СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование мотивации к учебной деятельности учащихся на уровне начального общего образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Среди основных задач, стоящих перед школой и перед каждым учителем, является задача формирования у учащихся положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, которая бы побудила их к систематической учебной работе. Поэтому в учебно-воспитательном процессе необходимо особое внимание уделять работе по формированию мотивации.

Просмотр содержимого документа
«Формирование мотивации к учебной деятельности учащихся на уровне начального общего образования»

Формирование мотивации к учебной деятельности

учащихся на уровне начального общего образования

Котикова Т.Л., 

учитель начальных классов

МБОУ "СОШ №7" 

Среди основных задач, стоящих перед школой и перед каждым учителем, является задача формирования у учащихся положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, которая бы побудила их к систематической учебной работе. Поэтому в учебно-воспитательном процессе необходимо особое внимание уделять работе по формированию мотивации.

Формирование учебной мотивации - это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Наибольший интерес к учебной деятельности у учащихся начальной школы формируется через:

- проведение нестандартных уроков, (урок-путешествие, урок-игра, урок-викторина, урок-экскурсия, уроков-встреч, уроков защиты творческих проектов),

-привлечение сказочных персонажей;

- игровую деятельность;

- использование различных приёмов на разных этапах урока и во внеурочной деятельности.

Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.

В своей работе я использую следующие приемы работы:

1. Приём «Чёрный ящик». После определения темы и цели урока, вниманию учащихся представляется «Черный ящик». Учащимся сообщаю, что в «Черном ящике» лежит предмет, который связан с темой урока. Дети высказывают свои предположения о содержимом. В конце урока одному из учеников предлагается достать предмет. Тому, кто угадал предмет, и вручается подарок.

Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное.

2. Приём «Удивляй».

Тема «Разнообразие растений. Растения – живой организм»

-Знаете ли вы, что в Калифорнии растет самое высокое дерево в мире? Это Секвоя Вечнозеленая. Его высота превышает 100 метров. Некоторые растения называют «хищниками». К ним можно отнести Венерину мухоловку, Непентес. Эти растения получают недостающие питательные вещества «переваривая» пойманных насекомых. А некоторые растения источают такой запах, что к ним можно подойти только в противогазе. Это Аморфофаллус и Раффлезия.

Очень часто удивительные факты привлекают внимание детей, удерживают интерес на длительное время.

Также к таким приемам можно отнести приём «Отсроченная отгадка». Загадка (удивительный факт) преподносится на конечном этапе урока, чтобы начать с неё следующее занятие:

- На следующем уроке мы познакомимся с органом, который первым принимает удар на себя.

Еще один прием, позволяющий заинтересовать учащихся – это прием «Прогнозирование». Его использую на начальном этапе работы. «Сейчас вы услышите названия нескольких произведений. Ваша задача определить жанр, с которым мы сегодня будем работать. Обоснуйте свой ответ: «Как рубашка в поле выросла», «Лентяйка», «Дюймовочка».

Чтобы организовать интересно отдых учащихся на уроке, можно использовать игру «Да-нет». «Я задумала геометрическую фигуру, которая похожа на треугольник. Что это?», «Я задумала персонажа сказки, который не любил мыть посуду. Кто это?» и т.д. Учащиеся должны найти ответ на вопрос, задавая встречные вопросы, на которые я отвечаю либо «да», либо «нет».

У учащихся начальных классов еще преобладает игровая деятельность. Поэтому для формирования положительной мотивации к учебной деятельности использую игры, и другие элементы занимательности.

Так, на любом уроке, можно вовлекаю учащихся в дидактические игры.

К приемам занимательности на уроках математики можно отнести:

1. Дидактическую игру «Лучший счетчик». На доске записано 5-8 примеров для устного счета. К доске вызываются два учащихся, встают спиной к доске. Показываю на пример. Остальные учащиеся должны вычислить. После того, как один из учащихся озвучил ответ, оба учащихся разворачиваются к доске и находят выражение, соответствующее названному ответу. Побеждает тот, кто первым укажет на пример.

