СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование навыков правильной осанки

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование навыков правильной осанки»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 29»

муниципального образования город Норильск

663305, г. Норильск, ул. Павлова, д. 21 «А»

тел./факс 34-33-01 E-mail: moy29norilsk@yandex.ru











Формирование навыков правильной осанки










Из опыта работы

Автор: Тарасова Светлана Ивановна

учитель физической культуры, высшей категории

МБОУ «Средняя школа № 29»

г.Норильск, Красноярский край
















г. Норильск

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ


Осанку не случайно называют «зеркалом красоты и здоровья». Она является одним из слагаемых здоровья. Сутулость, впалая грудь и другие нарушения осанки затрудняют работу сердца и легких, становятся причиной нарушения обменных процессов, ис­кажают форму тела.

Эталоном правильной осанки считают такое положение тела ребенка, при котором туловище и голова держатся строго на од­ной линии, а контуры грудной клетки (в профиль) выступают вперед при вертикальном положении линии живота и умеренно выпрямленном позвоночнике.

Правильное физическое воспитание и сохранение правильной позы в повседневной жизни, начиная с самого раннего возраста, гарантируют красивую осанку.

Нарушения осанки возникают чаще всего в детском возрасте. Критическими возрастными периодами для возникновения нару­шений осанки у девочек являются 8 и 12 лет, а у мальчиков 7 и 12 лет.

Было бы ошибочно думать, что искривления осанки касаются только туловища. Плохой осанке сопутствуют плоскостопие, не­достаточная гибкость локтевых, плечевых, коленных и тазобед­ренных суставов. Все это должно быть объектом пристального внимания всех педагогов и врача школы.

Для формирования осанки необходимо соблюдать ряд условий: правильное чередование труда и отдыха, рациональное питание, хорошее развитие силы, гибкости, выносливости.

Пищевой рацион ребенка должен быть разнообразен и вклю­чать продукты, содержащие все необходимое для роста и разви­тия организма.

Определенные требования предъявляются к мебели, используе­мой ребенком. Его постель должна быть на 25 см длиннее роста и в 2 раза шире ширины плеч. Длина сиденья должна соответст­вовать длине бедра, а высота стула — длине голени. Это позво­лит в сидячем положении сохранять углы, близкие к прямым, в голеностопном, коленном и тазобедренном суставах. Незначитель­но отклоненная спинка стула позволит ребенку периодически от­кидываться назад, давая отдых связочному аппарату позвоночного столба. Поверхность стола должна иметь наклон 2—3°, расстоя­ние от глаз до поверхности стола должно составлять примерно 35 см. Для этого стул ставят так, чтобы его край на 2—3 см за­ходил под край стола.

В процессе занятий следует напоминать детям о правильной рабочей позе и требовать ее сохранения, оберегать их от непосиль­ных нагрузок.

Ученики всех классов должны делать физкультминутки на уроках и паузы между ними. То же рекомендуется проделывать и во время выполнения домашних заданий.

Немаловажное значение для формирования правильной осанки и предупреждения ее нарушений имеет правильно подобранная одежда. Тесная одежда затрудняет дыхание, кровообращение, пи­щеварение.

В середине дня следует организовать игру и развлечения на открытом воздухе.

Для закрепления навыка правильного положения головы и ту­ловища следует использовать упражнения в равновесии и с удер­жанием на голове различных предметов, в положении лежа на спине, животе и боку, в висе. Особое внимание при этом уделя­ется развитию силы мышц брюшного пресса и спины, формирую­щих «мышечный корсет».







































Приложение №1


Упражнения для выработки правильной осанки.

Упражнения с 1 до 9 в и. п. стоя, ноги вместе или на ширине плеч.

1. Кисти к плечам, свести лопатки- вдох, опуская руки- выдох.

2. Руки в стороны , свести лопатки- вдох, опуская руки- выдох.

3. Левую руку вверх, правую в сторону- вдох, опуская руки- выдох. То же с движением вверх правой руки.

4. Руки назад, отставляя назад левую ногу на носок- вдох, приставляя ногу - выдох. То же , отставляя назад другую ногу.

5. С поворотом туловища влево, кисти к плечам- вдох, опуская руки- выдох. То же в другую сторону.

6. Повернуть туловище влево, руки в сторону-выдох. То же в другую сторону.

7. Наклонить туловище влево- вдох, выпрямить- выдох. То же в другую сторону.

8. Наклониться вперёд, руки в сторону- выдох, выпрямиться- вдох.

9. Поставить ноги врозь, кисти в «замок». Имитировать движения дровосека.

