МАСТЕР-КЛАСС
«ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ»
Цель работы мастер-класса: на основе практических заданий по математике формировать у обучающихся навыки функционального чтения; показать, какие учебные задания, связанные с поиском, пониманием, преобразованием и использованием информации способствуют развитию функционального чтения; продемонстрировать работу с разными видами текстов; определить применение навыков функционального чтения в житейских ситуациях. Процесс работы с заданиями, связанными с поиском, пониманием, преобразованием и использованием информации, сопровождается чтением, осмыслением и анализом текстов, обсуждением полученной информации в парах.
Ход работы
Вступительное слово.
-Здравствуйте, уважаемые гости. Сегодня мы с ребятами покажем вам, как на уроке математики в интересной форме можно развивать навык функционального чтения.
II. Практическая часть.
- Ребята, вы любите фрукты? А что нужно сделать для того, чтобы они оказались на вашем столе?
Работа №1 .
Задание. Семья Ивановых ухаживали за молодым фруктовым садом. В результате она собрала хороший урожай. Дочь Анна построила диаграмму.
Комментарий. Задание а) включает в себя чтение диаграммы, нахождение информации, представленной в явном и неявном виде.
а) Внимательно рассмотрите диаграмму. Ответьте на вопросы.
Как вы думаете, какие единицы измерения использовались при составлении диаграммы?________________________
Каких фруктов было собрано больше всего?________________________
Комментарий. Задание б) включает в себя работу с данными диаграммы (перенос информации из одного вида в другой); ранжирование.
б) Используя данные диаграммы, заполните таблицу: запишите названия фруктов и их массы в порядке убывания. Сосчитайте общую массу урожая.
Плодовая культура | Масса |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
Всего | |
Комментарий. Задание в) включает в себя использование данных таблицы для устного счета.
в
на _____ меньше
на _____ меньше
) Используя данные таблицы,
впишите пропущенные цифры на схеме.
на _____ больше
на _____ больше
на _____ больше
Работа №2.
- Ребята, какова роль книги в вашей жизни?
Комментарий. Задание 1 включают в себя решение математической задачи посредством чтения (изучения) таблицы с числовыми данными.
Задание 1. Мама купила книги своим детям – Лене и Данилу. У неё была одна тысяча рублей разными купюрами.
Рассмотрите таблицу её покупок. В розовых ячейках указано количество купюр, которыми мама расплатилась за книгу для Лены. В оранжевых ячейках – количество купюр, которые мама отдала за книгу для Данила. Вычислите стоимость книги для каждого ребёнка.
Купюры | Количество купюр |
| 1 шт. | 5 шт. |
| 4 шт. | 2 шт. |
| 2 шт. | 3 шт. |
Стоимость книги | | |
Узнайте, сколько сдачи осталось у мамы. Подумайте и выполните нужные действия. Запишите ответ.
Комментарий. Задание 2 включает прием «на перенос информации» - преобразование информации, данной на вывеске в форму аналоговых часов; включает прием «множественного выбора» - выбора правильного ответа из предложенных вариантов.
З ПН. | 9.00- 18.00 ПЕРЕРЫВ 12.00 – 13.00 |
ВТ. |
СР. |
ЧТ. |
ПТ. |
СБ., ВС. 9.00-16.00 ПЕРЕРЫВ 12.00-13.00
адание 2.
Изучите режим работы книжного магазина, в котором мама
Режим работы
делала покупки.
а ) Отметьте на циферблате время работы книжного магазина, используя
условные обозначения.
- время работы магазина - обед
ВС.
Подумайте, почему на рисунке размещены два циферблата. Сделайте необходимые подписи.
_____________________________ ____________________________
б) Когда и во сколько мама совершила покупку? Выберите правильное утверждение. Обозначьте его знаком .
Мама совершила покупку в субботу в 17.10. ________
Мама совершила покупку в воскресенье в 10.40.________
Мама совершила покупку во вторник в 12.35.________
Комментарий. Задание 3 включает прием «интерпретация текста» - нахождение в тексте (тексте чека) заданной информации, использование информации для подтверждения своей точки зрения.
Задание 3. После покупки маме выдали чек. Внимательно просмотрите текст чека. Найдите необходимую информацию и выполните задания.
ООО «МИР КНИГ»
Добро пожаловать
ККМ 00473456 2578
ИНН 2756699076347
ЭКЛЗ 7138845001
12. 08. 18 10:40 СИС.
НАИМЕНОВАНИЕ ТОВАРА
1 = 410. 00
НАИМЕНОВАНИЕ ТОВАРА
1 = 450. 00
ИТОГ 960. 00
НАЛИЧНЫМИ = 1000. 00
***************************** 00024154 023368
а)
Найдите и
подчеркните в чеке дату совершения покупки.
б) Найдите и обведите в чеке окончательную сумму покупки.
в) Запишите время, в которое была совершена покупка._______
г) Пользовалась ли мама при покупке банковской карточкой?___
Почему вы так ответили? Аргументируйте свой ответ.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
III. Итог.
- Ребята, какие виды работы вам понравились больше всего? Почему?
- Какие трудности возникли?
- Какие умения, которые вы получили в ходе работы, вам пригодятся в жизни?