СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование метапредметных умений посредством решения проектных задач на уроках математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каждый учитель сегодня понимает, что целью качественного образования не может быть только приобретение знаний, потому что сведения, которые мы преподносим детям, стремительно устаревают: то, что сегодня, бесспорно, завтра опровергается новой научной теорией или более точным наблюдением

Просмотр содержимого документа
«Формирование метапредметных умений посредством решения проектных задач на уроках математики»

Формирование метапредметных умений

посредством решения проектных задач на уроках математики

То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.

Л. Выготский

Каждый учитель сегодня понимает, что целью качественного образования не может быть только приобретение знаний, потому что сведения, которые мы преподносим детям, стремительно устаревают: то, что сегодня, бесспорно, завтра опровергается новой научной теорией или более точным наблюдением.

Более актуальным становится использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Приоритетом Федеральных государственных образовательных стандартов становится формирование метапредметных универсальных учебных действий, которые предполагают, что ученики будут владеть учебными умениями информационно-логического и организационного характера.

Навыками применения информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации. Базовыми навыками исследовательской деятельности, основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, то есть всем арсеналом средств, позволяющих человеку успешно учиться в течение всей жизни, реализуя идею непрерывного образования и соответствуя вызовам XXI века. Для формирования метапредметных УУД особый интерес для меня представляет использование технологии проектных задач на уроке.

Проектная задача – это задача по форме и содержанию приближенная к «реальной» ситуации и ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действия, средств и приемов не в стандартной форме. На такой задаче нет «этикетки» с указанием, к какой теме, к какому учебному предмету она относится. Итогом решения такой задачи всегда является реальный «продукт» (текст, схема или макет, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный детьми.

Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора заданий и требуемых для их выполнения данных. В ходе решения системы проектных задач у школьников могут быть сформированы следующие способности: рефлексировать, целеполагать, планировать, моделировать, проявлять инициативу при поиске способа решения задачи, вступать в коммуникацию.

Проектные задачи – это шаг к проектной деятельности в основной школе. Эти задачи имеют творческую составляющую. Осваивается реальная практика произвольности поведения: самоорганизация группы и каждого внутри ее, управление собственным поведением в групповой работе.

Требования к «проектной» задаче:

  • Имеет общий сюжет: задаётся реальная ситуация, в которой детям необходимо воспользоваться набором известных или неизвестных им способов действия;

  • Состоит из нескольких взаимосвязанных сюжетом заданий, которые помогают учащимся разрешить поставленную задачу;

  • Двигаться от задания к заданию можно как последовательно, так и выборочно (в зависимости от уровня подготовленности группы);

  • Задания могут иметь определённые «шумы» (отвлекающие маневры), создающие разные препятствия для решения поставленной задачи;

  • Заключительное задание задачи может быть общей «сборкой», позволяющей собрать вместе всё то, что выполняла группа в отдельных заданиях.

Основные этапы решения проектных задач:

  • Мотивационно - целевой этап решения проектной задачи;

  • Этап организации совместной деятельности в ходе решения проектной задачи;

  • Представление совместного результата (продукта);

  • Этап оценивания результатов решения проектной задачи;

  • Этап рефлексии при решении проектных задач.

I этап – мотивационный. Проектная задача – это ситуация, в которой ребёнок оказался впервые. Трудность учителя – он не всегда может придумать такую ситуацию, в которую обучавшиеся смогли бы перенести свой опыт. Нужно придумать «что-то этакое», а творчества порой не хватает. Но не нужно забывать, что является ведущим видом деятельности. Например, в 5 и 6 классе не надо забывать об игровой деятельности. Учащиеся любят сказки, загадки, которые порой не умеют разгадывать, путешествия со сказочными героями, поиски клада.

В 7 и 8 классе ребята полюбили интерактивные экскурсии. Музей – это особый мир, где действуют свои правила. Каждый воспитанный человек знает, что в музее нельзя шуметь, нельзя ничего трогать руками, тем более нельзя разбирать и собирать предметы, изучая их устройство. Но любознательным детям в таком музее скучно!

В 7-8 классах с большим интересом ученики решают проектную задачу «Есть математическая идея!». Учащиеся могут осуществить виртуальное путешествие в любой музей мира или создать свое путешествие по любой теме урочной или внеурочной деятельности.

Музей «Особые числа»

Использую записанные видеообращения врача школы, библиотекаря, организатора внеклассной работы, учащихся из другого класса с просьбой в чем-то помочь (написать письмо от друга, покупка школьных принадлежностей, посчитать площадь клумбы с цветами и т. д.).

Простой житейский вопрос служит хорошим приёмом для мотивации. Отличный ресурс – происходящие события в школе: предметная неделя точных наук. Например, составляем сборник задач определенной тематики:

Задачи экологического содержания:

  • Лес – санитар атмосферы. 1 гектар еловых насаждений может задерживать в год до 30 тонн пыли, сосновых – до 35 тонн, вяза – до 43 тонн, дуба – до 54 тонн, бука – до 68 тонн. Сколько тонн пыли задержат 10 га ельника за 3 года? 3 га дуба за 6 месяцев? (Изучение темы «Натуральные числа»).