2. «Задачи на смекалку».

- Дочке 8 лет, а маме 38 лет. Через сколько лет дочь будет младше мама в 2 раза?

- Стоит береза в поле. На березе семь веток. На каждой ветке по три яблока. Сколько яблок ты сможешь собрать с березы? (на березе яблоки не растут).

- По небу летели грач, синица, муха, снегирь, пчела. Сколько насекомых летело по небу? (два)

3. Игра «Волшебник». Задание для учащихся: задумайте число, прибавьте к нему 2, отнимите 1, затем прибавьте еще 2. Скажите ваш ответ, и я назову число, которое вы задумали. (нужно их результата вычесть 3).

Такой прием, как дидактическая игра, является самым действующим приемом формирования мотивации к учебной деятельности. Когда учащиеся включаются в ситуацию дидактической игры, интерес к заданию у них значительно увеличивается, повышается работоспособность. В связи с этим, при закреплении знаний на уроке русского языка можно сыграть в «Найди, что мне принадлежит».

- Класс делю на несколько групп. Каждой группе даю картинку с изображением животного: 1 гр. – волк, 2 гр. – медведь и т.д. Называю слова, а учащиеся должны записать только те, которые удовлетворяют условию: это имя прилагательное, связанное с изображением, которое лежит перед вами.

Мои слова: большой, серый, заяц, мед, косолапый, хитрый, бурый, злой, капуста, лиса, добрый, сильный и т.д.

Игра «Слово во всех падежах».

Задание: распределите пословицы в порядке падежей существительного дружба, придумать предложение со словом дружба в недостающем падеже.

И.п. Дружба – великая сила.

Р.п. Не давай деньги- не теряй дружбы

Д.п. Расстояние дружбе не мешает

В.п. В долг давать – дружбу терять.

Т.п. Дружба дружбой, а в карман не лезь

П. п. – О дружбе много пословиц.

Также можно использовать игру «Иду в гости». Привлекательность этой игры в том, что ее можно использовать и в групповой, и индивидуальной работе, она кратковременна, однако, по ее результатам можно определить на сколько дети усвоили материал. Учащиеся выбирают фишки: красные («Гости»), синие («Хозяева»). «Хозяева» должны пригласить товарища в гости и дать «Гостю» карточку, на которых написано задание. Последний выполняет задание и отдает на проверку «Хозяевам», которые проверяют и оценивают работу. После этого приглашают нового «гостя». Учителю для проведения такой игры необходимо подготовить карточки с заданием.

Эта игра «убивает сразу двух зайцев»: вызывает интерес у учащихся, тем самым формирую положительную мотивацию к обучению, и учит их правилам этикета.

Учащиеся 7-10 лет очень любят играть, мечтать, отгадывать загадки, кроссворды, ребусы, раскрывать тайны. Им нравятся приключения. Монотонная работа зачастую снижает работоспособность. Поэтому, для того, чтобы разнообразить урок, на котором необходимо выполнить достаточное большое количество однотипных упражнений, можно включить их в игровую деятельность. В таком случае эти действия выполняются для достижения игровой цели. Для этого можно использовать приём «Привлекательная цель».

Рассмотрим урок математики в 3 классе.

Тема урока: «Умножение двузначного числа на однозначное»

Задачи: отработка навыков умножения двузначных чисел на однозначное.

Третьеклассники на уроке поставили перед собой цель: помочь Ивану-царевичу спасти Василису Прекрасную из рук Кощея Бессмертного.

Урок русского языка.

Тема: «Формы слова».

Одной из задач на этом уроке стоит учить различать однокоренные слова и форму одного и того же слова. Перед учащимися же была поставлена цель: помочь Буратино вернуться из страны Дураков к Папе Карло и найти потайную дверь.

Одновременно с игрой можно внести в урок момент соревнования: выполнять задания по очереди, по озвученному правилу, и с установкой, что каждое последующее действие зависит от предыдущего.

