СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование навыков смыслового чтения на уроках окружающего мира

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование навыков смыслового чтения в начальной школе

Просмотр содержимого документа
«Формирование навыков смыслового чтения на уроках окружающего мира»

ГБУ ДПО Республики Марий Эл «Марийский институт образования»







Формирование навыков смыслового чтения на уроках окружающего мира

(проект)








Выполнил: выпускник курсов ПП НОО

декабрь-февраль

Картазаева Альбина Александровна









Йошкар-Ола

2018г.


Содержание

  1. Актуальность проекта………………………………………… ……2

  2. Цель и задачи проекта………………………………………………4

  3. Целевая аудитория…………………………………………………. 4

  4. Содержание проекта…………………………………………… 4-16

  5. Сроки выполнения. Этапы проекта……………………………… 16

  6. Состав участников проекта……………………………………… 17

  7. Ресурсы ……………………………………………………………. 17

  8. Планируемый результат………………………………………… 17

  9. Оценка эффективности реализации проекта…………………… 18

  10. Возможные риски и пути их преодоления……………………… 20

  11. Перспективы дальнейшего развития проекта…………………… 21

  12. Список литературы…………………………………………………22

















1.Актуальность.

Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И именно читательские умения должны обеспечить младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создать основу для самообразования. Долгое время в практике обучения чтению в начальной школе усиленный акцент делался на наращивание темпов чтения и работу над правильностью чтения, а задаваемые по тексту вопросы проверяли лишь поверхностное усвоение содержания текста. Такая практика вырабатывала у учащихся беглое, но бессознательное чтение, которое не позволяло максимально извлекать и понимать информацию.

Проанализировав итоги результатов ВПР в 4 классе за 2015-2016 и 2016-2017 учебные годов учителями МО начальных классов школы, было принято решение по формированию навыков смыслового чтения на уроках в начальной школе. Анализ результатов учебно-познавательной деятельности учащихся моего класса в прошлом году также выявил проблемы в области осмысленного чтения и выполнение заданий детьми по содержанию текста. Это и подтолкнуло меня на расширение собственных знаний и умений в области смыслового чтения.

При переходе в среднее звено возрастает объём изучаемого материала. Овладение навыками смыслового чтения учащихся является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам, в результате чего выпускники начальной школы смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать ее.

В ФГОС подчеркивается важность обучения смысловому чтению в школе и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям. Одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом:

- поиск информации и понимание прочитанного;

- преобразование и интерпретация информации;

- оценка информации.

Это означает, что на каждом предмете должна вестись работа по формированию и развитию умений смыслового чтения. Значительная роль в овладении стратегией смыслового чтения отводится предмету «окружающий мир», при изучении которого ученики работают с научно-познавательными текстами учебника.

2.Цель проекта: формирование навыков смыслового чтения младших школьников на уроках окружающего мира.

Задачи проекта:

  1. Проанализировать педагогическую литературу по данной теме.

  2. Определить эффективные методы и приемы работы по формированию смыслового чтения.

  3. Раскрыть некоторые приемы работы на уроках.

  4. Сделать вывод, обобщить опыт по теме проекта.

3.Целевая аудитория: в рамках проекта участвовали учащиеся 3а класса в количестве 17 человек: мальчиков-11, девочек-6. Возраст 9-10 лет.

4. Содержание


Смысловое чтение – как понятие.

В «Примерной основной образовательной программе начального образования» под смысловым чтением понимается «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации» [3, С. 47].

Психологи выделяют несколько уровней понимания текста.

Первый, самый поверхностный – это понимание фактов, того, о чём говорится.

Второй уровень характеризуется пониманием «не только того, о чём говорится, но и того, что говорится в высказывании», т. е. мыслей, связей, отношений, причин, следствий, скрытых за словами текста, а именно – подтекста.

Третий уровень предполагает осознание читателем общего настроения произведения, отношения автора к описанным событиям, персонажам, его оценок, а также осознание своего собственного отношения к тому, что написано и как написано.

Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.) выделены действия смыслового чтения, связанные:

- с осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи;

- определением основной и второстепенной информации;

- формулированием проблемы и главной идеи текста.

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вычитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная. Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать содержание текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность.

