Симбулетова П.Д., студентка СурГПУ
научный руководитель: Лашкова Л.Л., д.п.н., профессор СурГПУ
г. Сургут
Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
Аннотация. Статья посвящена вопросам использования сюжетно-ролевой игры, как средства формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Показана специфика понятий «экономическое воспитание» и «финансовая грамотность» относительно дошкольного возраста. Обоснована необходимость целенаправленной работы по воспитанию у детей осознанного отношения к труду и материальным ценностям. Авторы рекомендуют перечень сюжетно-ролевых игр для педагогов.
Ключевые слова: экономическое воспитание, финансовая грамотность детей дошкольного возраста, особенности формирования, игра, сюжетно-ролевая игра.
Simbuletova P.D., student of Surgut State Pedagogical University
scientific supervisor: Lashkova L.L., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of Surgut State Pedagogical University
Formation of the basics of financial literacy in children of senior preschool age in gaming activities
Annotation. The article is devoted to the use of role-playing games as a means of forming the foundations of financial literacy in children of senior preschool age. The specificity of the concepts of "economic education" and "financial literacy" in relation to preschool age is shown. The necessity of purposeful work on education in children of a conscious attitude to work and material values is substantiated. The authors recommend a list of role-playing games for teachers.
Keywords: economic education, financial literacy of preschool children, features of formation, game, role-playing game.
Понятие «финансовая грамотность» принадлежит к числу сложных комплексных понятий. Оно вобрало в себя ряд черт, присущих различным неоднопорядковым явлениям – грамотность: определённая степень владения человеком навыками чтения и письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка. Один из базовых показателей социально-культурного развития населения [8, с.146] и финансы: экономическая категория, отражающая экономические отношения в процессе создания и использования фондов денежных средств [1, с.372]. Таким образом, словосочетание «финансовая грамотность» как бы соединяет два данных термина. Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие мышления в области финансов (включая творчество и воображение) [4].
Сегодняшнее поколение живет в иных экономических условиях. Детей повсюду окружает реклама, а в их лексикон включается все больше слов финансовой среды. По мнению исследователя Г. П. Поварициной, «Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети должны быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни». Финансовое просвещение и экономическое воспитание — сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, которое способствует обогащению социально-коммуникативного и познавательного развития дошкольников. Кроме того, правильно организованное экономическое воспитание способствует нравственному развитию ребенка [10].
Нормативно-правовые аспекты проблемы исследования
1. Федеральный закон «Об Образовании в РФ» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ - в главе 7 ст. 64, акцентируется внимание, что дошкольное образование направлено на формирование общей культуры детей дошкольного возраста [6, с. 4].
2. «Федеральный государственный образовательный стандарт ДО» от 17.09.2013 года №1155, в данном документе познавательное развитие выделено в отдельную образовательную область, в которой в том числе ставится задача «формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира п. 2.6 и целевые ориентиры п. 4.6, т.е. зафиксированы развивающие задачи, решить которые можно с помощью изучения финансовой грамотности.
Распоряжение Правительства РФ от 25.09.2017 № 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы». Целью является - создание основ для формирования финансово грамотного поведения населения как необходимого условия повышения уровня и качества жизни граждан, указана необходимость начинать работу в данном направлении именно с дошкольного возраста через внедрение образовательных программ, направленных на формирование элементарных экономических знаний у детей дошкольного возраста [9].
Исследователи проблемы
Теоретико-методологические основы экономического образования представлены в трудах Л. Н. Галкиной, Т. П. Епанешниковой, Е. А. Курака, З. К. Левчук, А. Д. Шатовой. Вопросы формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста освещали такие авторы, как: С. В. Алпатикова, И. Б. Бичева, Е. В. Голубева, О. В. Жукова. Изучением особенностей сюжетно-ролевой игры занимались: Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин.
Голубева Е. В. отмечает большие педагогические возможности в формировании у детей дошкольного возраста основам финансовой грамотности принадлежит игре, которая является эффективным средством формирования у детей основ финансовой грамотности. В игре формируются нравственные привычки детей, создается возможность для проявления инициативы, самостоятельности, активности при решении игровых задач, выполнении игровых действий [3].
