Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 29»
муниципального образования город Норильск
663305, г. Норильск, ул. Павлова, д. 21 «А»
тел./факс 34-33-01 E-mail: moy29norilsk@yandex.ru
Формирование навыков правильной осанки
Из опыта работы
Автор: Тарасова Светлана Ивановна
учитель физической культуры, высшей категории
МБОУ «Средняя школа № 29»
г.Норильск, Красноярский край
г. Норильск
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ
Осанку не случайно называют «зеркалом красоты и здоровья». Она является одним из слагаемых здоровья. Сутулость, впалая грудь и другие нарушения осанки затрудняют работу сердца и легких, становятся причиной нарушения обменных процессов, искажают форму тела.
Эталоном правильной осанки считают такое положение тела ребенка, при котором туловище и голова держатся строго на одной линии, а контуры грудной клетки (в профиль) выступают вперед при вертикальном положении линии живота и умеренно выпрямленном позвоночнике.
Правильное физическое воспитание и сохранение правильной позы в повседневной жизни, начиная с самого раннего возраста, гарантируют красивую осанку.
Нарушения осанки возникают чаще всего в детском возрасте. Критическими возрастными периодами для возникновения нарушений осанки у девочек являются 8 и 12 лет, а у мальчиков 7 и 12 лет.
Было бы ошибочно думать, что искривления осанки касаются только туловища. Плохой осанке сопутствуют плоскостопие, недостаточная гибкость локтевых, плечевых, коленных и тазобедренных суставов. Все это должно быть объектом пристального внимания всех педагогов и врача школы.
Для формирования осанки необходимо соблюдать ряд условий: правильное чередование труда и отдыха, рациональное питание, хорошее развитие силы, гибкости, выносливости.
Пищевой рацион ребенка должен быть разнообразен и включать продукты, содержащие все необходимое для роста и развития организма.
Определенные требования предъявляются к мебели, используемой ребенком. Его постель должна быть на 25 см длиннее роста и в 2 раза шире ширины плеч. Длина сиденья должна соответствовать длине бедра, а высота стула — длине голени. Это позволит в сидячем положении сохранять углы, близкие к прямым, в голеностопном, коленном и тазобедренном суставах. Незначительно отклоненная спинка стула позволит ребенку периодически откидываться назад, давая отдых связочному аппарату позвоночного столба. Поверхность стола должна иметь наклон 2—3°, расстояние от глаз до поверхности стола должно составлять примерно 35 см. Для этого стул ставят так, чтобы его край на 2—3 см заходил под край стола.
В процессе занятий следует напоминать детям о правильной рабочей позе и требовать ее сохранения, оберегать их от непосильных нагрузок.
Ученики всех классов должны делать физкультминутки на уроках и паузы между ними. То же рекомендуется проделывать и во время выполнения домашних заданий.
Немаловажное значение для формирования правильной осанки и предупреждения ее нарушений имеет правильно подобранная одежда. Тесная одежда затрудняет дыхание, кровообращение, пищеварение.
В середине дня следует организовать игру и развлечения на открытом воздухе.
Для закрепления навыка правильного положения головы и туловища следует использовать упражнения в равновесии и с удержанием на голове различных предметов, в положении лежа на спине, животе и боку, в висе. Особое внимание при этом уделяется развитию силы мышц брюшного пресса и спины, формирующих «мышечный корсет».
Приложение №1
Упражнения для выработки правильной осанки.
Упражнения с 1 до 9 в и. п. стоя, ноги вместе или на ширине плеч.
1. Кисти к плечам, свести лопатки- вдох, опуская руки- выдох.
2. Руки в стороны , свести лопатки- вдох, опуская руки- выдох.
3. Левую руку вверх, правую в сторону- вдох, опуская руки- выдох. То же с движением вверх правой руки.
4. Руки назад, отставляя назад левую ногу на носок- вдох, приставляя ногу - выдох. То же , отставляя назад другую ногу.
5. С поворотом туловища влево, кисти к плечам- вдох, опуская руки- выдох. То же в другую сторону.
6. Повернуть туловище влево, руки в сторону-выдох. То же в другую сторону.
7. Наклонить туловище влево- вдох, выпрямить- выдох. То же в другую сторону.
8. Наклониться вперёд, руки в сторону- выдох, выпрямиться- вдох.
9. Поставить ноги врозь, кисти в «замок». Имитировать движения дровосека.
