Сегодня взаимодействие человека и природы превратилось в одну из актуальных тревожных проблем, поэтому важной задачей общества является формирование экологической культуры подрастающего поколения.
Актуальность и значение экологического воспитания детей становится жизненно-необходимой приоритетной задачей в воспитании детей дошкольного возраста. Знакомство с природой способствует развитию образного мышления, наблюдательности, внимания, активизирует речь детей.
Первой ступенью системы непрерывного экологического образования является дошкольная ступень. Именно в дошкольном возрасте происходит развитие личности, закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру - природе, другим людям, культуре.
Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом. Ребенок – дошкольник большую часть времени проводит в детском саду, общается с воспитателем, учится у него многому, в том числе и культуре речи. Поэтому особо внимание педагогу следует уделять своей речи, она должна быть четкой и внятной.
С развитием речи, у детей развивается мышление и воображение, внимание и память - основы, на которых строится речь. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи.
Развитие речи - это очень трудная и ответственная работа, требующая подбора наиболее действенных средств и методов обучения. Ребенок учится играя, поэтому одним из таких средств служит игра, которая является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Игра способствует активному развитию словаря, нормализуется грамматический строй.
Важнейшим методом развития речи детей является наблюдение, среди которых в дошкольном возрасте приоритет отдается природе. Проводя наблюдения за природными явлениями, за каким - нибудь процессом в природе (трудом взрослых и самих детей в огороде, цветнике, уходом за животными и т.п.) Природа со всем многообразием форм, красок, звуков является богатейшим источником развития речи дошкольника и эстетических переживаний ребенка. В процессе общения с природой , ребенок имеет возможность правильно определять величину, форму предмета, симметрию, цвета их гармоничное сочетание и контраст цветов или дисгармонию, определять оттенки цвета при разной степени освещенности в разные периоды дня, сезона и т. д., но все это ребенок может только при условии наличия в его речи соответствующих представлений, которые у него надо систематически развивать.
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки жуки, птицы, звери, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает к игре, художественно – речевой деятельности.
Мир окружающий ребенка – это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой, и именно природа является вечным источником детского разума. Чтобы совершенствовать мысль и слово ребенка, необходимо обогащать его впечатления яркими образами природы, так как все, что есть в речи логического, проистекает из наблюдений человека над природой, а сама логика есть не что иное, как отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы.
Согласно программе дошкольники усваивают природоведческий словарь: названия животных, растений, явлений неживой природы. На протяжении дошкольного возраста у детей формируются знания о смене дня и ночи, о типичных атмосферных явлений – дождь, снегопад, ветер, иней и т. д. Очень важно научить ребенка видеть, слышать, чувствовать и воспринимать, как прекрасно то, что связано с понятием Родина.
В экологическом воспитании детей необходимо не только наблюдать за природой, но и общаться с ней, ухаживать за растениями, животными. Это можно выразить при помощи игры, творчества, музыки, тогда происходит закрепление впечатлений и знаний, полученных ребенком, и он постепенно начинает ощущать связь природы со своей жизнью, с собой.
Одной из основных задач воспитания и образования является формирование экологической культуры и природоохранного сознания, основу которых составляют достоверные знания по экологии, эмоционально-положительное отношение к природе и практические умения, направленные на охрану природы.
Цель экологического воспитания детей – формирование начал экологической культуры.
В процессе экологического воспитания могут иметь место следующие виды деятельности:
– речевая деятельность (вопросы, сообщения, участие в беседе, диалоге);
обмен информацией, впечатлениями, уточнение представлений о природе с помощью слова; – наблюдение (самостоятельная познавательная деятельность), обеспечивающее получение информации о природе и деятельности людей в природе;
– сюжетно-ролевая игра, отражающая различные события в природе или природосозидающую деятельность взрослых;
– практическая деятельность по созданию или поддержанию условий для живых объектов в зеленой зоне детского сада (труд в природе), а также деятельность по восстановлению предметов (починка игрушек, книг);
– детское творчество на основе впечатлений от природы или деятельности людей в природе;
– общение с природой, контакт с объектами растительного и животного мира – комплексная деятельность, включающая наблюдение, оценочные суждения, любование, действия по уходу, приручение и дрессировку (в случае с животными);
– экспериментирование: практическая познавательная деятельность с объектами природы, сопровождающаяся наблюдением, высказываниями. Экспериментирование с живыми объектами является позитивной деятельностью лишь в том случае, если поисковые действия осуществляются с учетом потребностей живого существа и не носят деструктивный характер;
– просмотр книг, картин, телепередач природоведческого содержания деятельность, способствующая получению новых и уточнению имеющихся представлений о природе.