Обучение детей ДОО требует особых подходов в обучении, в частности обучение групп детей дошкольного возраста должно производиться с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка в отдельности. Так при организации обучения детей основным фактором эффективности каждого ребенка в отдельности является различия каждого ребенка в восприятии мира, в данном случае неприемлемы приемы, используемые в школе. А используются приемы организации познавательной среды, в которой возможно представление информации с использованием различных способов. Одним из основных способов усвоения понятий является игровая деятельность. Процесс формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста рассматривается как педагогически последовательная, обоснованная и непрерывная форма обучения, благодаря которой дети овладевают совокупностью экономических представлений, навыков и отношений.
Мы, пришли к выводу, что использование сюжетно-ролевой игры в педагогических целях лишь усиливает социальный аспект данной деятельности. Опираясь, на научную литературу, мы отмечаем, что сделать экономику понятной для ребенка помогут игры. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые возрастные особенности старших дошкольников процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-ролевых играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. В сюжетно-ролевых играх старшие дошкольники осваивают сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации. Сюжетно-ролевая игра - специфический вид человеческой деятельности, направленной на отражение окружающей действительности, в частности, трудовой деятельности взрослых, их жизни и общественных отношений. Целесообразность использования сюжетно-ролевых игр при формировании основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста, заключается в том, что дети непосредственно в игровой деятельности, незаметно для себя, смогут приобрести и закрепить разнообразные знания о потребностях человека и способах их удовлетворения, о семейном бюджете, о товарно-денежных отношениях, о рекламе. В игровых действиях смогут проявить свое эмоциональное отношение к изучаемым понятиям.
Нами были выявлены критерии, показатели и уровни сформированности основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста: знания детей о деньгах; знания детей о экономической жизни людей; знания детей о семейном бюджете; знания детей о профессиях людей и соответственных орудиях труда и знания детей о рекламе. Нами была разработана картотека сюжетно-ролевых игр по работе, направленной на формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Основные понятия темы
Экономическое воспитание - это организованная педагогическая деятельность, направленная на формирование экономического сознания воспитанников, в процессе осуществления которой они усваивают сумму понятий и представлений об организованной и эффективной экономике, действующем хозяйственном механизме. (С. М. Вишнякова) [2, c. 184].
Финансовая грамотность детей дошкольного возраста – это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие мышления в области финансов (И. В. Казакова) [4].
Особенности формирования – это сознательное управление процессом развития человека или отдельных сторон личности, качеств и свойств характера и доведение их до задуманной формы (уровня, образа, идеи). В педагогической практике формирование означает применение приемов и способов (методов, средств) воздействия на личности учащегося с целью создания у него системы определенных ценностей и отношений, знаний и умений, склада мышления и памяти (В. С. Безрукова) [7, с. 578].
Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. (Д. В. Менджерицкая) [5, с. 3].
Сюжетно-ролевая игра – ролевая, или так называемая творческая, игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. (Д. Б. Эльконин) [11, с. 23].
Констатирующий этап исследования
Цель: изучения исходного уровня основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи: выявить критерии, показатели и уровни сформированности основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста; подобрать диагностический инструментарий для выявления уровней сформированности основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста; выявить заинтересованность педагогов в формировании основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста; изучить степень заинтересованности родителей в формировании основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.
Критерии и показатели сформированности основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста (составлены на основе программы А.Д. Шатовой «Дошкольник и экономика»):
Знания детей о деньгах: ребенок самостоятельно оперирует знаниями; имеет четкое представление; с уважением относиться к труду людей.
Знания об экономической жизни людей: ребенок имеет полные и правильные образы, легко устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, классифицируют по признакам, объясняя правильность своих действий. Знания характеризуются обобщенностью представлений, которые позволяют выделить наиболее существенные признаки объектов и явлений экономической жизни. Применяет полученные экономические знания в игровой деятельности.
