СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Формирование орфографических навыков на уроках русского языка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Период обучения грамоте- очень ответственный этап для формирования орфографических навыков. Совершенствование орфографической зоркости-одна из важных задач, стоящих перед учителем начальных классов. 

Просмотр содержимого документа
«"Формирование орфографических навыков на уроках русского языка"»

«Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе»


Научить ученика осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры, применять орфографические правила при записи собственных и предложенных текстов, овладеть умением проверять написанное, основная задача начальной школы.

Цель работыпоказать приемы работы по формированию орфографической зоркости  на уроках русского языка в начальной школе .

-Чего недостает в орфографической подготовке учащихся начальной школы?

Для ответа на этот вопрос обратимся к школьной практике, к той теме . которая доставляет учителю больше всего хлопот, к теме « Правописание безударных гласных в корне слова».

Представим себе тот этап обучения, когда изучение темы завершено. Проверим знания детей различными способами.

Дети расскажут правило, приведут примеры, смогут вставить буквы, но вероятность ошибок возрастет, когда наступит время создания собственных высказываний. Чаще всего детские тексты бывают испорчены ошибками на изученное правило.

Наши дети не замечают «ошибкоопасных мест» и поэтому не применяют нужное правило. По мнению многих методистов «орфографическая слепота» школьников - одна из основных причин допускаемых орфографических ошибок. Она делает пустой ту работу, которую мы часто даем детям. Команда «Проверьте!» не говорит ни о чем. Чаще всего дети перечитают текст и не увидят орфограммы.

-Что же понимается под орфограммой?

Орфограмма – это место в слове где для обозначения определенного звука нужно выбрать букву. Орфографическая зоркость - это способность замечать орфограммы.

   Изучение развития орфографической зоркости у учащихся позволяет выявить противоречие между  тем, что у учащихся есть  желание писать без ошибок и тем, что для этого у них нет определенных умений и  навыков. Поэтому учитель должен создать условия, которые помогут обрести эти умения и навыки.

- Чему же следует учить младших школьников?

Их следует учить выполнению каждого действия.

1.Ставить орфографические задачи.

2.Устанавливать тип орфограммы.

3.Применять правило.

4.Осуществлять самоконтроль.

  Чтобы сократить количество допущенных ошибок, учитель должен усилить мотивацию орфографической работы, то есть развивать орфографическую зоркость.

  Орфографическая зоркость на уроках русского языка будет  развиваться  при  условии:

а)  систематического проведения специальных упражнений (комментированное письмо, зрительный диктант, моделирование, сигнальные карточки, орфографическое проговаривание);

 б) развития умения обнаруживать орфограмму, определять ее тип, находить допущенные ошибки.

    Трудность орфографической задачи, по сравнению с арифметической , состоит в том, что ученик, в сущности, должен сам перед собой поставить эту задачу: в процессе письма он должен, не отвлекаясь от содержания того, что пишет, и от техники письма, найти в слове орфограмму и осознать ее как задачу, которую нужно решить.

 Выделяют следующие признаки орфограммы:

 - Написание, требующее проверки (буква, сочетание букв, морфема, позиция между словами, стык морфем, место разделения слова при переносе);

 - Наличие не менее двух различных вариантов написания, лишь один из которых правильный.

  Первый этап формирования орфографической зоркости – пропедевтическая работа по формированию орфографической зоркости. В соответствии с программой пропедевтическая работа по орфографии начинается с букварного периода, с работы по Прописям в процессе звуко-буквенного анализа слов.

Второй этап – этап активного становления орфографической зоркости.

  1. Проговаривание -  это произнесение слова так, как будто все фонемы в нём представлены своими сильными позициями. Значение данного приемаорфографическое проговаривание помогает детям писать без пропусков и искажений; выступает в качестве контрольной операции при повторном прочтении уже написанного слова.

  1. Письмо с пропусками букв - овладением этим умением означает раскрепощение ученика от страха допустить ошибку при выполнении различных письменных работ . Ученикам даётся разрешение пропускать букву, если не знаешь, как писать. Например: М_р_сил, н_ сп_не, зимн_ _, сум_рки, в_к_вы_ д_ревья, з_др_мал, _зд_л_ка,  _сенн_й д_нек, игра_т с друг_м.

