ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ – ЮГРА
(Тюменская область)
НИЖНЕВАРТОВСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПОКУРСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
ул. Белорусская, д.19, с.п. Покур, ХМАО-Югра (Тюменская область) Нижневартовский район 628630 тел/факс 210-123, 210-132, e-mail: [email protected]
учитель:
Бахарева Зоя Леонидовна
Добрый день, уважаемые коллеги!!
Предлагаю Вашему вниманию методы, формы, приемы работы, способствующих формированию и развитию навыка беглого, выразительного, правильного и осознанного чтения обучающихся.
Эпиграфом к своему выступлению я выбрала слова выдающегося педагога Василия Александровича Сухомлинского: «Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, - невоспитанный человек, нравственный невежда».
По данным ВЦИОМ (Всероссийского центра изучения общественного мнения) 35% населения России редко или никогда не читают, 42% – читают от случая к случаю и лишь 23 % – читают постоянно.
К сожалению, в наш век информационных технологий, которые быстрыми темпами входят и в школьную жизнь, интерес к чтению ослабевает.
Полноценный навык чтения – это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам, основной источник получения информации и даже способ общения.
Актуальность темы
Воспитание всесторонне развитой личности в соответствии с новыми требованиями ФГОС.
Развитие речевой деятельности и культуры речи учащихся.
Для изучения всех без исключения предметов необходимы первичные навыки работы с информацией.
Так как же учить детей чтению?
Слайд
Работая над выработкой навыка техники чтения считаю, что необходимо руководствоваться следующими правилами:
1. Упражнения в чтении должны быть каждодневными.
2. Отбор текстов для чтения должен быть не случайным, а должен производиться с учетом психологических особенностей детей.
3. Необходимо вести систематическую работу по предупреждению ошибочного чтения.
4. Использовать целесообразную систему исправления допущенных при чтении ошибок.
5. Работать в связке учитель – ученик – родитель.
Слайд Можно использовать следующие тренировочные упражнения:
1. Чтение строчек наоборот по буквам. Написанное прочитывается справа налево так, что каждое слово, начиная с последнего, озвучивается по буквам в обратном порядке. Это упражнение развивает способность строго побуквенного анализа каждого слова, тормозит «всплывание» привычных штампов, формирует произвольность регуляции движений глаз, а также создает предпосылки для устранения достаточно распространенных ошибок «зеркального» чтения.
2. Чтение пунктирно написанных слов. Детям предлагаются карточки со словами, буквы в которых написаны не полностью, а с отсутствием некоторых их частей, однако так, чтобы сохранялась однозначность их прочтения. Степень разрушения букв с каждым разом постепенно увеличивается. Это упражнение закрепляет в памяти ребенка целостные зрительные образы букв и их сочетаний.
3. Чтение текста через слово. Читать следует не как обычно, а перескакивая через каждое второе слово. Это упражнение вносит разнообразие и оживление в процесс чтения, создает у ребенка ощущение быстроты, возросшей скорости чтения, а также усиливает произвольное внимание в процессе чтения из-за необходимости дополнительно регулировать выбор читаемых слов и способствует развитию зрительной активности ребенка благодаря постоянному чередованию быстрых и медленных движений глаз.
4. Поиск в тексте заданных слов. Задаются несколько слов, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем – на слух. Отыскав их, ребенок может их подчеркнуть или обвести кружком. Это упражнение формирует способность схватывать целостные образы слов и опираться на них в задаче поиска, а также развивает словесную память и улучшает ее устойчивость.
5. Быстрое многократное произнесение предложений. Ребенку дается предложение или строка стихотворения и рекомендуется много раз подряд произносить ее вслух, без пауз и как можно быстрее.
6. Можно проводить соревнования. Например: каждый ребенок должен 10 раз быстро произнести вслух заданное предложение, и по часам с секундной стрелкой засекается потраченное на это время. Побеждает тот, кто уложится за наименьшее время, при этом во всех случаях важно соблюдение четкости произнесения всех слов, не допуская скороговорок со скомканными окончаниями. Это упражнение развивает и тренирует речедвигательные операции чтения, формирует возможность их гладкого, безупречного протекания в быстром темпе, что резко снижает количество ошибок чтения, вызванных запинками и сбоями артикулирования.
7. Ежеурочные пятиминутки чтения, жужжащее чтение – это чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса.
Слайд
8. Чтение строчек с прикрытой верхней половиной. Чистый лист накладывается на текст так, чтоб верхняя часть строчки была прикрыта, а нижняя открыта. Читать надо только по нижним частям букв. После того как первая строчка прочтена, чистый лист сдвигается вниз, прикрывая верхнюю половину второй строчки, и т.д. Это упражнение формирует сильную игровую мотивацию, требующую быстрого прочтения, беглого схватывания сразу нескольких слов, а также чтения не вслух, а про себя, а в случае неудачи задает внешние опоры (видимые нижние части букв), по которым можно уточнить не полностью увиденное или исправить неверно прочтенное слово. Это упражнение формирует словесно-логическую память.