Существует множество способов организации познавательной деятельности, способствующих развитию навыка смыслового чтения такие как: проблемно-поисковый способ, дискуссия, обсуждение, моделирование, рисунок. Смысловое чтение отличается от любого другого чтения (например, «ознакомительное» или «поиск информации») тем, что при смысловом виде чтения происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента, т. е. осуществляется процесс интерпретации, наделения смыслом.

Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание. Поскольку смысловое чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий:

  • В личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;

  • В регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;

  • В познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря.

Технология продуктивного чтения

Технология продуктивного чтения направлена на формулирование собственной позиции, умения адекватно понимать собеседника (коммуникативные УУД), умения извлекать, интерпретировать, использовать текстовую информацию (познавательные УУД),умение работать по плану, алгоритму (регулятивные УУД), формулировать оценочные суждения (личностные УУД).

Теория формирования типа правильной читательской деятельности в том виде, как её описывает Н.Н.Светловская, обеспечивает последовательность естественных для любого читателя шагов при самостоятельном чтении книг, включение его в «общение» с автором. Технология продуктивного чтения - это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.

Этапы работы над текстом

Сама технология включает в себя 3 этапа работы с текстом:

1. Работа с текстом до чтения (антиципация, постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе).

Цель: развитие важнейшего читательского умения, антиципация, то есть умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.

Главная задача педагога: вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.

2. Работа с текстом во время чтения (первичное чтение текста, использование приёма "активный читатель", перечитывание текста, беседа по содержанию в целом).

Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки).

Главная задача педагога: обеспечить полноценное восприятие текста всеми доступными средствами.

3. Работа с текстом после чтения (концептуальная (смысловая) беседа по тексту; знакомство с писателем; работа с заглавием, иллюстрациями; творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся), тестовые задания, контрольно-измерительные материалы.

Цель: корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским замыслом.

Главная задача педагога: обеспечить углубление восприятия и понимания текста.

Не только последовательность шагов в процессе чтения обеспечивает успешность использования данной технологии. Крайне важным является диалоговый характер чтения текста (ребёнком, взрослым).

Первичное чтение, обеспечивающее максимально возможное для конкретного читателя погружение в текст, - вот задача, которую необходимо решать при работы с текстом. Диалог с автором через текст и комментированное чтение рассматриваются как ведущие приёмы обеспечения понимания основных смыслов текста, «погружения» в текст читателей.

Для организации диалога читателей с текстом необходимо учить младших школьников ставить вопросы к тексту во время чтения, выдвигать предполагаемые ответы на эти вопросы, проверять себя по ходу чтения.

Главная задача педагога - помочь ребёнку осознать, откуда и как рождаются вопросы (к иллюстрации, к тексту и пр.), увидеть их логику, чтобы даже в отсутствие взрослого он смог самостоятельно осмысливать прочитанное. Вопросы подтекстового уровня составляют большую долю вопросов при анализе текста. Отвечая на них, учащиеся делают свои первые текстологические открытия, уточняют догадки о смысле произведения, и это становится основой для дальнейшей беседы о его идее.

Методы и приемы формирования смыслового чтения в начальной школе

В целях личностного и познавательного развития обучающихся и достижения социально желаемого результата становления разных видов чтения на всех уроках используются следующие приёмы и способы работы:
1) анализ учебных заданий, инструкций, развитие умений вчитываться в задание, выделять ключевые слова, понимать и принимать смысл задания и «переводить» каждое задание в самоинструкцию, в алгоритм действий;

2) вычитывание и обобщение информации, перевод информации в таблицы, диаграммы, рисунки, схемы, чертежи и т.п.;

3) выполнение письменных заданий (ответ на поставленные вопросы); высказывание своей точки зрения; приведение доводов как в поддержку высказанного утверждения, так и в его опровержение; объяснение различных ситуаций с помощью текста; доказательство высказанной чьей-либо точки зрения с опорой на прочитанный текст.

Рассмотрим несколько методических приемов, которые можно использовать на любом уроке.

1.Приём «Тонкие» и «толстые» вопросы

«Тонкие» вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа; «толстые» вопросы – вопросы,  требующие подробного,  развёрнутого ответа. Стратегия позволяет формировать умение формулировать вопросы и умение соотносить понятия. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.  

