СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование основ компьютерной грамотности в начальной школе

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ В  НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Согласно ФГОС НОО, портрет современного школьника начальной школы представляет собой любознательного, активного, заинтересованного в познании мира, владеющего основами умениями учиться, способного к организации своей деятельности, умеющий слушать собеседника [3, с. 12-13].

«Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования.

Математика и информатика:

1) использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;

2) овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;

3) приобретение начального опыта применения математических знаний для решенияучебно-познавательных и учебно-практических задач;

4) умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные;

5) приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.» [3, c. 12]

Из вышесказанного следует, что учащимся нужно работать с информацией, извлекать необходимую для себя, чтобы соответствовать данному портрету ученика начальной школы. Таким образом, формирование элементов компьютерной грамотности у младших школьников становится

одной из первоочередных задач обучения в начальной школе.

При этом, следует отметить, что только в процессе формирования компьютерной грамотности в начальных классах не просто идет знакомство с такими способами представления информации как таблицы, иллюстрации, схемы и т.д., но и получают теоретическое обоснование принципов их построения.

Использование информационных технологий на уроках в начальной школе дает возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик.

Применение компьютера способствует развитию интеллектуальных способностей младших школьников. Как правило, дети работают увлеченно и внимательно. Каждый по-своему представляет картину решаемой задачи, и компьютер помогает развивать фантазию и воображение детей.

Для формирования у обучающихся начальных классов компьютерной грамотности можно использовать самые разнообразные задания и упражнения, предложенные в учебниках по предмету либо составленные педагогом самостоятельно.

Назовем некоторые из них:

- составление схемы (плана, карты) школьного участка или пути до дома;

- составление тестовой работы на компьютере по предложенному материалу, составление памяток по различным темам (меры длины, веса, времени и т.д;

- заполнение таблиц или схем с пробелами по содержанию текста или параграфа;

- классификация определенных предметов и явлений в разные колонки таблицы и т.д. [2, с. 414]

Также в начальной школе эффективно  использовать  здоровьесберегающие технологии, которые включают в себя проведение на каждом уроке тематических физкультминуток, динамических пауз, участие в спортивных соревнованиях школы и района, организация и проведение родительских собраний на тему «Как сохранить здоровье ребёнка», «Режим дня в школе и дома», «Компьютер и ребенок»,   организацию подвижных игр на переменах [1, с. 177].

Формирование компьютерной грамотности возможно и вполне осуществимо через специальные аналитические занятия и защиту проектных работ. Начиная с 2-3-х классов уже могут проводиться относительно долговременные учебные проекты по предмету, которые могут быть как индивидуальными, так и выполненными парами или группами.

Таким образом,  использование инновационных форм и методов для формирования компьютерной грамотности на уроках важно умело внедрять в учебный процесс, так как работа с информацией  и ИКТ способствует развитию умений логически мысли, сопоставлять, сравнивать, классифицировать, характеризовать существенные признаки и свойства природных объектов, анализировать математические задачи, давать им оценку.

В ходе такой работы   на уроках  младшие школьники тренируют  первичные навыки работы с информацией и с носителями ИКТ. Дети   приобретают важные для практико-ориентированной деятельности информационные умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных.  Известно, что дети младшего  школьного возраста  отличаются остротой и свежестью восприятия, что объясняется возрастными особенностями высшей нервной деятельности, поэтому крайне важно использовать эти возрастные особенности для формирования активного интереса к работе с техникой и информацией.

              Творчески активный  учитель, владеющий компьютерными   технологиями, может придумать  богатейший материал к   урокам, повысив тем самым познавательную активность обучающихся  и уровень их информационной культуры.

Литература

1. Митяева, А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.М. Митяева. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 208 c.

2.Сергеева Б.В., Кривовязова М.Г. Формирование информационной грамотности младших школьников // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – No 6-2. – С. 411- 415;

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] // Федеральные государственные образовательные стандарты. М.: Министерство образования Российской Федерации. URL: https://минобрнауки.рф/документы/922/файл/748/ФГОС_НО..

