СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование навыка чтения в начальных классах.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование навыка чтения в начальных классах.»

Формирование навыка чтения в начальных классах.


«Чтение –это окошко , через которое дети

видят и познают мир и самих себя»

В.А.Сухомлинский


Чтение занимает особое место в структуре формирования личности. Современный этап развития российского общества характеризируется снижением читательской активности. Чтение постепенно теряет свою популярность, что приводит к трансформации системы духовно-ценностных ориентиров и к деструктуризации культурного и информационного интереса. Изменяется статус чтения, продолжительность, характер, качество, интерес к литературе и отношение детей к чтению. В наше время место книг место в жизни занимает компьютер, планшеты телефоны. Это интересно, захватывающе. Интернет постепенно вытесняет литературное и смысловое чтение.

Почему же чтение книг не вызывает интереса? Снижение у младших школьников потребности «читать» становится проблемой целого поколения и характеризуется рядом причин: сокращением свободного времени, влиянием информационной культуры, резким изменением «цивилизационно - техногенных» условий жизни. Но заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь. Как учить чтению, чтобы полюбили книг? В этой связи возникает задача поиска новых путей развития потребности в чтении у младших школьников.

Актуальность данной темы в том, что одна из важнейших целей начальной школы-формирование у ребенка навыка чтения. Формирование у детей навыка чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования, - одна из важнейших задач современной начальной школы. Задача данной проблемы : раскрыть пути, методы , приемы позволяющие учителям начальных классов формировать навыки чтения.

Жизнь показывает, что если ученик научился читать в период обучения грамоте, то он и в коллективе класса занимает заметное место, верит в свои силы. И наоборот, если ребенок не овладел чтением, он чувствует какую-то ущербность, теряет веру в свои силы, способность успешно учиться и в коллективе класса находится в тени. Морально он будет переживать свой недостаток и не сможет полностью реализовать в школе свои способности. Ребенок, который не умеет читать, будет испытывать большие затруднения при выполнении домашних заданий. Ему будет не интересно на уроках, он будет неусидчив, он не будет посещать библиотеку, потому что читать книги при низкой технике чтения – это не столько удовольствие, сколько мука.

Как сформировать навык чтения, чтобы обеспечить в дальнейшем успешное обучение?

Интерес к чтению начинает формироваться ещё в дошкольном возрасте. Самым оптимальным для адаптации к чтению психологи читают возраст от трёх до семи лет по несколько минут в день. Удачное время для чтения –это чтение перед сном. Перед сном помогает ребенку снять напряжение и расслабиться. Можно читать и в течение дня постепенно увеличивать время чтения и уровень сложности книг.

Чтение в начальной школе не только предмет, но и средство обучения. Поэтому моя задача, как учителя начальных классов заключается в том, чтобы сформировать у младших школьников читательские умения: навыки чтения, интерес к чтению, самостоятельное чтение. В целом навыки чтения складывается из двух сторон: Смысловая сторона чтения Осознанность - понимание значения практически всех слов, которые употребляются в тексте Осознанность - понимание значения практически всех слов, которые употребляются в тексте. . Она зависит от уровня развития речи ребенка.
1 класс – соблюдение пауз, отделяющих одно предложение от другого, и пауз, диктуемых знаками препинания в предложении; 2 класс – к требованиям первого года обучения добавляется выделение при чтении важных по смыслу слов; 3-4 классы – умение находить интонацию ( темп, логическое ударение, паузы, тон), соответствующую содержанию читаемого текста.

Выразительность, понимание прочитанного Выразительность – полноценное выразительное чтение возможно, когда техника чтения автоматизирована. Требования к выразительности: 1 класс – соблюдение пауз, отделяющих одно предложение от другого, и пауз, диктуемых знаками препинания в предложении; 2 класс – к требованиям первого года обучения добавляется выделение при чтении важных по смыслу слов; 3-4 классы – умение находить интонацию ( темп, логическое ударение, паузы, тон), соответствующую содержанию читаемого текста.

Техническая сторона – способ чтения, темп, динамика скорости чтения, правильность чтения. Важнейшая задача – сделать способ чтения целыми словами устойчивым, довести его до навыка. слог + слог слог + слово слово + слог целое слово. Темп чтения - в прямой зависимости от способа чтения.

-Выработка темпа чтения жужжащее чтение(ежедневное чтение на уроках)

-Чтение «по цепочке»;

-Чтение перед сном дома;

-чтение скороговорок (многократное повторение)

-анаграммы( отдельные слова и тексты);

-Разные способы чтения по строчкам. и т. д.

Правильность чтения – это чтение без ошибок; пропусков, замен или искажений букв, слогов, окончаний. - пропуск, замена букв - перестановка и пропуск слогов - -увеличивается скорость, чтение плавное, желание читать быстро слог+слог слог+слово целое слово

Осознанность чтения достигается в неразрывной связи с развитием речи младшего школьника. Используются такие примеры:

- ответы на вопросы

-составление вопроса к тексту

-пересказы(полные, краткие придумать своё начало или концовку.. по опорным словам;

-умение находить главную мысль, составить план, озаглавить…)

Выразительность чтения:

-чтение (учителя, родителей, аудио, артисты, дикторы)

Внеурочная деятельность

Викторины, литературные праздники, просмотр видеофильмов, театральные постановки по изученному материалу, тематические праздники,(юбилеи писателей), посещение библиотеки с прослушиванием бесед ежегодное участие в Международных играх «Русский медвежонок», «Кенгуру», https://uchi.ru/.

Поэтому первым шагом на пути к развитию читательской компетентности должна стать начальная школа. И отношение к книге определяется в младшем школьном возрасте.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!