобы…… Я думаю, что я решил проблему своего проекта, так как….. Работа над проектом показала мне, (что узнал о себе и о проблеме, над которой работал) …………………………

Заключение

  • Закончив свой проект, я могу сказать, что не все из того, что было задумано, получилось, например …………………………
  • Это произошло, потому что ……………………………………..
  • Если бы я начал работу заново, я бы ……………………………
  • В следующем году я, может быть, продолжу эту работу для того, чтобы……
  • Я думаю, что я решил проблему своего проекта, так как…..
  • Работа над проектом показала мне, (что узнал о себе и о проблеме, над которой работал) …………………………
Проект – «пять П»  Наличие проблемы Планирование действий Поиск информации Результат работы – продукт  Презентация результатов

Проект – «пять П» 

  • Наличие проблемы
  • Планирование действий
  • Поиск информации
  • Результат работы – продукт
  • Презентация результатов