Формировать положительную мотивацию к учебной деятельности можно, также, использовав на уроке:

1. Занимательные задания.

На уроках литературного чтения мы часто использовали такую игру «Подбери рифму».

Учитель задает начало фразы: Ра-ра-ра.

Учащиеся продолжают: Очень нравится игра.

На первоначальном этапе учащимся с трудом давалась рифмовка, но к концу учебного года самостоятельно придумывали и начало, и конец фразы.

На уроках русского языка - «Волшебную шляпу». В шляпе находится 7-10 букв. Из них нужно составить слова (имена существительные), в которых каждая буква используется только один раз.

Например, М, А, К, О, Д, Е, И, Т, В.

Слова: дом, мода, мак, ком, вода, дева, код, кед, кит, ток, кот, икота и т.д.

2. Загадки. С помощью загадок мы пишем словарные диктанты, определяем тему урока, актуализируем знания учащихся по пройденной теме.

3. Ребусы и кроссворды. Также используются для определения темы урока, подведения итогов, актуализации знаний, написания слов.

Итак, все перечисленные приемы привлекают внимание учащихся яркой наглядностью, сказочными героями.

За время работы я обратила внимание на то, что больший интерес учащиеся проявляют именно к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. В связи с этим, пришла к выводу, что процесс обучения обязательно нужно связывать с практическими потребностями учащегося. Введение в теорию происходит через практическую задачу, полезность решения которой очевидна учащимся: купить хлеб в магазине, вычислить площадь парты, найти расстояние от дома до школы, вычислить периметр класса и т.д.

Проблемные задания мотивируют учащихся, помогают вспомнить позволяют повторить ранее изученный материал, подготовиться к усвоению нового и сформулировать проблему, с решением которой связано «открытие» нового знания. Поэтому нужно находить, конструировать полезные для учебного процесса противоречия, проблемные ситуации, привлекать учащихся к их обсуждению и решению.

Например: в рамках темы «Правописание суффиксов ек и ик».

К доске выходят два учащихся. Под диктовку они - на доске, а остальные - в тетрадях, записывают следующие слова: горшочек, ключик, замочек, мячик, горошек, карандашик. (Если возникли затруднения в выборе буквы, ставят на месте буквы точку). Возникает диалог:

- Вам дано одно и то же задание, а результат у каждого разный. Сколько мнений получилось? (два мнения: -ик, или -ек)

- Как вы думаете, почему вышло так? Чего мы еще не знаем? (Мы не знаем какой суффикс написать.)

- Какова тема нашего урока? (Правописание суффиксов ек и ик.)

Затем учащиеся высказывают свои идеи о написании суффиксов - выдвигают гипотезы. После озвучивания всех возможных вариантов, записанных на доске, учащиеся вместе со мной их проверяют. В результате проверки всех гипотез, учащиеся приходят к выводу, что нужно изменить слово и если гласная «убегает», то пишем суффикс ек, если остается – ик.

Положительная мотивация к учебной деятельности сохраняется и развивается, если учащийся реализует свой потенциал, получает реальные результаты собственного труда. С этой целью можно использовать творческие задания: составление загадок, ребусов, кроссвордов, шарад, сочинение сказок, издание книжек, создание мультфильмов. Учащиеся с огромным удовольствием выполняют творческие домашние задания. Одновременно, помогают мне в разработке дидактического материала. Такая работа может быть индивидуальной и групповой.

Одним из эффективных способов формирования и сохранения мотивации у учащихся на уровне начального общего образования является создание ситуаций успеха. Чтобы каждый учащийся смог стать успешным, необходимо подчёркивать даже самый небольшой успех, продвижение вперёд.

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что целенаправленное и систематическое применение разнообразных форм и приёмов формирования учебной мотивации у учащихся на уровне начального общего образования усиливает у них желание овладевать знаниями и формирует устойчивый интерес к многообразию изучаемых предметов.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!