 Овладеть письмом с пропусками не просто. Начинать целесообразно с упражнения, которое выполняется так: прослушав слово, учащиеся записывают столько чёрточек, сколько звуков в слове, затем обводят кружком те звуки, которые нельзя обозначить на слух, и только после этого записывают слово с пропусками. Или учащиеся составляют звуковую схему слова, затем ставят точки под знаком звуков в слабых позициях, после чего пишут (печатают) слово с пропуском .

  Один из вариантов письма с пропусками букв является диктант «Проверяю себя». Во время этого диктанта разрешается пропускать букву, в которой сомневаешься. Затем ученики могут задавать вопрос товарищам и учителю. После чего они заполняют пропуски или вносят необходимые исправления.

Достоинством этой методики является то, что ученики ищут трудные для них орфограммы не после записи, а в момент перевода устной речи в её письменную форму.

  1. Следующим  способом развития орфографической зоркости является специально организованное списывание.

  • Списывание без заданий : пишут слова, предложения ,текст; никаких указаний не даётся :

  • Списывание со вставкой пропущенных букв. Пропущенные буквы— повышают целенаправленность работы, устраняют вероятность бессознательной догадки;

  • Списывания с подчеркиванием (в тексте подчеркнуть слова, обозначающие явления природы: Деревья забушевали. Крупные капли дождя резко застучали, зашлёпали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась)

  •  Списывание с распределением на основе логического принципа (данные слова списать в таком порядке: названия растения, названия частей растения: стебель, корень, морковь, листья, клевер, колос).

  При проведении упражнений в списывании важно добиться, чтобы ученики не только безошибочно записывали обозреваемое, но и умели обосновать правильность списываемого, опираясь при этом на изученные грамматические и орфографические правила .

 Большое значение в развитии орфографической зоркости при изучении словарных слов отводится словарям.

Ещё в конце 50-х годов создатель орфографического словаря П.А. Грушников, писал о том, что словарь , кроме своего прямого назначения- служит справочником и может использоваться как специальное пособие по орфографии.

- Как пользоваться орфографическим словарем?

1.До обращения к словарю определи, из каких букв будешь выбирать правильную .

2.Поищи слово с одной из букв;

3. Запиши верный вариант.


Работа со словарным словом или группой слов.

Например:

1)  Рассматривание картинки изучаемого слова или через загадку. Объяснение лексического значения слова.

2)  Проговаривание слова хором или индивидуально с целью определения количества слогов, ударения, произнесение по порядку всех звуков.

3)  Чтение печатного слова с карточки: установление разницы в произношении и написании.

4)  Решение орфографических задач, например:

  • Какую букву надо проверить и почему?

  • Как эту букву проверить?

  • Можно ли проверить эту букву?

  • Коллективный разбор – доказательство сильной и слабой позиции.

  • Запись слов с постановкой ударения, с выделением букв, которые надо запомнить при письме.

5)  Составление словосочетаний, предложений.

6)  Подбор синонимов, антонимов, многозначность слова, где это возможно.

3. Тренировочно-закрепительный.

  На этом этапе приходится использовать многократное повторение слов с чёткой артикуляцией . Желательно использовать разные виды работ.

1) Письмо через кальку по трафарету, списывание с доски с пропуском букв. Работа в паре с последующей проверкой, использование ребусов или кроссвордов, скороговорок, игр.  Например:

  • На жарком солнышке подсох,  и рвётся из стручков …(горох)

  • Прошу вас все слова назвать, где  - оро - надо написать.

2) Можно также применить шуточные вопросы и загадки.

  • В каких словах спрятались ноты?

Помидор, ребята, дорога, …

  • В каких словах растёт ель?

Понедельник, учитель, …

2) Орфографические пятиминутки.

(На доске запись)

Лы, щу, пру, ка, жи, на, на, лок, но, чу.

-Прочитайте слоги. Составьте из них как можно больше слов.