4.  Приём  «Вопросы к тексту учебника» 

Стратегия позволяет формировать умение самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в паре.
5. Приём «Учимся задавать вопросы  разных типов» – « Ромашка Блума» 

Шесть лепестков – шесть типов вопросов.
6.Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. Применяются на традиционных формах контроля: на зачетах, при использовании терминологических диктантов и т.д.

7.Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно поняла, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...?». Целью этих вопросов является предоставление обратной связи ученику относительно того, что он только что сказал. Очень важно эти вопросы задавать без негативной мимики.

8.Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (как об этом говорилось выше) могут восприниматься негативно – как принуждение к оправданию. В других случаях – направлены на установление причинно-следственных связей. Если учащийся знает ответ на этот вопрос, тогда он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе на него присутствует элемент самостоятельности.

9.Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в …., если бы ….?», «Как вы думаете, как будет ….?».
10.Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или фактов. «Чем …… отличается от ……?» и т.д.

12.Приём «Инсерт» 
Прием «Инсерт» – это маркировка текста по мере его чтения.
Применяется для стимулирования более внимательного чтения. Чтение превращается в увлекательное путешествие. Читая, ученик делает пометки в тексте: V – уже знал; + – новое;  – думал иначе; ? – не понял, есть вопросы.

2. Читая, второй раз, заполняют таблицу, систематизируя материал.

Уже знал (V) Узнал новое (+) Думал иначе  (–) Есть вопросы (?)

Записи делают краткие, ключевые слова, фразы. Заполнив таблицу, учащиеся будут иметь  мини-конспект. После заполнения учащимися таблицы обобщаем результаты работы в режиме беседы. Если у обучающихся возникли вопросы, то отвечаю на них, предварительно выяснив не может ли кто-то из обучающихся ответить на возникший вопрос. Этот приём способствует развитию  умения классифицировать, систематизировать поступающую информацию, выделять новое.

13.Приём «Кластер» 
Кластеры используются для структуризации и систематизации материала. Кластер – способ графической организации учебного материала, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируются идеи (слова, рисунки),  с ним связанные. Наполняют эти ключевые понятия, выражения, формулы необходимой информацией.

14.Приём «Ключевые слова» 
Это слова, по которым можно составить рассказ или определения некоторого понятия.

15.Приём «Верные и неверные утверждения» 
 Универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока.
Стратегия формирует умение оценивать ситуацию или факты, умение анализировать информацию, умение отражать свое мнение. Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: верно – «+»,  не верно – «-».
16. Приём «Верите  ли вы…» 
Проводится с целью вызвать интерес к изучению темы и создать положительную мотивацию самостоятельного изучения текста по этой теме. 
Проводится в начале урока, после сообщения темы.

17. Приём «Синквейн» 
Развивает умение учащихся   выделять    ключевые   понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания  и проявлять творческие способности. Структура синквейна:
Существительное (тема). Два прилагательных (описание). Три глагола (действие). Фраза из четырех слов  (описание). Существительное (перефразировка темы).

Применение

Моя практика показывает, что порой работа с текстом на уроках курса «Окружающий мир» сводится к беседе, вопросы которой повторяют содержание учебного материала знакомое ученикам. Это вызывает снижение интереса к изучению предмета, простому заучиванию учебного материала, при котором применить знания, умения в практической деятельности, выполнить задания младшие школьники затрудняются. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе предусматривает выполнение учащимися итоговых комплексных работ, которые включают текст, на основе понимания прочитанного ученики должны выполнить задания по предмету «окружающий мир». При этом осуществить поиск необходимой информации, преобразовать, представить ее в виде схемы, установить закономерность, обобщить, сделать речевое высказывание в письменной форме.

Вопрос, как научить детей читать научные тексты на уроках окружающего мира рационально и с пользой для себя, интересует меня давно. Достичь этой цели оказывается делом чрезвычайно трудным и требующим времени. Раньше, несмотря на все мои усилия, в классе непременно оказывались слабо читающие дети, работа с книгой для которых - умственная перегрузка, что оборачивалось у них нежеланием учиться и, в конечном счете, отставанием в учебе. Все это и заставило меня искать результативные методы обучения, совершенствовать содержание и структуру уроков. Возникла идея научить детей осознанно читать научные тексты через преобразование информации из одной формы в другую. В настоящее время при построении урока я предполагаю активную самостоятельную деятельность ученика на каждом этапе урока, полное вовлечение ребенка в учебный процесс в соответствии с его способностями и возможностями. При такой организации обучения ученик является субъектом учебной деятельности, т. е. тем, кто учится.

