Формирование навыков самоорганизации
учебной деятельности у младших школьников
Младший школьный возраст – благоприятный период для формирования жизненно важных навыков и умений. В том числе и навыков самоорганизации. Важнейшим моментом в этот период является то, что ребенок переходит к осознанному поведению. Он учится управлять собой, строить свою деятельность, самостоятельно принимать решения. Эти изменения связаны в первую очередь с учебной деятельностью, которая требует соблюдения ряда норм и правил, быть организованным и самостоятельным и т.д. К сожалению, сами собой все эти качества не возникают. Их необходимо воспитывать. Что же необходимо учитывать, чтобы разумно и грамотно воспитывать навык самоорганизации?
Самоорганизация — это особый вид деятельности человека, характеризующийся целеустремленностью, активностью, самостоятельностью и ответственностью.
Под этим термином понимается способность человека ставить цели и достигать их, своевременно выполнять необходимые задания, самостоятельно организовывать свою деятельность и четко придерживаться этой организации.
Способность к самоорганизации – важное качество личности, которое существенно помогает в обучении.
Существует много трактовок понятия «самоорганизация»
Самоорганиза́ция - это целенаправленный процесс, в ходе которого создаются условия, позволяющие ученику чувствовать себя уверенно при выполнении заданий.
Самоорганиза́ция — процесс упорядочения работы за счёт согласованного взаимодействия нескольких элементов.
О самоорганизации можно говорить, как о навыке, который тесно связан с другими навыками, а именно, самодисциплиной, управлением временем, организацией пространства, в котором находится ребёнок, с планированием для разрешения поставленных целей.
Для развития навыков самоорганизации важно на первых этапах обучения научить ребёнка принимать и понимать поставленные перед ним цели. Именно, принимать, а не ставить цели, что мы обычно делаем на уроке.
Главной целью в развитии самоорганизации становится
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Условия для развития навыка «самоорганизации»
- Постоянная поддержка учителем самоорганизации у детей в активном состоянии.
- Желание обучающихся организовать себя: на работу, на выполнение договоренностей с собой и другими, на достижение своих целей.
- Учёт времени и точность – основа самоорганизации.
Основные этапы развития самоорганизации у детей:
- Этап подражания. Дети действуют по готовому образцу с
помощью взрослых, старших, копируя их действия.
Например, работа по алгоритму.
- Этап частичной самоорганизации. Работа по памятке. Памятка - инструкция, в которой даются указания о необходимости конкретных действий (шагов), но учащиеся имеют возможность перестановки одного-двух действий или даже пропуска одного из них.
- Этап более полной с самоорганизации. Младшие школьники выполняют определенную работу самостоятельно в повторяющихся ситуациях, в наиболее знакомых видах деятельности
Навык самоорганизации учебной деятельности включает:
определение цели выполнения учебного задания;
планирование выполнения учебного задания;
выполнение учебного задания;
контроль результатов выполнения учебного задания;
оценивание результатов выполнения учебного задания.
Как происходит развитие данного навыка?
Развитие навыка «самоорганизации»
Целеполагание (ставятся небольшие цели).
Анализ ситуации (в каких условиях будет развиваться навык «самоорганизация».
Планирование детьми своих действий.
Пошаговое руководство учащимися своих действий.
Волевая регуляция (способность совершать действия вне зависимости от субъективных факторов: лени, несобранности и т.д.).
Самоконтроль – контроль собственных действий.
Когда цели поставлены и понятен план действий, остается только – действовать. Иногда это легко, а иногда для этого нужно себя организовать.
Если цель живет в душе в форме желания, она, как живая, тянет нас к себе, притягивая и наше внимание, и наши силы. Однако все, что связано с желаниями - ненадежно. Желания - как ветер или погода, погоде свойственно меняться, ветер легко меняет свое направление, так и желание может гаснуть и исчезать у детей.
Если цель живет в душе в форме намерения, она более прочна, но в ней может не быть тяги. Намерение формируется в первую очередь головой, но без развитой воли намерение пусто. Если нет воли, нужна самоорганизация.