– проектная деятельность, основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения у детей, в данном случае, в области экологического воспитания.
В современных условиях особо актуальны темы развития речи и экологического воспитания.
Если делать акцент на развитии речи детей, можно выделить несколько моментов:
обогащение и активизация словаря;
развитие диалогической речи;
развитие монологической речи;
индивидуальная работа с детьми.
Обогащение и активизация словаря.
Прежде чем говорить о путях развития связной речи детей на основе ознакомления с природой,
Давайте остановимся на работе по обогащению и активизации их словаря.
В своей работе я обращаю внимание на следующее:
отбор необходимого словарного материала;
правильность собственной речи;
создание речевых ситуаций, побуждающих детей употреблять определенное слово или предложение.
Готовясь к проведению наблюдения, прогулки, намечаю для себя слова, которые будут для детей новыми или выступят в новом значении, а также определяю приемы активизации речи детей. Каждое слово четко проговариваю и затем повторяю с детьми, причем акцентирую внимание детей на том, что слово является для них новым. Во время наблюдения неоднократно повторяю новое слово и стараюсь так поставить вопросы, чтобы ответы на них детей требовали обязательного употребления данного слова. Новые слова закрепляю в процессе беседы, при рассматривании картин и на других занятиях.
Учу детей правильно пользоваться, словом в соответствии с ситуацией.
Например, дети при рассматривании шмеля обратили внимание, что на нем полоски черные и желтые – ввожу в словарь детей слово полосатый. Затем закрепляем слово, вспоминая других полосатых животных – тигр, зебра.
Диалогическую речь детей развиваю при проведении бесед, рассматривании картин о природе, чтении художественной литературы, театрализованной деятельности. В беседах о природе я использую в основном вопросы, выясняющие знания детей об определенных предметах и явлениях природы, и вопросы, требующие обобщения фактического материала, установления связей и зависимостей в природе.
Во время первых бесед по новому для детей материалу предлагаю детям повторять мой речевой образец.
Например, на вопрос «Почему зимой река покрыта льдом?» дети отвечают: «Холодно», или «Потому что холодно». Предлагаю им свою полную фразу, где есть связь явлений, и прошу повторить ее: «Зимой река покрыта льдом, потому что холодно», «Вода от холода замерзает, и река покрывается льдом». Такое повторение не будет механическим, если строится на основе непосредственного восприятия явления.
Чтобы вызвать интерес у детей и повысить их активность во время беседы, начинаю беседу рассказом из собственных наблюдений, а в процессе ее использую загадки, речевые логические задачи. Решение таких задач не вызывает у ребят затруднений. Также часть беседы посвящаю пословицам, и поговорка о данном времени года, предмете или явлении природы.
Рассматривание картин также помогает развивать речь детей. В первую очередь рассматриваю не предметные, а сюжетные картины, так как они дают возможность больше заметить, о большем сказать. Использую несложные сюжетные картины, написанные без излишней детализации и стилизации, они стимулируют развитие речи детей. Также учу инсценировать и драматизировать сказки, так друг для друга дошкольники показывают зараннее подготовленные сказки экологического содержания, например, «Без друзей не прожить», «Мешок яблок», «Заюшкина избушка», «Рукавичка», «Под грибком» и другие. В процессе драматизации сказок незаметно для детей активизируется и словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Поэтому у него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Развитие монологической речи.
Работу по развитию монологической речи детей на основе ознакомления с природой строю как обучение их следующим видам рассказов:
сюжетный рассказ, на основе непосредственного восприятия или труда в природе («Как мы
собирали снег», «Как мы кормили птиц», «Как мы убирали участок»);
сюжетный и описательный рассказ на основе обобщения знаний, полученных в результате бесед, чтения книг, рассматривания картин («Как звери живут зимой», «Что случилось на реке весной»);
описательный рассказ, построенный на сравнении разных времен года («Наш участок зимой и летом», «Береза весной и осенью»), и описание пейзажной картины;
описательный рассказ о сезоне в целом («Расскажи о весне», «Мое любимое время года», «Что ты знаешь об осени?»);
описательный рассказ об отдельном предмете или явлении природы («Ромашка», «Ветка сирени», «Осенний букет»), Указанная последовательность видов рассказов идет по типу «от простого к сложному».