Приемов по формированию смыслового чтения много, но на уроках окружающего мира я использую такие:

  • Приём «тонкие и толстые вопросы». Этот приём использую для осмысления информации, постановки вопросов к тексту и нахождение ответов на них. В начале урока ребята чертят таблицу, состоящую из двух колонок. По ходу урока в левую колонку записываем вопросы, требующие простого ответа, а в правую – вопросы, требующие подробного, развернутого ответа. Например,


Тонкие вопросы

Толстые вопросы

Кто …?

Когда …?

Может …?


Почему вы считаете, что …?

Дайте объяснение, почему …?

Что будет, если …?


Этот приём способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развивается умение задавать «умные» вопросы. Классификация вопросов помогает в поиске ответов, заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить его содержание.


  • Чтобы научить детей составлять различные типы вопросов, использую приём «Ромашка Блума». Наиболее удачная классификация вопросов предложена американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом. Ребята с удовольствием изготавливают ромашку, на каждом из шести лепестков которой, записывают вопросы разных типов:

1. простые вопросы – проверяют знание, например, Самая длинная река России?

2. уточняющие вопросы – понимание текста, требующие ответа «да-нет», например: «Ты говоришь, что волк – дикий зверь?»;

3. творческие вопросы – синтез полученной информации, в них присутствует частица «бы», присутствует прогноз, фантазия или предположение «Чтобы произошло, если бы растаяли все ледники на южном полюсе?»;

4. оценочные вопросы – критерии оценки «Чем один отличается от другого?»;

5. объясняющие вопросы – анализируют полученную информацию «Почему ?»;

6. практические вопросы – направлены на поиск и взаимосвязей между объектами «Как бы ты поступил на его месте?».


  • Так же в работе использую приём «Верные и неверные утверждения». Например, при изучении новой темы «Среди лесов» были заданы вопросы:

- верите ли вы, что леса занимают больше половины территории России?

- верите ли вы, что лесная зона находится южнее зоны тундры? И т. д.

Учащиеся отмечают в таблице под номером вопроса «+», если верю или «-», если не верю. Получается такая таблица:


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

+

+

+

-

+

-

-

+

-

+


Затем после изучения темы, мы возвращаемся к таблице, и на основе полученной информации ребята оценивают ответы, которые отмечали ранее и при необходимости корректируют их.


  • Приём – «синквейн». Это французское слово, означающее «пять»,

т. е синквейн – это стих, состоящий из пяти строк и имеющий определенные правила написания:

1-я строка – существительное;

2-я строка – 2 прилагательных;

3-я строка – 3 глагола;

4-я строка – фраза (предложение) из четырёх слов;

5-я строка – синоним слова.

Работа над созданием пятистишья очень увлекательная и интересная, обогащает словарный запас учеников. Например:


Собака

Верная, храбрая.

Лает, кусает, охраняет.

Самый лучший друг человека.

Питомец.

……………………..?

Ясная, пасмурная.

Портится, меняется, составляется.

Состояние природы в определенное время.

Природа.


Также по составленному синквейну можно предложить ученикам определить первую строчку, а по готовому синквейну можно составить краткий пересказ.

Синквейны можно составлять в парной или групповой работе.


  • Приём «Кластер» - графический способ передачи информации. Например, тема «Животные»


ЖИВОТНЫЕ


Домашние

Дикие




Корова лошадь коза свинья собака волк кабан лось медведь и т.д.


  • Работа с ключевыми словами. В любом тексте практически всегда присутствуют ключевые слова или выражения. Задача учителя – помочь ученикам найти их и объяснить их значение.


  • Чтение с пометками. Ученики при чтении текста делают пометки, если знают эту информацию, ставят «+», если не знают, то «-». Затем ребята, если они заинтересовались, смогут найти и прочитать неизвестную до этого им информацию в различных источниках, например, интернет, энциклопедия, справочники, что дополнит их знания.