УПРАЖНЕНИЯ10-12 ВЫПОЛНЯЮТСЯ В И.П.ЛЁЖА НА СПИНЕ.
10)Попеременно поднимайте правую, а затем левую ноги.
11)Одновременное поднимание ног.
12)Поочерёдно касайтесь левой ногой справа ,а правой ногой- слева.
13) Руки за головой. Медленно перейдите в положение, сидя (без помощи рук).
14)Вытянув руки вверх , быстро перейти в положение сидя (без помощи рук ).
15)И.П. сидя на полу. Приподняв ноги , согните и разогните колени, опираясь на предплечья .
16) И.П. стоя . Подпрыгните ,поставив ноги врозь , и прыжком вернуться в И.П
Движение рук: вверх и вниз.
Приложение №2
УПРАЖНЕНИЯ
ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ
Сентябрь.
Первая неделя
Принять правильное положение головы, положить на нее мешочек и походить по комнате, переступая через «препятствие».
Вторая неделя
1. Передвигаясь с мешочком на голове, встать на скамейку (стул) и сойти с нее.
2, Стоя у стены в положении правильной осанки, присесть и встать.
Третья неделя
1. С мешочком на голове сесть на пол, скрестив ноги, и, встать.
2. Стоя у стены с мешочком на голове, подтянуть поочередно правое, затем левое колено к груди.
Четвертая неделя
1. С мешочком на голове встать на стул и сойти с него.
2. Стоя у стены с мешочком на голове, сделать движения руками в стороны, вперед, вверх.
Октябрь
Первая и вторая недели
1. То же, что в 3-й неделе сентября,
2. То же, что в 4-й неделе сентября.
3. В упоре лежа на животе на четыре счета медленно поднять правую ногу назад и на четыре счета опустить ее. Отдохнуть, Повторить упражнение левой ногой.
4. В упоре лежа на животе поднять голову и на четыре счета медленно поднять руки(вверх. Вернуться в упор лежа.
Третья и четвертая недели
1. То же, что в 3-й неделе сентября,
2. То же, что в 4-й неделе сентября.
3. В упоре лежа на животе на четыре счета медленно поднять ноги назад, а руки вверх. Вернуться в упор лежа. Отдохнуть на четыре счета.
4. В положении лежа на спине, руки вверх на два счета поднять ноги, на четыре счета медленно опустить. Отдохнуть на два счета.
Ноябрь и декабрь
1. Стоя у стены в положении правильной осанки, поднять руки вверх, на два счета присесть, на четыре счета медленно встать.
2. То же, но с мешочком на голове.
3. В положении лежа на спине, руки вверх на два счета поднять ноги, на два счета согнуть, на два счета медленно опустить.
4. В положении лежа на животе, руки вверх на четыре счета медленно прогнуться и отвести руки назад до отказа. На четыре счета вернуться в исходное положение
Январь
1. С мешочком на голове опуститься на колени, сесть на пятки и встать.
2. То же с закрытыми глазами,
3. Наклон туловища назад с гимнастической палкой на лопатки.
4. В положении лежа на спине, руки в стороны поднять левую ногу и коснуться ею пола справа. То же другой ногой.
5. Сидя, перетянуть шнур или скакалку вправо или влево
пальцами ног.
Февраль
1. С мешочком на голове встать на стул и сойти с него.
2. Повороты туловища вправо и влево с гимнастической палкой на лопатках.
3. В положении лежа на спине, руки вдоль туловища зажать ступнями легкий предмет (кубик, лист бумаги). Поднять ноги и медленно опустить, не выронив предмета.
4. Сидя, захватить пальцами правой ноги карандаш и переложить его на другое место. То же другой ногой.
Март
1. С мешочком на голове сесть на стул и встать.
2. То же упражнение выполнить с закрытыми глазами.
3. Сидя на пятках с гимнастической палкой на лопатках, прогнуть туловище назад.
4. Медленно подняться на носки и опуститься на всю ступню.
Апрель
1. С мешочком на голове пройти по «узкой тропинке», обозначенной веревкой или скакалкой, встать на стул, сойти с него и про- верить, правильная ли осанка
2. С палкой на лопатках медленно присесть и встать.
3. Из положения лежа на спине, зацепившись стопами за край шкафа (дивана), медленно сесть и снова лечь,
4. Собрать пальцами ног расстеленное на полу полотно.
Приложение №3
Комплекс упражнений для формирования и закрепления навыка правильной осанки
Исходное положение (далее - и. п.) - стоя: принять правильную осанку, касаясь стены или гимнастической стенки, при этом затылок, лопатки, ягодичная область, икры ног и пяток должны касаться стены.
