СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование мотивационной сферы учащихся как необходимое условие современного урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на РМО учителей начальных классов "Мотивация обучающихся. Организация работы с обучающимися с низкой и повышенной мотивацией".

Просмотр содержимого документа
«Формирование мотивационной сферы учащихся как необходимое условие современного урока»


«Формирование мотивационной сферы учащихся

как необходимое условие современного урока»


Каждый проработавший в школе хотя бы несколько лет задает себе вопрос: «Почему в наше время, в век компьютерных технологий и их широкого применения в образовательном процессе многие дети относятся к учебе совершенно безразлично?»

- Часто слышатся реплики о том, что у школьников нет мотивации. Снижение мотивации объясняется перегруженностью программ, оторванностью изучаемого материала от жизни, и потребностей учащихся.

- А ведь именно мотивация определяет успешность учебной деятельности школьников. Ведь это внутренняя характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности.

- Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе.

- Мотивационная сфера – ядро личности. Она включает в себя несколько компонентов. В начале своей школьной жизни, имея внутреннюю позицию школьника, ребёнок хочет учиться. Причем успешно. Но нередко случается так, что спустя месяц- два это желание у первоклассника пропадает. Как же привить ребенку желание учиться?

- В основе мотивации, связанной с содержанием и процессом учения, лежит познавательная потребность. Она рождается во внешних впечатлениях и активности. Поэтому каждый учитель должен осуществлять деятельностный подход к обучению, чтобы у ребёнка проснулся интерес к учёбе и стойкая внутренняя мотивация «хочу учиться».

- Наша задача заключается не в роли простого наблюдателей за тем, как развивается мотивационная сфера учащихся, а в стимулировании и создании условий для развития мотивации учения системой продуманных педагогических приёмов.

- Работу по формированию мотивации учения можно обосновать на теории наличия трех блоков, каждый из которых имеет свой набор компонентов и представляет свой вид деятельности. В зависимости от учебной ситуации один блок может пронизывать или дополнять другой блок.

- Эмоциональный блок. Для решения задачи- вызвать у учащихся любопытство – причину познавательного интереса необходим положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя;

- через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания учитель создаст ситуацию успеха;

- используя музыкальные и видеофрагменты, практические задания, игровые формы, юмористические минутки станет необычным и занимательным начало урока.

- Также необходимо использовать различные виды рефлексии.

Это можно сделать и через постановку вопросов, требующих многовариативных ответов (Почему было трудно? Что нового открыли на уроке? и т.д.);

- Мотивационно-волевой блок, задачей которого является- обучение учащихся целеполаганию можно реализовать с помощью следующих приемов:

- Прерывание или незавершенность учебной деятельности, через создание ситуации дефицита знаний и самостоятельное определение целей последующей деятельности.

Использование разноуровневых заданий, варьирование заданий по степени значимости, совместное планирование деятельности на уроке.

- Реакция на ошибку, через приём "лови ошибку", выяснение причин ошибок и определение последующих действий;

Практическая направленность заданий с конкретной жизненной ситуацией, определение значимости изучаемого материала.

- Задачей познавательного блока является- формирование учебной деятельности- умение выделять учебную задачу, овладевать новыми способами учебных действий, приёмами самоконтроля и самооценки. Данную задачу можно реализовать посредством следующих приемов:

- Включение детей в коллективную деятельность, через организацию работы в группах, в парах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку, прием «метод проб и ошибок», оказание учащимися помощи друг другу.

- Создание проблемной ситуации, через анализ, сравнение учебных объектов, создание ситуации «разрыва» знания, установление противоречий.

Сотрудничество на уроке, через совместное решение проблемы и разрешение противоречий, эвристическую беседу, учебную дискуссию, классификацию, обобщение, моделирование.

- Необычная форма преподнесения материала, использование различных видов уроков.

- Привлечение учащихся к оценочной деятельности, через организацию рефлексии, отзыв учащихся об ответе других, оценка промежуточных достижений.

- Стимулирование деятельности, через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку работ, оказание учителем незначительной помощи, усложнение заданий.

- Развитие учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.

- И, конечно же, усиливает интерес учащихся к учебно- познавательной деятельности применение учителями современных педагогических технологий, тем самым способствуя формированию положительной мотивации учения. Наверняка, все коллеги знакомы с этими технологиями, многие используют их в своей работе. Я не ошибусь, если назову одну технологию, которую применяют все без исключения учителя, без неё не обходится ни один современный урок.

- Это информационно-коммуникационные технологии: использование презентаций, аудио- и видеоматериалов, интерактивной доски, электронных учебников. Дети с низкой мотивацией активно включаются в работу, когда на экране появляется электронный тренажёр или игра, внимательно смотрят фрагменты видеоуроков, фильмов, мультфильмов, театральных постановок. А как весело, энергично, под музыку проходят физминутки с использованием презентаций и видеофильмов! Ребята действительно расслабляются, отдыхают.

- Самой мощный стимул в обучении «Получилось!!!» Тогда ученик получает удовольствие от учёбы, ощущает себя успешным, счастливым. Отмечайте достижения ребенка, даже самые незначительные. Особенно это важно для детей с пониженной мотивацией. Ведь рост уверенности в себе, своих силах способствует усилению учебной мотивации.

- То, что педагоги способны мотивировать детей, владеют «инструментами» повышения учебной мотивации, свидетельствует об их собственной мотивации, стремлении к повышению профессиональной компетентности, к совершенствованию, готовности вовремя сделать шаг в нужном направлении.

- Наша задача сегодня состоит не в том, чтобы дать готовые советы и рекомендации, а в том, чтобы акцентировать внимание на важности умелого применения педагогами различных технологий развития адекватной мотивации учебной деятельности.