Знания детей о семейном бюджете: ребенок самостоятельно оперирует знаниями о профессиях; имеет четкое представление о таких понятиях как «бюджет семьи», «доходы и расходы семьи»; понимает значимость таких качеств как экономичность и бережливость.
Знания детей о профессиях людей и соответственных орудиях труда: ребенок самостоятельно оперирует знаниями о профессиях, их связях и отношениях, ребенок среди перечисленных называет две – три новые профессии; знает и называет профессии взрослых и членов своей семьи, мотивирует выбор будущей профессии (как у мамы, папы, потому что интересная и т.д.).
Знания о рекламе: ребенок называет разные виды рекламы, знает её назначение, имеет представление о том, кто делает рекламу и участвует в ней; объясняет, как следует воспринимать рекламу.
Результаты констатирующего этапа исследования
Диагностическая работа была проведена на базе детского сада № 92 «Веснушка» г. Сургут, в которой приняли участие дети старшего дошкольного возраста в количестве 15 человек.
Рис.1. Уровни сформированности основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Таким образом, мы выявили уровни сформированности основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста и делаем вывод, что у большинства детей (57%) знание основ финансовой грамотности сформировано на среднем уровне. Дети имеют правильные, но недостаточно полные знания о деньгах, семейном бюджете, профессиях и рекламе. Дети стремятся к обобщению свойств в одно целое понятие, пытаются осуществить классификацию по данному признаку. Они частично используют финансово-экономические представления в игре. Воспроизведение знаний характеризуется последовательностью с установлением отдельных причинно-следственных связей, отдельных признаков объекта, явления, процесса. Это значит, что необходимо продолжать осуществлять работу с детьми по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Анкетирование и беседы с педагогами ДОО показали, что все педагоги считают сюжетно-ролевую игру эффективным средством воспитания основ финансовой грамотности, однако, исходя из результатов анкетирования не все используют сюжетно-ролевые игры в своей работе. При этом большинство из них отмечали высокую значимость сюжетно-ролевой игры в воспитании дошкольников.
Анализ полученных ответов родителей по их заинтересованности в формировании основ финансовой грамотности у детей показывает, что родители понимают значимость формирования этих знаний у детей. При этом родители признаются, что в семейном воспитании уделяют данному вопросу очень мало внимания. Также было выявлено, что большинство родителей нуждается в советах воспитателя по формированию основ финансовой грамотности, что говорит о их заинтересованности. Они осознают, что эти знания необходимы для целостного развития ребенка, а практические навыки нужны для становления компетентной личности. Родители отметили, что сами в достаточной степени не уделяют должного внимания данной работе из-за недостатка времени, не всегда могут подобрать правильные игры и объяснения. Причину сложившейся ситуации родители также видят в собственной недостаточной психолого-педагогической компетентности в данном вопросе, а также в том, что финансовая грамотность рассматривается ими чаще как аспект взрослого мира, который может быть сложен для восприятия дошкольника.
Теоретический анализ рассматриваемой проблемы и проведенное опытно-поисковое исследование позволили нам сформулировать картотеку сюжетно-ролевых игр. Данную картотеку можно использовать педагогам при формировании основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
1. Сюжетно-ролевая игра «Торговый центр». Цель: в ходе игры формировать у детей умение рационально использовать денежные средства при приобретении товара.
2. Сюжетно – ролевая игра «В банке». Цель: в ходе игры формировать у детей знания о профессии «банковский работник», учить выполнять элементарные трудовые действия в соответствии с выбранной ролью.
3. Сюжетно – ролевая игра «Почта». Цель: в ходе игры формировать у детей знания о работниках почты: почтальон, специалист, курьер, учить выполнять элементарные трудовые действия в соответствии с выбранной ролью.
4. Сюжетно – ролевая игра «Детский ресторан» Цель: в ходе игры формировать у детей знания о деятельности предприятия общественного питания.
5. Сюжетно – ролевая игра «Супермаркет» Цель: в ходе игры формировать у детей знания о работниках магазина: кассир, продавец, кладовщик, грузчик, водитель, учить выполнять элементарные трудовые действия в соответствии с выбранной ролью.