В своей работе использую различные методы:
наглядный (наблюдения, рассматривание картин и иллюстраций),
словесный (беседы, чтение художественной литературы),
практический (экологические игры, игры-драматизации, инсценировки, опыты, труд в природе).
Для повышения эффективности развития словаря и грамматического строя речи у дошкольников большое значение уделяю дидактическим эколого-речевым играм: «Нужно – не нужно» «Съедобное – несъедобное» «Кто, где живёт?» «Отгадай, что за растение» «Узнай на вкус» «Подбери листок» «Что за птица?» «Узнай по голосу животного» «Угадай, про кого расскажу» «Что сначала, что потом» «Что опасно для природы» «Угадай, что в мешочке» «Когда это бывает?» «Чей хвост?» «С какой ветки детки?»
С помощью дидактических игр экологического содержания закрепляю представления детей о предметах и явлениях природы, упражняя их в умении анализировать, сравнивать, обобщать, решать логические задачи. Для правильной дикции и четкого произношения, разучиваю с детьми скороговорки, потешки, чистоговорки, так как считаю, что они совершенствуют звуковую культуру речи, развивают память, художественный вкус, любовь к слову и словотворчеству. Так же широко использую пальчиковые игры и игры имитации, которые являются уникальным средством для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.
В своей работе использую приёмы: словесные, наглядные, игровые, практические.
Так же в своей работе я использую символические аналогии (схемы), которые облегчают и ускоряют процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью.
Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики». Применяя графическую аналогию, дети учатся видеть главное, систематизировать полученные знания.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. На каждое слово или словосочетание придумывается картинка (изображение). Таким образом, весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки ребенок легко запоминает информацию. - Замещение – это вид моделирования, при котором одни объекты замещаются другими, реально – условными. Дети, владеющие средствами наглядного моделирования в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.
В процессе интеграции речевого и экологического образования у ребенка расширяется кругозор, развивается любознательность, зрительная, слуховая и вербальная память, совершенствуется мыслительные процессы. Дети учатся думать и отвечать на вопросы, аргументируя свои высказывания, что позитивно влияет на развитие связной речи, овладение сложноподчиненным предложением. Наблюдательность рождает в ребенке привычку делать выводы, развивает логику мысли, четкость и красоту речи. Ребенок с помощью взрослых учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы. Умение ориентироваться во времени, аргументировано, доказательно излагать мысли способствует формированию реалистического мировоззрения, совершенствуется умение сопоставлять, сравнивать, делать выводы, создаются предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи , как достоверность, доказательность, последовательность, четкость, выразительность. В процессе ознакомления с природой малыш учится анализировать, рассуждать, рассказывать, описывать, что является одним из ведущих и решающих факторов успешного обучения в школе, адаптации ребенка в обществе сверстников, постоянно меняющимся социуме.
Вывод:
В работе по формированию у дошкольников основ экологической культуры посредством развития речи можноиспользовать такие методы и приёмы работы, как:
словесные: плановые и ситуационные беседы, загадки, чтение художественной литературы, рассказывание, объяснение;
наглядные: показ иллюстраций, зарисовки на доске, картины, технические средства обучения – это демонстрации учебных фильмов и презентаций (Применение метода демонстрации учебного кино стало довольно обычным явлением в практике обучения);
практические: наблюдения, исследовательская деятельность, индивидуальная работа, выполнение трудовых поручений;
игровые приёмы: приход сказочных героев, которые оживали на занятиях, игровые обучающие ситуации (дидактические игры и упражнения), экскурсии-путешествия, сюжетно-ролевые игры, всё – это способствует скорейшему восприятию материала и скорейшему запоминанию. Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы;
художественное творчество также – самый доступный для дошкольников способ выражения отношения ребёнка к окружающей действительности, поэтому оно очень способствует выполнению задач, решению целей, поставленных на занятиях.
Комплексное использование разнообразных методов и приёмов обучения обеспечивает более высокое качество восприятия материала, его запоминания и применение в жизни, другими словами обеспечивает более высокое качество знаний, умений и навыков.
Чтобы правильно организовать познавательно-речевое развитие дошкольников я выделила следующие составляющие:
речь педагога дошкольного учреждения
формирование представлений об окружающей жизни
развитие любознательности
сенсорное воспитание
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №4»
Выступление на педагогическом совете
по теме
«
Формирование основ экологической культуры у детей старшего возраста посредством речевого развития»
Подготовила:
Бичахчан С.А.
воспитатель
1квалификационной категории
Майкоп, 2020г.