-Обозначьте орфограмму.

3) Упражнения с элементами какографии.

Дарагой друк!

Пишит тибе Пьос. Как ты жывеш?

Я лублу делать уроки.

4) Орфографическая сказка.

Однажды гласные О и А гуляли по лесу, собирали ягоды. Вдруг они так поссорились, что птицы разлетелись, звери разбежались и спрятались., деревья поникли, ведь ссора никого не красит. А почему поссорились гласные? Когда О и А стоят без ударения, то хочет занять место и та и другая. И тут на помощь пришел волшебник Ударение. Стоило ему волшебной палочкой ударить по гласной, как она стала слышаться ясно, и никакого сомнения в ее написании не могло быть. Об этом узнали дети, которые шли мимо. Они подружились с волшебником и всегда звали его на помощь, когда в словах встречались безударные гласные О и А. С тех пор эти дети пишут грамотно

5) Устная работа с помощью сигнальных карточек, на которых написаны гласные: А, О, И, Е, Я. Я называю слова из словаря. Дети поднимают сигнальную карточку с нужной орфограммой.

6)  Выборочный диктант по вариантам (1 – с гласной А, 2 – с гласной О) .

  • Выписать слова, отвечающие на вопросы кто? (что) . Выписать слова в которых два слога.

  • Выписать слова на тему «Животные».

  • Читаю текст, дети должны записать словарное слово, которое встретилось.

4.Учебно-контрольный.

Это слуховые диктанты, словарные, проверочные и контрольные работы.

5.Итогово-аналитический.

  В результате которого проводится  мониторинг по результатам работ.

Например:

  1. Выпиши из словаря слова на тему:

- «Школа», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», и т.д.

- Выпиши слова на определённую букву: п, с, к и т.д.

- Выпиши слова (3-5) с безударной гласной: а, о, е.

  1. Выпиши из текста только словарные слова.

Ответить на вопросы: Кто живёт в лесу? Кто учится в школе?

  1. Составление небольших рассказов на темы: «Наш класс», «Мои

друзья» и др.

  1. Загадки на темы: «Огород», «Посуда» и др.

  2. Допиши предложения.

 Нетрадиционные методы и приёмы  по формированию орфографической зоркости.

  Такая работа над словом развивает скорочтение, память, логическое мышление, увеличивает активный словарный и лексический запас слов, развивает орфографическую зоркость и грамотность письма.

  Проводимая работа показывает, что развитие орфографической зоркости зависит от ряда условий:

  • чёткое планирование всей работы;

  • систематический и разносторонний характер работы по орфографии;

  • формирование орфографических умений должно опираться на все виды памяти: слуховой, зрительной, речедвигательно – послоговое орфографическое проговаривание слов, в результате которого состав изучаемого слова закрепляется в мускульных движениях органов речи; моторной – многократная запись одних и тех же слов.

  • постоянный контроль за усвоением пройденных орфограмм обучающимися.

 Это  даёт  возможность  обучающимся  младших  классов  написать  словарный диктант с минимальным количеством  ошибок.

Работа по развитию орфографической зоркости ведётся на протяжении всего курса начальной школы. Систематическая работа над словом способствует развитию умственной деятельности учащихся – учит их выполнять целый ряд мысленных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия.

 Очень важно научить детей видеть ошибки в словах.      Ошибка должна «резать» глаз. Это даёт великую возможность ученику видеть допущенную ошибку и вовремя исправлять её. Дети очень любят играть «в учителя. Это даёт возможность ученику находить все ошибки.

  Подводя итоги проделанной работы, надо сказать, что  формирование орфографической зоркости в начальной школе – очень важный шаг в освоении русского языка. И чем интересней работа на уроке, тем легче делать эти первые шаги.

Список литературы.

  1. «Развитие орфографической зоркости у младших школьников» М.В.Шаталова. Начальная .школа.Москва. № 3. 2004.

  2. «Формирование орфографической зоркости» В.Н. Ильященко. Начальная школа Москва.№6 .2000.

  3. «Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах». Педуниверситет.2006.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!