Чтобы организовать детям себя самостоятельно, нужна воля, навык преодоления себя, своей лени и своих страхов. Волю развивать можно и нужно, но если пока ее не хватает, можно помочь другими разумными средствами (н. в виде игры).
«Плюсы» развития навыка – самоорганизация!
Повышается качество работы.
Ученик, способный организовать себя и свою деятельность, использует достаточное количество времени для выполнения работы, выполняет ее поэтапно и планомерно, лучше сосредотачивается на выполняемых действиях.
Деятельность становится более упорядоченной.
У организованного человека деятельность подчинена определенному распорядку, являющемуся для него наиболее оптимальным. Это позволяет не забывать о важных делах, делать все качественно и вовремя, четко представлять цели и задачи, планировать результаты.
Экономятся время и силы.
Хорошая самоорганизация позволяет хорошо планировать время — работа выполняется планомерно, отсутствует спешка, нервозность, множественные переделки работы.
Для эффективного развития самоорганизации
необходимо, чтобы сам ученик принимал участие в планировании, выражал свои пожелания, вносил уточнения в план
Работа над предложением (индивидуальная или парная)
Выглянуло раннее солнце и осветило верхушки деревьев.
- Учитель проговаривает задания к предложению.
- Учащиеся должны запомнить количество заданий и их порядок выполнения. Запоминая очерёдность заданий, одновременно идёт подсчёт заданий.
- Повторение заданий.
- Повторить задания друг другу (работа в парах)
- Самостоятельная работа.
- Самоконтроль.
Выглянуло раннее солнце и осветило верхушки деревьев.
- Прочитать предложение.
- Устно назвать орфограммы в каждом слове.
- Записать предложение.
- Записать характеристику предложения.
- Выполнить разбор по частям речи.
- Выделить грамматическую основу.
- Определить у существительных и прилагательных род, число, падеж.
- Выписать все словосочетания.
- Выполнить разбор слова деревьев как часть речи.
Количество заданий может как увеличиваться, так и уменьшаться.
Поэтапное выполнение
Это еще один хороший способ для развития самоорганизации. Он состоит в том, что выполнение какой-либо деятельности разбивается на этапы, каждый из которых:
- непосредственно связан с другими этапами. Другими словами, без выполнения данного действия невозможно перейти к выполнению следующего;
- должен быть закончен к определенному времени;
- контролируется и оценивается. Контроль может осуществляться как в процессе работы, так и после ее выполнения. Если контроль и оценка осуществляются учителем, важно помнить, что замечания и критика должны быть по существу и высказаны в мягкой форме.
Упражнение 44, стр.22 уч. «Русский язык» 2 часть, 4 класс. В.Н. Канакина
Прочитайте.
Составьте из словосочетаний предложение.
Запишите предложение.
Назовите изученные орфограммы
Выделите грамматическую основу.
Укажите над именами прилагательными падеж.
Практичная самоорганизация
- это такое выстраивание ситуации и такая организация обучения, когда все, что происходить должно, происходит легко и естественно, само собой.
Что в себя включает практичная самоорганизация?
- Управление временем. Девиз для детей:
«Я должен выполнить в срок!»
- Сделать привычкой. По мнению психологов привычка формируется на 21 день. Через три недели - это стало привычкой, стало естественным работать чётко по плану, а к сороковому дню привычка постепенно превращается в потребность.
- Составление плана работы – планирование – это образ предстоящей работы. Важно - все записать!
Что написано пером, не вырубишь топором. Любой план, пока он есть только в вашем воображении - это только мечты. Запишите свои планы, и они превратятся в цель!
Один из лучших способов приучить себя к порядку — это начать приучать к порядку кого-то, соседа по парте.
Для формирования навыка «самоорганизация» используется парная работа. «Раз сказал — он не понял. Два сказал — не понял. Третий раз сказал — я уже сам все понял, а он все не понимает!»
Навык самоорганизации доступен только тем учащимся, кого заранее к самоорганизации учитель приучил.
Кто потратил силы и время заранее.
И когда дети приучены, тогда приходит легкость и естественность в обучении детей.
Литература:
Н.И.КОЗЛОВ «ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ «Методы эффективной самоорганизации»