«Формирование мотивационной сферы учащихся
как необходимое условие современного урока»
Каждый проработавший в школе хотя бы несколько лет задает себе вопрос: «Почему в наше время, в век компьютерных технологий и их широкого применения в образовательном процессе многие дети относятся к учебе совершенно безразлично?»
- Часто слышатся реплики о том, что у школьников нет мотивации. Снижение мотивации объясняется перегруженностью программ, оторванностью изучаемого материала от жизни, и потребностей учащихся.
- А ведь именно мотивация определяет успешность учебной деятельности школьников. Ведь это внутренняя характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности.
- Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе.
- Мотивационная сфера – ядро личности. Она включает в себя несколько компонентов. В начале своей школьной жизни, имея внутреннюю позицию школьника, ребёнок хочет учиться. Причем успешно. Но нередко случается так, что спустя месяц- два это желание у первоклассника пропадает. Как же привить ребенку желание учиться?
- В основе мотивации, связанной с содержанием и процессом учения, лежит познавательная потребность. Она рождается во внешних впечатлениях и активности. Поэтому каждый учитель должен осуществлять деятельностный подход к обучению, чтобы у ребёнка проснулся интерес к учёбе и стойкая внутренняя мотивация «хочу учиться».
- Наша задача заключается не в роли простого наблюдателей за тем, как развивается мотивационная сфера учащихся, а в стимулировании и создании условий для развития мотивации учения системой продуманных педагогических приёмов.
- Работу по формированию мотивации учения можно обосновать на теории наличия трех блоков, каждый из которых имеет свой набор компонентов и представляет свой вид деятельности. В зависимости от учебной ситуации один блок может пронизывать или дополнять другой блок.
- Эмоциональный блок. Для решения задачи- вызвать у учащихся любопытство – причину познавательного интереса необходим положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя;
- через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания учитель создаст ситуацию успеха;
- используя музыкальные и видеофрагменты, практические задания, игровые формы, юмористические минутки станет необычным и занимательным начало урока.
- Также необходимо использовать различные виды рефлексии.
Это можно сделать и через постановку вопросов, требующих многовариативных ответов (Почему было трудно? Что нового открыли на уроке? и т.д.);
- Мотивационно-волевой блок, задачей которого является- обучение учащихся целеполаганию можно реализовать с помощью следующих приемов:
- Прерывание или незавершенность учебной деятельности, через создание ситуации дефицита знаний и самостоятельное определение целей последующей деятельности.
Использование разноуровневых заданий, варьирование заданий по степени значимости, совместное планирование деятельности на уроке.
- Реакция на ошибку, через приём "лови ошибку", выяснение причин ошибок и определение последующих действий;
Практическая направленность заданий с конкретной жизненной ситуацией, определение значимости изучаемого материала.
- Задачей познавательного блока является- формирование учебной деятельности- умение выделять учебную задачу, овладевать новыми способами учебных действий, приёмами самоконтроля и самооценки. Данную задачу можно реализовать посредством следующих приемов:
- Включение детей в коллективную деятельность, через организацию работы в группах, в парах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку, прием «метод проб и ошибок», оказание учащимися помощи друг другу.
- Создание проблемной ситуации, через анализ, сравнение учебных объектов, создание ситуации «разрыва» знания, установление противоречий.
Сотрудничество на уроке, через совместное решение проблемы и разрешение противоречий, эвристическую беседу, учебную дискуссию, классификацию, обобщение, моделирование.
- Необычная форма преподнесения материала, использование различных видов уроков.
- Привлечение учащихся к оценочной деятельности, через организацию рефлексии, отзыв учащихся об ответе других, оценка промежуточных достижений.
- Стимулирование деятельности, через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку работ, оказание учителем незначительной помощи, усложнение заданий.
- Развитие учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.
- И, конечно же, усиливает интерес учащихся к учебно- познавательной деятельности применение учителями современных педагогических технологий, тем самым способствуя формированию положительной мотивации учения. Наверняка, все коллеги знакомы с этими технологиями, многие используют их в своей работе. Я не ошибусь, если назову одну технологию, которую применяют все без исключения учителя, без неё не обходится ни один современный урок.
- Это информационно-коммуникационные технологии: использование презентаций, аудио- и видеоматериалов, интерактивной доски, электронных учебников. Дети с низкой мотивацией активно включаются в работу, когда на экране появляется электронный тренажёр или игра, внимательно смотрят фрагменты видеоуроков, фильмов, мультфильмов, театральных постановок. А как весело, энергично, под музыку проходят физминутки с использованием презентаций и видеофильмов! Ребята действительно расслабляются, отдыхают.
- Самой мощный стимул в обучении «Получилось!!!» Тогда ученик получает удовольствие от учёбы, ощущает себя успешным, счастливым. Отмечайте достижения ребенка, даже самые незначительные. Особенно это важно для детей с пониженной мотивацией. Ведь рост уверенности в себе, своих силах способствует усилению учебной мотивации.
- То, что педагоги способны мотивировать детей, владеют «инструментами» повышения учебной мотивации, свидетельствует об их собственной мотивации, стремлении к повышению профессиональной компетентности, к совершенствованию, готовности вовремя сделать шаг в нужном направлении.
- Наша задача сегодня состоит не в том, чтобы дать готовые советы и рекомендации, а в том, чтобы акцентировать внимание на важности умелого применения педагогами различных технологий развития адекватной мотивации учебной деятельности.