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Формирование основ компьютерной грамотности в начальной школе»

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ В

НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Согласно ФГОС НОО, портрет современного школьника начальной школы представляет собой любознательного, активного, заинтересованного в познании мира, владеющего основами умениями учиться, способного к организации своей деятельности, умеющий слушать собеседника [3, с. 12-13].

«Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования.

Математика и информатика:

1) использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;

2) овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;

3) приобретение начального опыта применения математических знаний для решенияучебно-познавательных и учебно-практических задач;

4) умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные;

5) приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.» [3, c. 12]

Из вышесказанного следует, что учащимся нужно работать с информацией, извлекать необходимую для себя, чтобы соответствовать данному портрету ученика начальной школы. Таким образом, формирование элементов компьютерной грамотности у младших школьников становится

одной из первоочередных задач обучения в начальной школе.

При этом, следует отметить, что только в процессе формирования компьютерной грамотности в начальных классах не просто идет знакомство с такими способами представления информации как таблицы, иллюстрации, схемы и т.д., но и получают теоретическое обоснование принципов их построения.

Использование информационных технологий на уроках в начальной школе дает возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик.

Применение компьютера способствует развитию интеллектуальных способностей младших школьников. Как правило, дети работают увлеченно и внимательно. Каждый по-своему представляет картину решаемой задачи, и компьютер помогает развивать фантазию и воображение детей.

Для формирования у обучающихся начальных классов компьютерной грамотности можно использовать самые разнообразные задания и упражнения, предложенные в учебниках по предмету либо составленные педагогом самостоятельно.

Назовем некоторые из них:

- составление схемы (плана, карты) школьного участка или пути до дома;

- составление тестовой работы на компьютере по предложенному материалу, составление памяток по различным темам (меры длины, веса, времени и т.д;

- заполнение таблиц или схем с пробелами по содержанию текста или параграфа;

- классификация определенных предметов и явлений в разные колонки таблицы и т.д. [2, с. 414]

Также в начальной школе эффективно использовать здоровьесберегающие технологии, которые включают в себя проведение на каждом уроке тематических физкультминуток, динамических пауз, участие в спортивных соревнованиях школы и района, организация и проведение родительских собраний на тему «Как сохранить здоровье ребёнка», «Режим дня в школе и дома», «Компьютер и ребенок», организацию подвижных игр на переменах [1, с. 177].

Формирование компьютерной грамотности возможно и вполне осуществимо через специальные аналитические занятия и защиту проектных работ. Начиная с 2-3-х классов уже могут проводиться относительно долговременные учебные проекты по предмету, которые могут быть как индивидуальными, так и выполненными парами или группами.

Таким образом, использование инновационных форм и методов для формирования компьютерной грамотности на уроках важно умело внедрять в учебный процесс, так как работа с информацией и ИКТ способствует развитию умений логически мысли, сопоставлять, сравнивать, классифицировать, характеризовать существенные признаки и свойства природных объектов, анализировать математические задачи, давать им оценку.

В ходе такой работы на уроках младшие школьники тренируют первичные навыки работы с информацией и с носителями ИКТ. Дети  приобретают важные для практико-ориентированной деятельности информационные умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных.  Известно, что дети младшего школьного возраста отличаются остротой и свежестью восприятия, что объясняется возрастными особенностями высшей нервной деятельности, поэтому крайне важно использовать эти возрастные особенности для формирования активного интереса к работе с техникой и информацией.

Творчески активный учитель, владеющий компьютерными технологиями, может придумать богатейший материал к урокам, повысив тем самым познавательную активность обучающихся и уровень их информационной культуры.

Литература

1. Митяева, А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.М. Митяева. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 208 c.

2.Сергеева Б.В., Кривовязова М.Г. Формирование информационной грамотности младших школьников // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – No 6-2. – С. 411- 415;

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] // Федеральные государственные образовательные стандарты. М.: Министерство образования Российской Федерации. URL: https://минобрнауки.рф/документы/922/файл/748/ФГОС_НО..







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!