Вывод

Считаю, что постоянная продуманная и целенаправленная работа с текстом на уроках окружающего мира помогает младшему школьнику освоить навыки смыслового чтения, научит ребёнка точно и полно понимать содержание, поможет научиться добывать необходимую нужную и полезную информацию, анализировать, структурировать и представлять ее. Я предполагаю, что на выходе из начальной школы ребята научатся читать – а это значит, не только овладеют техникой чтения, но и научатся «вычерпывать» из текста все зало­женные в нём смыслы.

5.Сроки реализации проекта: сентябрь 2017-май2019гг.


Этапы проекта

Запланированные

мероприятия

Ответственные

Планируемый результат

1.

Подготовительный сентябрь

2017-март2018

1.Изучение теоретических основ проблемы;

2.Подбор современных форм и методов реализации проекта Изучение теоретических основ проблемы;

-Изучение опыта коллег


Учитель


2.

Основной

апрель 2018–2019 год

Реализация задач проекта


Учитель


3.

Заключительный май 2019

1.Оценка эффективности анализ результатов

2.Обобщение и распространение опыта.  

Учитель-предметник, учителя начальных классов

Предполагается овладение учащимися навыков смыслового чтения через уроки окружающего мира


6.Состав участников проекта.

Руководитель: Картазаева А.А.

Участники проекта: учащиеся 3 класса.

7. Ресурсы:

- кадровые – учитель-предметник

-информационные – литература, сеть Интернет

- материально-технические - учебный кабинет, компьютер, проектор.

8. Планируемый результат: овладение школьниками навыками смыслового чтения на уроках окружающего мира.

Планируемые результаты овладения навыками смыслового чтения определены Образовательной программой НОО в соответствии с ФГОС НОО.


Обучающийся получит возможность научиться:

  • осмысливать цель чтения, выбор вида чтения в зависимости от цели;

  • сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет;

  • обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую, табличную);

  • дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы), создавать собственные.


9.Оценка эффективности реализации проекта:

Исходя из цели проекта, выделены критерии, по которым можно судить об уровне сформированности навыков смыслового чтения младших школьников на уроках окружающего мира:

  1. поиск информации и понимание прочитанного;

  2. преобразование и интерпретация информации;

  3. оценка информации.

В качестве одного из инструментов оценивания уровня сформированности навыков смыслового чтения используется комплексная работа.
Итоговая комплексная работа включает тексты и задания, направленные на проверку сформированности:

  • умений читать и понимать различные тексты, включая учебные;

  • работать с информацией, представленной в различной форме;

  • использовать полученную информацию для решения различных учебно-познавательных и учебно-практических задач.

Также предполагаю в ходе реализации проекта осуществлять мониторинг сформированности умений смыслового чтения с помощью различных диагностик, листов достижений, а также отслеживать динамику развития.

Критерии оценивания сформированности навыка смыслового чтения


Группы метапредметных результатов

Критерии

Показатель критерия

Балл

1

Поиск информации и понимание прочитанного

Умение определять тему и главную мысль текста

Определил и записал тему и главную мысль текста

2

Определил и написал только тему текста, не смог найти в тексте предложение, передающее главную мысль

1

Не записал тему и главную мысль текста

0

Умение составлять план текста

Составил простой план, в котором отразил все смысловые части, последовательность частей не нарушена

2

Составил простой план, пропущена одна смысловая часть текста; или в плане отражены все смысловые части текста, но нарушена последовательность частей

1

Не составил план

0

Умение восстанавливать последовательность событий

Последовательность событий не нарушена

2

Допустил ошибку в последовательности двух событий

1

Последовательность событий нарушена

0

Умение отвечать на вопросы по содержанию текста

Ответ оформлен как законченное речевое высказывание, подтвержденное информацией из текста

2

Сформулированный ответ правильный, но односложный, не подтвержденный информацией из текста

1

Ответ не соответствует содержанию текста

0

Умение определять тип, стиль текста

Правильно определил тип и/или стиль текста, записал характерные признаки

2

Указал тип и/или стиль текста, но не записал характерные признаки

1

Допустил ошибки в определении типа и/или стиля текста

0

Задания по тексту выполнены частично (не менее половины заданий), допустил 1-2 орфографических ошибки

1

Выполнено менее половины заданий по тексту, допущено много орфографических ошибок

0

2

Преобразование и интерпретация информации

Умение объяснять новые (незнакомые) слова (сочетания слов), опираясь на контекст

Объяснил значение нового слова (сочетания слов), опираясь на содержание текста

2

Объяснил значение нового слова (сочетания слов), используя не информацию из текста, а имеющиеся знания