УПРАЖНЕНИЯ10-12 ВЫПОЛНЯЮТСЯ В И.П.ЛЁЖА НА СПИНЕ.

10)Попеременно поднимайте правую, а затем левую ноги.

11)Одновременное поднимание ног.

12)Поочерёдно касайтесь левой ногой справа ,а правой ногой- слева.

13) Руки за головой. Медленно перейдите в положение, сидя (без помощи рук).

14)Вытянув руки вверх , быстро перейти в положение сидя (без помощи рук ).

15)И.П. сидя на полу. Приподняв ноги , согните и разогните колени, опираясь на предплечья .

16) И.П. стоя . Подпрыгните ,поставив ноги врозь , и прыжком вернуться в И.П

Движение рук: вверх и вниз.














Приложение №2


УПРАЖНЕНИЯ

ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ

Сентябрь.

Первая неделя

Принять правильное положение головы, положить на нее мешо­чек и походить по комнате, переступая через «препятствие».

Вторая неделя

1. Передвигаясь с мешочком на голове, встать на скамейку (стул) и сойти с нее.

2, Стоя у стены в положении правильной осанки, присесть и встать.

Третья неделя

1. С мешочком на голове сесть на пол, скрестив ноги, и, встать.

2. Стоя у стены с мешочком на голове, подтянуть поочередно правое, затем левое колено к груди.

Четвертая неделя

1. С мешочком на голове встать на стул и сойти с него.

2. Стоя у стены с мешочком на голове, сделать движения рука­ми в стороны, вперед, вверх.

Октябрь

Первая и вторая недели

1. То же, что в 3-й неделе сентября,

2. То же, что в 4-й неделе сентября.

3. В упоре лежа на животе на четыре счета медленно поднять правую ногу назад и на четыре счета опустить ее. Отдохнуть, Повто­рить упражнение левой ногой.

4. В упоре лежа на животе поднять голову и на четыре счета медленно поднять руки(вверх. Вернуться в упор лежа.

Третья и четвертая недели

1. То же, что в 3-й неделе сентября,

2. То же, что в 4-й неделе сентября.

3. В упоре лежа на животе на четыре счета медленно поднять ноги назад, а руки вверх. Вернуться в упор лежа. Отдохнуть на четы­ре счета.

4. В положении лежа на спине, руки вверх на два счета поднять ноги, на четыре счета медленно опустить. Отдохнуть на два счета.

Ноябрь и декабрь

1. Стоя у стены в положении правильной осанки, поднять руки вверх, на два счета присесть, на четыре счета медленно встать.

2. То же, но с мешочком на голове.

3. В положении лежа на спине, руки вверх на два счета поднять ноги, на два счета согнуть, на два счета медленно опустить.

4. В положении лежа на животе, руки вверх на четыре счета медленно прогнуться и отвести руки назад до отказа. На четыре сче­та вернуться в исходное положение


Январь

1. С мешочком на голове опуститься на колени, сесть на пятки и встать.

2. То же с закрытыми глазами,

3. Наклон туловища назад с гимнастической палкой на лопатки.

4. В положении лежа на спине, руки в стороны поднять левую ногу и коснуться ею пола справа. То же другой ногой.

5. Сидя, перетянуть шнур или скакалку вправо или влево

пальцами ног.

Февраль

1. С мешочком на голове встать на стул и сойти с него.

2. Повороты туловища вправо и влево с гимнастической палкой на лопатках.

3. В положении лежа на спине, руки вдоль туловища зажать ступнями легкий предмет (кубик, лист бумаги). Поднять ноги и мед­ленно опустить, не выронив предмета.

4. Сидя, захватить пальцами правой ноги карандаш и перело­жить его на другое место. То же другой ногой.

Март

1. С мешочком на голове сесть на стул и встать.

2. То же упражнение выполнить с закрытыми глазами.

3. Сидя на пятках с гимнастической палкой на лопатках, прогнуть туловище назад.

4. Медленно подняться на носки и опуститься на всю ступню.

Апрель

1. С мешочком на голове пройти по «узкой тропинке», обозначенной веревкой или скакалкой, встать на стул, сойти с него и про- верить, правильная ли осанка

2. С палкой на лопатках медленно присесть и встать.

3. Из положения лежа на спине, зацепившись стопами за край шкафа (дивана), медленно сесть и снова лечь,

4. Собрать пальцами ног расстеленное на полу полотно.















Приложение №3


Комплекс упражнений для формирования и закрепления навыка правильной осанки


Исходное положение (далее - и. п.) - стоя: принять правильную осанку, касаясь стены или гимнастической стенки, при этом затылок, лопатки, ягодич­ная область, икры ног и пяток должны касаться стены.