6. Сюжетно-ролевая игра «Рекламное агентство» Цель: в ходе игры формировать у детей знания о назначении рекламы, ее видах: печатная, радио – и видеореклама; развивать воображение, самостоятельность.
7. Сюжетно-ролевая игра «Семейный бюджет» Цель: в ходе игры формировать у детей знания, как планировать покупки, правильно распределять финансы в соответствии с бюджетом семьи.
Таким образом, процесс формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста будет проходить эффективнее, если в содержании деятельности детей будут организовываться сюжетно-ролевые игры. Данные игры будут углублять формирование у детей первичного опыта ориентировки в основах финансовой грамотности. Резюмируя выше сказанное, можно сделать вывод о том, что сюжетно-ролевая игра является эффективным средством формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста, так как посредством их использования можно сформировать знания детей о деньгах; представления о экономической жизни людей; о семейном бюджете; профессиях и орудиях труда; рекламе и ее назначении.
Список литературы:
Большой бухгалтерский словарь : 10 000 терминов / Авт. и сост.: М. Ю. Агафонова и др. ; под ред. А. Н. Азрилияна. – Москва : Ин-т новой экономики, 1999. – 569 с. – ISBN 5-89378-003-5. – Текст : непосредственный.
Вишнякова, С. М. Профессиональное образование : Словарь : Ключевые понятия, актуал. лексика / С. М. Вишнякова ; М-во общ. и проф. образования РФ. Упр. сред. проф. образования, Науч.-метод. центр сред. проф. образования. – Москва : Новь, 1999. – 535, [2] с. ISBN 5-89714-013-8. –Текст : непосредственный.
Голубева, Е. В. Исследование экономических представлений у детей младшего дошкольного возраста: учебно-методическое пособие / Е. В. Голубева. – Таганрог: ТГРУ, 2000. – 110 с. – (Педагогика и психология). – ISBN 978- 5-16-013666-0. – Текст : непосредственный.
Казакова, И. В. Финансовая грамотность для детей старшего дошкольного возраста / Казакова, И. В. – Текст : электронный // Актуальные исследования. – 2022. – № 48. – С. 57-60. – URL: https://apni.ru/article/5064-finansovaya-gramotnost-dlya-detej-starshego. (дата обращения: 20.05.2023).
Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре: пособие для воспитателя дет. сада / Д. В. Менджерицкая ; под. ред. Т. А. Марковой. – Москва : Просвещение, 1982. – 128 с. – ISBN 978-5-4499-3725-9. – Текст : непосредственный.
Морозова, О. В. Введение основ финансовой грамотности в образовательную деятельность дошкольной образовательной организации : методические рекомендации / Автор-сост. О.В. Морозова. – Мурманск: ГАУДПО МО, 2020. – 50 с. (Институт развития образования) – ISBN 978-5-534-06561-9. – Текст : непосредственный.
Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) / авт.-сост.: В. С. Безрукова. – : Феникс, 2018. – 959 с. – ISBN 978-5-222-24738-9. – Текст : непосредственный.
Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. –3-е изд., стер. – Москва : Большая российская энциклопедия, 2009. – 527 с. – (Золотой фонд. Энциклопедический словарь). – ISBN 978-5-85270-230-2. – Текст : непосредственный.
Распоряжение Правительства РФ от 25.09.2017 г. № 2039-р «Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы» // МИНФИНРОССИИ. 25.09.2017 г. № 2039-р. – URL: https://www.consultant.ru/. (дата обращения: 10.08.2022). – Текст : электронный.
Чадная, Е. А. Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность / Е. А. Чадная, А. С. Захарова, С. Г. Тропынина. – Текст : электронный // Молодой ученый. – 2022. – № 42 – С. 246-249. – URL: https://moluch.ru/archive/437/95535/. (дата обращения: 08.10.2022).
Эльконин, Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. – 4-е изд., стер – Москва : Издательский центр «Академия», 2007. – 384 с. – ISBN 978-5-7695-4068-4. – Текст : непосредственный.