Попутно с играми и упражнениями необходимо применять речевые зарядки, которые вырабатывают четкое произношение, правильную артикуляцию, внимание, выразительность. Единый темп чтения обогащает речь. Материалом для речевых зарядок служат скороговорки, чистоговорки, потешки.
Слайд
Для развития техники чтения можно применить упражнения по методике Евгения Валентиновича Заика
1 Чтение слов справа налево и наоборот ИграКиноСтолСлонТеатрКнигаЦветокВилкаСобакаДеревняЛукошкоСолнышко
2 Чтение слов первого столбика справа налево, второго столбика слева направо ИграКиноСтолСлонТеатрКнигаЦветокВилкаСобакаДеревняЛукошкоСолнышко
Слайд
3 Чтение строк слева направо
Мышки водят хоровод, На лежанке дремлет кот. Тише, мыши, не шумите, Кота Ваську не будите. Вот проснется Васька – кот, Разобьет весь хоровод.
4 Чтение строк снизу вверх и слева направо
Мышки водят хоровод, На лежанке дремлет кот. Тише, мыши, не шумите, Кота Ваську не будите. Вот проснется Васька – кот, Разобьет весь хоровод.
Слайд
Для формирования навыка беглого чтения, развитию у детей внимания, зрительной и оперативной памяти, формированию орфографической зоркости можно использовать зрительные диктанты по методике Ивана Трофимовича Федоренко
Методика проведения зрительных диктантов такова.
Материал для проведения диктантов включает в себя 18 наборов из 6 предложений. Особенность в следующем: если первое предложение содержит всего 2 слова – 8 букв, то последнее предложение 18 –го набора состоит уже из 46 букв. Наращивание длины предложений происходит постепенно, по одной – две буквы. Время работы со всеми 18 наборами составляет примерно два месяца. За это время, оперативная память развивается настолько, что ученик может запомнить предложение, состоящее из 46 букв, т.е. из 8 – 9 слов.
На экране показывается 5 предложений одного из наборов, остальные закрываются. Потом сдвигаю вниз так, чтобы было видно первое предложение, и ученики в течение определённого времени (оно указано в таблице в секундах) читали про себя, стараясь запомнить это предложение. По истечении времени предложение закрывается и ученики записывают в специальные тетради для зрительных диктантов.
После записи учащимися первого предложения показывается второе. После указанного времени, текст закрывается, ученики записывают его. Затем так же пишут все предложения из набора. На это уходит примерно от пяти до десяти минут времени. Диктанты пишут в тетрадях, так как работа ведётся несколько дней, пока ученики не будут справляться с написанием достаточно легко.
№ | Текст | Количество Букв | Время экспозиции (в секундах) |
1 | У постели в колыбели братик маленький лежит. | 37 | 6 |
2 | Он лежит, не кричит, только носиком сопит. | 33 | 5 |
3 | Я его слегка качаю, тихо песню напеваю. | 31 | 5 |
4 | Напеваю «баю-баю» и, бывает, засыпаю. | 27 | 4 |
5 | Входит мама и смеётся: «Кто из вас скорей проснется?» | 41 | 7 |
6 | Крапивницы залетели в сараи и заснули до весны. | 39 | 5 |
Слайд
Работая в связке учитель – ученик – родитель, можно порекомендовать родителям следующую методику:
Заданный текст читаем в течение 1 минуты, при этом обращаем внимание на скорость чтения, а не на выразительность. Когда закончилась минута, делаем отметку. Продолжаем читать. По истечение второй минуты, снова делаем отметку и так далее, отмечаем количество прочитанных слов за третью, четвертую и пятую минуту. Данные родители заносят в таблицу.
В конце недели дети приносили лист результатов.
дата | Кол-во слов за первую минуту | Кол-во слов за вторую минуту | Кол-во слов за третью минуту | Кол-во слов за четвертую минуту | Кол-во слов за пятую минуту | Название и автор текста, вопросы, составленные учеником после проверки чтения текста для проверки осмысления текста |
01.02 | | | | | | |
02.02 | | | | | | |
…
10.02 – сдать отчет
Эту работа необходимо вести постоянно, в системе, результаты подводить каждую неделю, в конце четверти и полугодий.
Таким образом, считаю, что предложенные мною методы, формы, приемы работы, смогут поспособствовать формированию и развитию навыка беглого, выразительного, правильного и осознанного чтения обучающихся, а так же
- развитие речи обучащихся;
- расширение, углубление читательского кругозора;
- осмыслению прочитанного текста, обогащению словарного запаса обучающихся в следствии чего, это проявится в активизации познавательной деятельности учащихся, в возрастании интереса к чтению, развитии личностных, индивидуальных, творческих способностей
Спасибо за внимание!