  1. И. п. - стоя. Отойти от стенки на 1-2 шага, сохраняя правильную осанку.

  2. И. п. - стоя. Сделать 2 шага вперед, присесть, встать. Вновь принять правильную осанку.

  3. И. п. - стоя. Сделать 1-2 шага вперед, расслабить последовательно мышцы шеи, плечевого пояса, рук и туловища. Принять правильную осанку.

  4. И. п. - стоя. Приподняться на носочки, удерживаясь в этом положении 3-4 сек. Вернуться в и. п.

  5. Повторить упражнение 5, но без гимнастической стенки.

  6. И. п. - стоя. Присесть, разводя колени в стороны и сохраняя прямое по­ложение головы и позвоночника. Медленно встать и принять и. п.
    И. п. - сидя: сесть на гимнастическую скамейку у стены, принять правиль­ную осанку, прижав затылок, лопатки и ягодицы к стене.

  7. И. п. - сидя. Расслабить мышцы шеи, уронить голову, расслабить плечи, мышцы спины, вернуться в и. п. сидя.
    И. п. - лежа: лечь на коврик на спину, голова, туловище, ноги составляют прямую линию, руки прижаты к туловищу.

  8. И. п. - лежа. Приподнять голову и плечи, проверить прямое положение тела, вернуться в и. п.

  9. И. п. - лежа. Прижать поясничную область тела к полу. Встать, принять правильную осанку, придавая поясничной области то же положение, которое было принято в положении лежа.

  10. И. п. - стоя. Ходьба по залу с остановками, сохранением правильной осанки.

Упражнения для создания и укрепления "мышечного корсета"

И. п. - лежа на животе: лечь на пол, на живот, подбородок опустить на тыльную поверхность кистей, положенных друг на друга.

  1. И. п. - лежа на животе. Перевести руки на пояс, приподнять голову и плечи, лопатки соединить, живот не поднимать. Удержать положение несколько секунд, вернуться в и. п.

  2. И. п.- лежа на животе. Перевести кисти рук к плечам или за голову, при­поднять голову и плечи. Удерживать положение несколько секунд, вернуться в и. п.

  3. И. п. - лежа на животе. Приподнять голову и плечи, медленно перевести руки вверх, в стороны и к плечам. Вернуться в и. п.

  4. И. п. - лежа на животе. Поднять голову и плечи, руки в стороны. Сжимать и разжимать кисти рук. Вернуться в и. п.

  5. И. п. - лежа на животе. Поднять голову и плечи, руки в стороны. Прямы­ми руками совершать круговые движения. Вернуться в и. п.

  6. И. п. - лежа на животе. Поочередно поднимать выпрямленные ноги, не отрывая таз от пола. Темп упражнения медленный. Вернуться в и. п.

  7. И. п. - лежа на животе. Приподнять обе ноги, не отрывая таз. Удержи­ваться в этом положении 3-5 сек. Вернуться в и. п.

  8. И. п. - лежа на животе. Поднять правую ногу, присоединить левую, удер­живаться в таком положении 3-5 сек, опустить правую, затем левую ногу.

  9. И. п. - лежа на животе. Приподнять выпрямленные ноги, развести их в стороны, соединить и опустить в и. п.

  10. И. п. - лежа на животе, попарно друг против друга. Приподнять голову и плечи, удерживая согнутыми в локтях руками мяч перед грудью, бросить его партнеру, руки вверху, голова и грудь приподняты, поймать мяч обратно.

  11. Аналогично упражнению 10, но мяч перекатывать, сохраняя приподня­тое положение головы и плеч.



























СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура (кинезотерпия): Учебник для студентов ВУЗов. - М.: Гуманит изд. центр ВЛАДОС,1998.-608 с.

  2. Потапчук, А.А. Осанка и физическое развитие детей : (программа диагностики и коррекции нарушений/ А.А. Потапчук, М.Д. Дидур. – СПб. : Речь, 2001. – 166 с.

  3. Правдов М.А. Уроки физической культуры. 1-4. – М.: ИЛЕКСА, 2009. – с.8-10, с.40-42. (Развивающее коррекционное обучение. Начальная школа).

  4. Рубцова Н.О. Лечение без лекарств для детей с нарушениями в развитии. – М., 1995. – с.15-19.

  5. Солодков, А.С. Коррекция физического и функционального развития детей путем рационализации двигательного режима / А.С. Солодков, Е.М. Есина // Адаптивная физическая культура. – 2004. – № 3 (19). – С. 17-22.