  • В настоящее время леса на планете занимают около 40 млн. квадратных километров. Ежегодно эта величина уменьшается на 2%. Когда планета останется без своих «легких», если этот процесс не остановить? (Изучение темы «Проценты»);

В школе проходит игра «Территория первых» (изготовление флайеров). Когда идет такая подготовка (ох, и трудно в этот период учителю), но как это интересно детям!

II этап – организация совместной деятельности. Самостоятельность в целеполагании, планировании, выборе способов действия обучающие приобретают, прежде всего, во взаимодействии со сверстниками. Поэтому этот этап носит групповой характер. Распределение ролей, выработка правил общения в группе, единая цель способствует сплочению классного коллектива, развивает коммуникативные навыки, устную речь обучающихся, познавательную активность. В проведении этого этапа тоже есть свои проблемы. Многие учителя не любят этот этап урока из-за шума. Часто это происходит от неточного планирования времени, распределения обязанностей и правил общения каждого в группе. Работать детей в сотрудничестве нужно учить с первого класса. В нашей школе введен курс «Учусь создавать проект», который в плане преемственности переходит в учебный курс «Проектная деятельность».

III этап – представление совместного результата. Как презентовать работу быстро, эффектно, но при этом соблюдать правила и критерии? Как правило, одного урока не хватает, поэтому я планирую два часа. Т.к. классы по 30 человек, групп много, и времени на представление требуется много. Если при решении проектной задачи обучающиеся рисуют, вырезают, клеят, то на помощь приходят интегрированные уроки.

На каждую группу или на каждого ученика даю оценочный лист. Экспертный лист, через который отслеживается сформированность метапредметных УУД, получают наблюдатели из числа педагогов или родителей. Всё заполняется во время работы групп. Группа, которая презентует свой результат, задаёт 2-3 ключевых вопроса другой группе, если группа не слушала, она может получить штрафной бонус. Представить результат обучающиеся могут на бумажном носителе, выполнить презентацию в программе Power Point. 

IV этап – объективное оценивание результатов. Один из сложных этапов. Иногда оценивание проходит болезненно для некоторых детей. Несмотря на то, что разрабатываются критерии оценивания, на этом этапе бывают обиды и ссоры. При выборе критериев необходимо, чтобы ребята принимали активное участие в обсуждении. Должны быть выбраны критерии, позволяющие оценить и сам проект, и деятельность учащегося в ходе работы над проектом. Как правило, критерии сохраняются и могут использоваться на другом занятии с небольшими изменениями, добавлениями. Оцениваем работу групп с помощью традиционных сигнальных карточек, оценочных листов.

Примеры проектных задач:

Тема: «Масштаб» Путешествие из города Иркутска.

Задание: Найти расстояние от города Иркутска до ..... . С помощью скорости найти время, которое потребуется для перелета.

"Путешествие во времени".

1.В какой город путешествовали? Показать этот город на карте?

2.Назвать расстояние, которое получили после измерения на карте (округляется до см).

3.Назвать, какое расстояние получилось в реальности после применения масштаба на карте.

4. Сколько времени было потрачено на путешествие в этот город?

1 группа: Москва, V = 300 км/ч


2 группа: Тула, V = 300 км/ч


3 группа: Сочи, V = 320 км/ч


4 группа: Самара, V = 250 км/ч


5 группа: Петербург, V = 250 км/ч

Тема: «Ремонт в квартире»

Задание: Каковы затраты ремонтных работ. Не забывайте о своем бюджете.

1. Какие величины измерялись? Чему они равны на плане в реальности?

2. Какова площадь данного объекта?

3. Каким материалом покрыли пол, и во сколько это обойдется?

Тема: «Признаки равенства треугольников». Существует интересная геометрическая игрушка, которая состоит из треугольников и меняется, "выворачиваясь наизнанку". Это - игрушка "Флексагон". "To flax" означает складываться, гнуться, то есть "Флексагон" - "гнущийся многоугольник". "Флексагон" обладает удивительной способность внезапно менять форму и цвет.

Тема: «Сумма углов в треугольнике»

Задание: Доказать теорему при помощи оригами.


V этап – рефлексия. Цель этого этапа не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить свои результаты со вчерашним днём, с результатами одноклассников. Рефлексия связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий. Рефлексия может осуществляться не только в конце решения проектной задачи, проекта, как это принято считать, но и на любом этапе, в зависимости от формы, содержания проектной задачи и количества участников.

Введение проектных задач в образовательный процесс может дать образовательный эффект только при комплексном решении проблем, связанных с изменением содержания обучения, организации образовательного процесса и системы контрольно-оценочной деятельности всех субъектов образовательного процесса.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!