СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование навыков и умений на уроках гимнастики

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад для выступления на методическом объединении учителей физкультуры. Обмен опытом.

Просмотр содержимого документа
«Формирование навыков и умений на уроках гимнастики»

Формирование навыков и умений на уроках гимнастики

Гимнастика для школьников вовсе не предполагает сложные упражнения на подобии спортивной гимнастика. Это комплекс упражнений, похожий на производственную гимнастику. Ведь ученики сидят за школьной партой, потом сидят дома, делая уроки, после уроков сидят за компьютером. Если ученик не занимается спортом, и ведет сидячий образ жизни, который сопряжен с умственным и психологическим напряжением, его здоровье может серьезно ослабеть. Психическое и половое развитие предполагает гармоничное сочетание физической нагрузки и умственной деятельности. На уроках физкультуры можно делать упражнения на перекладине, акробатические движения на матах, но для этого нужны снаряды, обеспечение безопасности.

Конечно, можно делать более сложные упражнения, заниматься на турнике или делать акробатические упражнения, но минимальный комплекс упражнений поможет сделать физическую нагрузку доступной всем, с минимальными усилиями поддерживать организм в тонусе.

Фактически в школе можно изучать элементы спортивной гимнастики, делать упражнения на бревне, изучать элементы акробатики. Но в обычных школах недостаточно оборудования для изучения этого вида спорта обычными школьниками. Но если позволяет материально-техническая база, нужно обязательно применять разные гимнастические приемы, которые будут позитивно влиять на физическое и психологическое развитие детей.

Особенно нужно позаботиться о безопасности — должны быть мягкие маты при выполнении акробатических упражнений, на опорных прыжках учитель должен страховать, удерживая ученика за кисть во время приземления. Гимнастика сопряжена с травмами, необходимо проводить инструктаж по безопасному исполнению гимнастических трюков.

Гимнастика - одно из основных средств общей физической подготовки, с помощью которого решается большой круг задач: формируется правильная осанка, совершенствуются координация движений, сила мышц, гибкость, вестибулярная устойчивость, мышечная чувствительность и др.

Доказано, что недостаток движения (мышечное голодание) в сочетании с повышенной продолжительной умственной нагрузкой оказывает неблагоприятное влияние на нервную систему, сердце, сосуды и другие органы, на обмен веществ. Поэтому каждому человеку, независимо от возраста, регулярно занимающемуся усиленным умственным трудом, физические нагрузки столь же необходимы, как воздух и пища.

Мышечная активность не только восполняет дефицит движений и снимает статическое утомление, вызванное длительным пребыванием в одной позе, но и влияет на состояние организма в целом. В процессе выполнения физических упражнений возникают импульсы (сигналы), которые поступают из мышц, связок и суставов в мозг и рефлекторно стимулируют кровообращение и дыхание, обмен веществ. Одновременно активизируются клетки коры головного мозга, повышается уровень умственной работоспособности. Именно поэтому, физические упражнения вызывают прилив бодрости, приносят ощущение легкости в работе, улучшают восприятие и запоминание изучаемого материала.

Общие задачи урока гимнастики:

- формирование жизненно необходимых и спортивных двигательных навыков;

- развитие физических и морально-волевых качеств занимающихся.



В каждом уроке гимнастики эти задачи решаются параллельно. Овладевая техникой упражнений на гимнастических снарядах или изучая какой-либо способ преодоления препятствий, занимающиеся одновременно с этим развивают свои физические качества.

В основной части урока применяются средства:

- упражнения на гимнастических снарядах;

- опорные прыжки;

- акробатические упражнения;

Изучаемые детьми упражнения должны быть простыми, понятными и доступными.

В ходе подготовки к урокам гимнастики следует продумать, какой метод организации учащихся целесообразнее использовать при выполнении тех или иных упражнений. В практике существуют следующие методы (приведена классификация В.Г.Василькова) организации учащихся на уроках гимнастики

1) фронтальный – упражнения выполняются всеми учениками одновременно;

2)сменно-групповой (или фронтально-групповой) – упражнения выполняются группами (шеренгами), причем количество одновременно работающих учеников может быть от 3–4 до 10–15;

3)индивидуально-групповой (или метод работы по отделениям) – класс делится на три-четыре отделения, выполняющих в порядке очередности разные виды упражнений;

4)поточный – упражнения выполняются учениками поочередно, с минимальными промежутками (например, опорные прыжки, равновесие, и др.);

5) поточно-групповой – это вариант сменно-группового метода, при котором каждая группа одна за другой без пауз выполняет упражнение;

6) игровой.

В средних классах желательно чаще использовать такие способы организации учащихся, как игровой, фронтальный и сменно-групповой, когда весь класс под присмотром учителя работает над одним и тем же учебным материалом.