1

Не смог объяснить значение нового слова (сочетания слов)

0

3

Оценка информации

Умение устно выказывать свое отношение к тексту или описываемым событиям на основе собственных знаний

Высказал личное отношение к тексту, объясняя свое мнение

2

Высказал свое отношение на уровне нравится – не нравится, не смог оценить полезность информации для себя

1

Без интереса относя к полученной информации, не высказал никаких суждений

0



10.Возможные риски и пути их преодоления

В качестве возможных рисков следует рассматривать:

  • временные (формирование навыка смыслового чтения, его коррекция – процесс длительный, сложный, отведенных нескольких месяцев явно недостаточно);

  • отсутствие синхронизации действий со всеми участниками образовательного процесса (формальный подход педагогов к использованию в урочной и внеурочной деятельности методов и приемов, предложенных программой «Основы смыслового чтения и работы с текстом»)

Пути их преодоления

  • использовать учителям оценочные процедуры формирующего оценивания, проводить индивидуальный мониторинг результатов, выстраивать стратегию педагогических действий;

  • проведение теоретических и практических семинаров с целью повышения квалификации учителей в области использования методов и приемов, направленных на развитие навыка смыслового чтения, осуществление управленческого контроля.

11.Перспективы дальнейшего развития проекта

Работа по реализации проекта будет обобщена на методобъединении учителей начальных классов в мае 2019 года. Выступление на ШМО по данной теме.













Список литературы:

 

1. Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных дей­ствий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий [Текст] / А. Г. Асмолов. — М. : Просвещение, 2011

2. Бондаренко Г. И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Г. И. Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после // Электронный ресурс www.school 2100.ru

3.Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя //Начальная школа - 2003, № 1. С. 11-18

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // [Электронный ресурс] http://standart edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959

5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — 4­е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2013. — 223 с. — (Стандарты второго поколения).











Приложение


Ф. И.________________________________ дата__________________________


  1. Прочитайте текст.

Всем известный подорожник встречается на открытых солнечных местах по обочинам дорог, на пустынях, на лугах. Округлые листья на длинных черепашках собраны в розетку. Буроватые мелкие цветки образуют соцветие (колос) на длинном стебле.

Обычно в первый год после прорастания семян образуется только розетка листьев. В последующие годы подорожник цветёт с июня до сентября. На зиму надземная часть подорожника отмирает, а весной листья отрастают вновь.

Семена нередко могут оказаться далеко от растений, на которых они созрели. Прилипая к ногам прохожих, к мешкам или тюкам с грузом, они попадают в трюмы кораблей, в вагоны, автомобили и самолёты. При разгрузке семена падают на землю, прорастают и выросшие из них растения часто находят на новых территориях с хорошими условиями для жизни. Именно таким образом подорожник и был завезён в Америку.

Коренные жители Америки – индейцы называют подорожник «следом белого человека», так как это растение попало туда вместе с европейцами. Поселился подорожник и в Африке, и в Австралии.


  1. Выбери, каким способом распространяются семена подорожника.

Переносятся потоками рек и весенних ручьёв.

Разлетаются, прилипая к телу животных или с помощью человека.

Распространяются птицами, которые лакомятся плодами растения.

  1. Выбери, какую часть света можно считать родиной подорожника.

А фрика

А встралия

А мерика

Е вропа

  1. Каким образом подорожник оказался в Америке?-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

  2. Кто является коренными жителями Америки?-----------------------------------------------------

  3. Выпиши предложение из текста, в котором говорится о том, где растёт подорожник.----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

  4. В какой период цветёт подорожник?------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

  5. Выбери в каждой колонке таблицы один из признаков, который соответствует подорожнику. Подчеркни выбранные тобой признаки.


  1. Дерево

  2. Кустарник

  3. Травянистое растение

  1. Многолетнее растение

  2. Однолетнее растение

  3. Двулетнее растение

  1. Солнцелюбивое растение

  2. Теневыносливое растение

  1. Если увидишь в саду растение очень похожее на подорожник, но с красноватыми листьями. Какой книгой нужно воспользоваться, чтобы узнать его название?

О пределителем растений

Энциклопедией «Животные в саду»

Атласом с картой природных зон

Справочником «Садовые растения»

19



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!