Метод проектов
Апёнкина Марина Леонидовна, учитель математики высшей квалификационной категории МБОУ «СОШ №3»
Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата.
Тип
проекта
Практико-
ориентированный
Цель проекта
Решение
практических задач
заказчика
проекта
Исследовательский проект
Проектный
продукт
Тип деятельности учащегося
Учебные пособия, макеты и
модели, инструкции, памятки,
рекомендации
Доказательство
или
опровержение
какой-либо
гипотезы
Информационный проект
Формируемая
компетентность
Практическая
деятельность
в определен-
ной учебно-предметной
области
Результат исследования,
оформленный
установленным
способом
Сбор ин-
формации о
каком-либо
объекте
или явлении
Деятельностная
Деятельность,
связанная с
экспериментированием,
логическими
мыслительными
операциями
Статистические
данные, результаты опросов
общественного
мнения, обобщение высказываний различных
авторов по
какому-либо во-
просу
Мыслительная
Деятельность,
связанная со
сбором, проверкой, ранжированием
информации из
различных источников; общение с людьми,
как источника-
ми информации
Информационная
Тип
проекта
Цель проекта
Творческий проект
Проектный
продукт
Привлечение интереса публики
к проблеме
проекта
Игровой или ролевой проект
Тип деятельности учащегося
Литературные
произведения,
произведения
изобрази-
тельного или
декоративно-
прикладного искусства, видео-
фильмы
Предоставление
публике
опыта
участия в
решении
проблемы
проекта
Формируемая
компетентность
Творческая
деятельность,
связанная с
получением об-
ратной связи от
публики
Мероприятие
(игра, состязание, викторина и тому
подобное)
Коммуникативная
Деятельность,
связанная с
групповой коммуникацией
Коммуникативная
Требования к проекту:
- Исследовательский характер;
- Актуальность;
- Практическая значимость;
- Грамотное изложением материала;
- Наглядность.
Этапы работы
над проектом
Степень участия учителя 5–6 -е классы
Проблематизация
Максимальное
участие на всех
этапах
Целеполагание
Планирование
Реализация
плана
Степень участия учителя 7–8 -е классы
в форме
организующей,
стимулирую-
щей и обучаю-
щей помощи и
руководства, не
подменяющее
самостоятельной работы ребенка
Рефлексия
Презентация
по
запросу
учащегося
Организующая
и стимулирующая помощь. В
отдельных случаях обучающая помощь
Незначительная помощь,
оказываемая
в отдельных
случаях по
инициативе
учителя
1 этап. ( Проблематизация)
Предложить ученикам проблему в самых общих чертах, над которой им было бы интересно поработать. Это мотивация!
2 этап. ( Целеполагание)
Необходимо определить, каким будет проектный продукт ,
решить, что будет создано для того, чтобы цель проекта была достигнута.
3 этап. ( Планирование)
Предстоит поставить цель, определить задачи и способы работы, наметить сроки и оценить имеющиеся ресурсы. Важно только не начать планировать вместо ребенка . Надо лишь показать алгоритм планирования.
4 этап. ( Реализация плана)
Следить, чтобы ученик не потерял мотив к работе.
5 этап. ( Рефлексия)
Помочь корректно и лаконично описать весь ход работы.
6 этап. ( Презентация)
Очень важно научить детей выбирать самое главное , коротко и ясно излагать свои мысли. Лучше, если текст презентации будет написан в виде тезисов.
Алгоритм планирования для ученика
ВОПРОС
ОТВЕТ
Почему выбрана эта тема проекта
Проблема проекта
Что надо сделать, чтобы решить
данную проблему
Цель проекта ( что решать) и задачи ( как решить)
Что ты создашь, чтобы цель была
достигнута
Если ты сделаешь такой продукт,
достигнешь ли ты цели проекта и
будет ли в этом случае решена его
проблема
Образ проектного продукта ( ожидаемый результат )
Существует ли необходимая связь
между проблемой, целью и проектным продуктом
Какие шаги ты должен проделать от
проблемы проекта до реализации
цели проекта
Перечисление основных
этапов работы
и методы решения проблемы
Все ли у тебя есть, чтобы проделать
эти шаги (информация, оборудование
и прочее для проведения исследований, материалы для изготовления
продукта, чего не хватает, где это
найти, что ты уже умеешь делать и
чему придется научиться)
Развернутый план работы
Когда ты будешь осуществлять все
необходимое
Индивидуальный график проектной
работы
Шаблон – отчёт о работе для ученика.
Введение
Тема моего проекта …………………………………………………...
Я выбрал эту тему, потому что ……………………………………....
Цель моей работы – ……………………………………….....………..
Проектным продуктом будет – .………………………………………
Этот продукт поможет достичь цель проекта, так как………………
План моей работы (указать время выполнения и перечислить все про-
межуточные этапы):
• Выбор темы и уточнение названия ………………………………………
• Сбор информации (где и как искал информацию)………………………
• Изготовление продукта (что и как делал)……………………………….
• Написание письменной части проекта (как это делал)……………….
Основная часть
- Я начал свою работу с того, что ………………………………………..
- Потом я приступил к …………………………………………………….
- Я завершил работу тем, что…………………………………………………
- В ходе работы я столкнулся с такими проблемами………………………
- Чтобы справиться с возникшими проблемами, я……………………….
- Я отклонился от плана (указать, когда был нарушен график работы)…
- План моей работы был нарушен, потому что……………………………
- В ходе работы я принял решение изменить проектный продукт, так как..
- Но все же мне удалось достичь цели проекта, потому что……………….
Заключение
- Закончив свой проект, я могу сказать, что не все из того, что было задумано, получилось, например …………………………
- Это произошло, потому что ……………………………………..
- Если бы я начал работу заново, я бы ……………………………
- В следующем году я, может быть, продолжу эту работу для того, чтобы……
- Я думаю, что я решил проблему своего проекта, так как…..
- Работа над проектом показала мне, (что узнал о себе и о проблеме, над которой работал) …………………………
Проект – «пять П»
- Наличие проблемы
- Планирование действий
- Поиск информации
- Результат работы – продукт
- Презентация результатов