Для фронтального метода характерно освоение упражнения всеми учащимися одновременно. Обычно он используется при проведении строевых, общеразвивающих, несложных акробатических упражнений и т.д. Однако можно использовать фронтальный метод организации учащихся и при выполнении упражнений на снарядах. Для этого в гимнастическом зале должны быть в достаточном количестве гимнастические снаряды (на которых одновременно мог бы заниматься весь класс).

При использовании поточного способа организации учащиеся выполняют задание друг за другом на установленной дистанции. Поточным способом можно проводить различные упражнения: лазанье по наклонно поставленным скамейкам, гимнастической стенке, упражнения в равновесии, прыжках, акробатические упражнения, отдельные упражнения в висах и упорах и т.п. Следует помнить, что все эти упражнения должны быть знакомы или настолько просты, что могут быть выполнены без специального обучения. Следует, однако, отметить, что поточным способом можно выполнять упражнения не только однотипные и не только на одном снаряде. В зале можно устанавливать все имеющиеся снаряды так, чтобы учащиеся после выполнения одних упражнений переходили к другим.

Малая длительность школьного урока требует экономного и рационального использования времени. Специфика обучения гимнастическим упражнениям (малая пропускная способность гимнастических снарядов, необходимость оказания помощи и страховки) делает этот вопрос весьма актуальным.

Способы повышения плотности уроков гимнастики: использование фронтального и поточного способов организации учащихся во всех случаях, когда это возможно. Исходя из конкретных условий, снаряды целесообразно оставлять на весь день в рабочем положении на постоянных местах.

Чрезвычайно важным для уроков гимнастики является вопрос предупреждения травм, так как выполнение многих упражнений на гимнастических снарядах связано с риском. Основные причины травм – нарушение методики обучения и организации занятий, отсутствие дисциплины на уроке, небрежная подготовка мест занятий, неисправный инвентарь, плохо организованная страховка и помощь.

При проведении уроков гимнастики следует помнить основные требования:

1. Нельзя ставить снаряды так, чтобы упражнение приходилось выполнять лицом к яркому свету.

2. Снаряды надо размещать на достаточном расстоянии от стен и друг от друга.

3. Маты должны лежать плотно друг к другу (без промежутка между ними), а приземление должно приходиться на середину одного из них.

4. Недопустимо выполнение упражнений на незакрепленных и неисправных снарядах.

5. На перекладине и брусьях разной высоты страхуют либо стоя точно под снарядом, либо незначительно перемещаясь по ходу выполнения маха. Особенно внимательно следует страховать при выполнении соскоков (страхующий должен находиться непосредственно около места приземления).

6. При выполнении опорных прыжков страхуют стоя непосредственно у места приземления, поддерживая ученика за руку. В некоторых случаях (особенно в начале обучения) детей следует страховать стоя перед снарядом.

В распоряжении моей школы находятся следующие гимнастические снаряды: гимнастические маты, шведская стенка, перекладина, гимнастические скамейки, гимнастический козёл, гимнастическое бревно, гимнастические палки, обручи и скакалки. И этим незначительным оборудованием мы активно пользуемся. Во время уроков гимнастики зарядку проводим на гимнастических матах, это необычно, интересно и ученики с удовольствием занимаются. Я ученикам даю базовый набор упражнений. Каждый урок вызываю ученика для проведения зарядки, он добавляет своё новое упражнение, что заинтересовывает и заставляет творчески подходить к проведению урока.

Изучив базовый комплекс упражнений на гимнастическом бревне, даю задание составить самостоятельно комплекс упражнений из разученных элементов. Делю детей на 2-3 группы, и каждая группа показывает свой комплекс, а остальные оценивают. Это очень эффективно работает в 5-х классах, так как они учатся видеть ошибки и исправлять их.

В начальных классах очень активно учителя используют для проведения зарядки предметы: гимнастические палки, скакалки, обручи, гимнастические маты.

Контрольные уроки проводятся либо после прохождения части раздела программного материала, либо в конце раздела гимнастики и направлены на выявление успеваемости и подготовленности занимающихся. На таких уроках оценивается техника выполнения гимнастических упражнений или комбинаций. Контрольный урок интересно организовывать в виде соревнований по гимнастике или с элементами гимнастики.













Администрация города Новочеркасска

Управление образования


Методический кабинет

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 10







Доклад


для семинара учителей физической культуры

«Формирование умений и навыков на уроках

физической культуры»






Подготовила: учитель физической

культуры МБОУ СОШ № 10

Каменева Лариса Ивановна

Место проведения: МБОУ СОШ № 12

Дата проведения: 16.03.2018г.

Время проведения: 10.00ч










Новочеркасск

2018 год




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!