И. п. - стоя. Отойти от стенки на 1-2 шага, сохраняя правильную осанку.
И. п. - стоя. Сделать 2 шага вперед, присесть, встать. Вновь принять правильную осанку.
И. п. - стоя. Сделать 1-2 шага вперед, расслабить последовательно мышцы шеи, плечевого пояса, рук и туловища. Принять правильную осанку.
И. п. - стоя. Приподняться на носочки, удерживаясь в этом положении 3-4 сек. Вернуться в и. п.
Повторить упражнение 5, но без гимнастической стенки.
И. п. - стоя. Присесть, разводя колени в стороны и сохраняя прямое положение головы и позвоночника. Медленно встать и принять и. п.
И. п. - сидя: сесть на гимнастическую скамейку у стены, принять правильную осанку, прижав затылок, лопатки и ягодицы к стене.
И. п. - сидя. Расслабить мышцы шеи, уронить голову, расслабить плечи, мышцы спины, вернуться в и. п. сидя.
И. п. - лежа: лечь на коврик на спину, голова, туловище, ноги составляют прямую линию, руки прижаты к туловищу.
И. п. - лежа. Приподнять голову и плечи, проверить прямое положение тела, вернуться в и. п.
И. п. - лежа. Прижать поясничную область тела к полу. Встать, принять правильную осанку, придавая поясничной области то же положение, которое было принято в положении лежа.
И. п. - стоя. Ходьба по залу с остановками, сохранением правильной осанки.
Упражнения для создания и укрепления "мышечного корсета"
И. п. - лежа на животе: лечь на пол, на живот, подбородок опустить на тыльную поверхность кистей, положенных друг на друга.
И. п. - лежа на животе. Перевести руки на пояс, приподнять голову и плечи, лопатки соединить, живот не поднимать. Удержать положение несколько секунд, вернуться в и. п.
И. п.- лежа на животе. Перевести кисти рук к плечам или за голову, приподнять голову и плечи. Удерживать положение несколько секунд, вернуться в и. п.
И. п. - лежа на животе. Приподнять голову и плечи, медленно перевести руки вверх, в стороны и к плечам. Вернуться в и. п.
И. п. - лежа на животе. Поднять голову и плечи, руки в стороны. Сжимать и разжимать кисти рук. Вернуться в и. п.
И. п. - лежа на животе. Поднять голову и плечи, руки в стороны. Прямыми руками совершать круговые движения. Вернуться в и. п.
И. п. - лежа на животе. Поочередно поднимать выпрямленные ноги, не отрывая таз от пола. Темп упражнения медленный. Вернуться в и. п.
И. п. - лежа на животе. Приподнять обе ноги, не отрывая таз. Удерживаться в этом положении 3-5 сек. Вернуться в и. п.
И. п. - лежа на животе. Поднять правую ногу, присоединить левую, удерживаться в таком положении 3-5 сек, опустить правую, затем левую ногу.
И. п. - лежа на животе. Приподнять выпрямленные ноги, развести их в стороны, соединить и опустить в и. п.
И. п. - лежа на животе, попарно друг против друга. Приподнять голову и плечи, удерживая согнутыми в локтях руками мяч перед грудью, бросить его партнеру, руки вверху, голова и грудь приподняты, поймать мяч обратно.
Аналогично упражнению 10, но мяч перекатывать, сохраняя приподнятое положение головы и плеч.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Дубровский В.И. Лечебная физическая культура (кинезотерпия): Учебник для студентов ВУЗов. - М.: Гуманит изд. центр ВЛАДОС,1998.-608 с.
Потапчук, А.А. Осанка и физическое развитие детей : (программа диагностики и коррекции нарушений/ А.А. Потапчук, М.Д. Дидур. – СПб. : Речь, 2001. – 166 с.
Правдов М.А. Уроки физической культуры. 1-4. – М.: ИЛЕКСА, 2009. – с.8-10, с.40-42. (Развивающее коррекционное обучение. Начальная школа).
Рубцова Н.О. Лечение без лекарств для детей с нарушениями в развитии. – М., 1995. – с.15-19.
Солодков, А.С. Коррекция физического и функционального развития детей путем рационализации двигательного режима / А.С. Солодков, Е.М. Есина // Адаптивная физическая культура. – 2004. – № 3 (19). – С. 17-22.