Коблова Е.Ю.,
учитель истории и
обществознания
МАОУ СОШ № 70 г. Тюмени
Формирование навыков читательской грамотности на уроках обществознания в основной школе
В эпоху информационного общества особое значение приобретает умение работать с разнообразными текстами. В связи с этим в качестве одной из задач школьного образования является привитие обучающимся навыков читательской грамотности. Обратимся к определению этого понятия. Читательская грамотность – способность понимать и использовать письменную речь во всём разнообразии её форм для целей, требуемых обществом и (или) ценных для индивида. Есть и другое определение этого понятия: читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Учитель должен использовать любую возможность в рамках урочной и внеурочной деятельности, чтобы у обучающихся развивать навыки читательской грамотности, особенно на уроках социально-гуманитарной направленности (к которым в том числе относится обществознание). Кроме безусловно имеющейся на уроке работы с текстом учебника и иллюстрациями, схемами, представленными в нем, в практику педагогической деятельности на уроках обществознания нами была введена систематическая работа с текстом. Обучающимся по теме урока предлагается текст небольшого объема, в процессе работы с которым ребята последовательно выполняют ряд заданий.
Предтекстовая деятельность предполагает выявление цели чтения, определение характера текста, знакомство с объемом и структурой предложенного текста, просмотр его заголовка и подзаголовков (если таковые имеются), предположение о цели его написания.
Во время чтения текста предполагается выявление слов, смысл которых не понятен, выявление, что уже известно по данной проблеме, имеется ли понимание о ком или о чем идет речь, есть ли связь между суждениями текста, не противоречат ли они друг другу, вся ли информация четко выражена в тексте или есть скрытая (подразумеваемая, имплицитная) информация.
Послетекстовая деятельность предполагает обдумывание текста и выполнение заданий1.
Кратко охарактеризуем некоторые приемы смыслового чтения и работы с текстом на уроках обществознания.
Использование приема "Инсерт" (или его свободных вариаций) позволяет приучить ребят читать с карандашом, маркируя текст при самостоятельном чтении текста.
Чтение текста с остановками. Текст фрагментами читает учитель, обучающиеся выдвигают гипотезы о том, что будет дальше, как будут развиваться события (прием "Дерево предсказаний"). В этом случае весь текст ребятам на этом этапе работы не предлагается. После окончания чтения проходит обсуждение, насколько соотносятся финалы развития событий, предложенные автором текста и обучающимися. Часто ребятам предлагается в качестве текста отрывок из большого по объему произведения (но имеющий определенную логическую, завершенную структуру), что способствует появлению у ребят желания прочитать его в полном объеме и ведет к последующему развитию у них читательских навыков.
Озаглавить текст или выбрать из предложенных названий наиболее подходящее и объяснить свой выбор.
Если текст имеет заголовок, учащимся предлагается заполнить таблицу, используя прием "Бортовой журнал": в одну колонку записывается, что уже известно по теме (до чтения текста), в другую - что нового узнали из текста (вариант: таблица "Знаю - хочу узнать - узнал").
Составление вопросов к тексту. Можно использовать несколько вариантов работы: составить как можно больше вопросов; придумать вопросы разных типов (используется т.н. "ромашка Блума").
Работа с ключевыми словами. Дается задание составить перечень ключевых слов (можно использовать прием "Магнит").
Работа с наиболее часто встречающимися словами и выявление причины этой частотности, влияющей на смысл и цель (начальный этап контент-анализа).
Работа с верными и неверными утверждениями.
Работа с терминами и их значениями. Учащимся необходимо найти слова с неизвестным для них значением, предположить можно ли определить значение слова по контексту, найти и запомнить значение.
Работа с фактами. Возможны также несколько вариантов работы. Например, использование приема "Пузыри", когда в центре помещается факт, вокруг него - решения, последствия, проблемы, связанные с ним. Возможен вариант задания, в котором требуется подтвердить и (или) опровергнуть какую-либо мысль фактами из текста или составить кластер. Перевод вербальной информации в графическую форму к тому же способствует дальнейшей активизации познавательной деятельности, развитию умений упорядочивать, структурировать материал.
Таким образом, у обучающихся формируются необходимые навыки различных уровней понимания текстов: от работы с отдельными терминами и словосочетаниями к пониманию текста в целом, подтекста и авторского замысла. Развивая необходимые умения на уровне буквального (фактического) понимания текста, у ребят появляется возможность выйти на уровень интерпретации текста и его практического применения.
Включение в педагогическую практику заданий на работу с текстом способствует постепенному формированию у обучающихся необходимых умений и навыков смыслового чтения, что позволит им быть увереннее и успешнее не только на экзаменах, но и в обыденной жизни поможет быстро и качественно ориентироваться в многообразном информационном потоке.
1 Пранцова Г.В., Романичева Е.С. Современные стратегии чтения: теория и практика. Сысловое чтение и работа с текстом: учеб. пособие. М., 2016. С. 24.