СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование метапредметных знаний на уроках в начальной школе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

ФГОС предлагают формировать не просто знания, умения и навыки,а ориентируют школьный процесс на развитие метапредметных способностей учащихся.

Просмотр содержимого документа
««Формирование метапредметных знаний на уроках в начальной школе»»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа №3 с.Огоньки»







«Формирование

метапредметных знаний

на уроках в начальной школе»





учитель начальных классов

Волкова

Наталья Владимировна





2018г.



Сегодня перед педагогами школы встала задача объединения модели “человека знающего” и “человека думающего”. Методические пособия представляют современную модель ученика, с качествами, характерными для личности 21 века.

Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные детьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции. Существует такой тезис: жизнь на уроке должна стать подлинной. Сделать её такой – задача современного учителя.

ФГОС предлагают формировать не просто знания, умения и навыки по отдельным учебным предметам, а надпредметные умения и навыки, ориентируют учебный школьный процесс на развитие «метапредметных способностей» учащихся. К результатам освоения образовательной программы начального общего образования стандарт предъявляет требования, выраженные на личностном, предметном и метапредметном уровнях. Если личностные и предметные результаты не вызывают вопросов учителей, то освоение метапредметных результатов остается для большинства неразрешенным вопросом.

Для достижения главной цели образования: формирования целостной картины мира в сознании ребёнка был разработан метапредметный подход в образовании. Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов.

Среди основных видов УУД можно выделить три блока:

1. Личностный.

2.Предметные

3. Метапредметные

Остановлюсь более подробно на метапредметных УУД.


Регулятивные универсальные учебные действия

(умения ОРГАНИЗОВЫВАТЬ свою деятельность ) -

отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).

Проблемно-диалогическое обучение. Основная особенность этой технологии заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность. На таких уроках ученики больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу. На уроке введения нового материала предполагается в основном два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – этап формулирования нового знания. Эта технология прежде всего формирует регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивая выращивание умения решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других универсальных учебных действий: за счёт использования диалога – коммуникативных, необходимости извлекать информацию, делать логические выводы и т.п. – познавательных.

Разноуровневое оценивание учебных успехов направлено на развитие контрольно-оценочной самостоятельности учеников за счёт изменения традиционной системы оценивания. (Что оцениваем? Кто оценивает?)

У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивация на успех. Избавление учеников от страха перед школьным контролем и оцениванием путём создания комфортной обстановки позволяет сберечь их психическое здоровье.

Такое оценивание направлено прежде всего на формирование регулятивных универсальных учебных действий, так как обеспечивает развитие умения определять, достигнут ли результат деятельности.


Познавательные универсальные учебные действия

(умения результативно МЫСЛИТЬ и работать с ИНФОРМАЦИЕЙ в современном мире)

Система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

Проектно-исследовательская деятельность учащихся.

Нацеленность исследовательской деятельности на конечный результат создает предпосылки и условия прежде всего для:

– определение целей деятельности, составление плана действий по достижению результата творческого характера,

– работа по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом,

– понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации.

Развитие познавательных универсальных учебных действий:

– предполагать, какая информация нужна,

– отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски,

– сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

Совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в группе и с учителем и завершающий этап работы над любым проектом – презентация (защита) проекта – способствуют формированию метапредметных коммуникативных умений:

– организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.),

– предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений,

– оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ,

– при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.


Коммуникативные универсальные учебные действия

(Умения ОБЩАТЬСЯ, взаимодействовать с людьми):

способность учащегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных и внеучебных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.


Наряду с этим происходит формирование и коммуникативных универсальных учебных действий: за счёт обучения аргументировано отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы. Воспитание толерантного отношения к иным решениям приводит к личностному развитию ученика.

Разноуровневое оценивание реализовано в предметных УМК (тетради для проверочных и контрольных работ), в тетрадях по диагностике метапредметных результатов, которые дети ведут с первого класса сначала с помощью родителей и психолога, а потом самостоятельно.

Технология продуктивного чтения обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения, введение смыслового маркирования значимых фрагментов текста.

Эта технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение видеть событие с различных точек зрения, умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, например, – умения извлекать информацию из текста.

Работа учащихся в малых группах, парах и другие формы групповой работы. Групповая работа – это основа для формирования коммуникативных универсальных учебных действий и прежде всего - умения донести свою позицию до других, понять другие позиции, договариваться с людьми и уважительно относиться к позиции другого.

Использование в образовательном процессе жизненных задач, предлагающих ученикам решение проблем в чьей-либо профессиональной или социальной роли, реализует принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к  деятельности в жизненной ситуации.


Жизненные задачи носят компетентностный характер и нацелены на применение предметных, метапредметных и межпредметных умений для получения желаемого результата.

Умения поставить цель при решении жизненных задач, составить план действий, получить результат, действуя по плану, и сравнить его с замыслом – входят в перечень регулятивных учебных действий. При работе над жизненными задачами создаются предпосылки для освоения познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.

Уверена, что в условиях реализации ФГОС второго поколения необходимо не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить их приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретёнными знаниями для решения новых познавательных и практических задач.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!