Просмотр содержимого документа
«Формирование ответственного отношения к учебной деятельности у обучающихся 2 классов»
Формирование ответственного отношения к учебной деятельности у обучающихся 2 классов
Сереброва Дина Александровна
Введение
Цель исследования – выяснить и исследовать условия, обеспечивающие развитие ответственного отношения к учебе у младших школьников.
Задачи исследования:
- изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме ответственного отношения к учебной деятельности у детей младшего школьного возраста;
- провести диагностику и выявить уровень развития уровня сформированности ответственного отношения к учебной деятельности у обучающихся 2 классов;
- создать условия и реализовать программу по формированию ответственного отношения младших школьников к учебной деятельности;
- провести диагностику уровня сформированности ответственного отношения к учебной деятельности у обучающихся 2 классов по итогам реализации программы.
Гипотеза исследования
Специально организованная психолого-педагогическая система может способствовать формированию ответственного отношения младших школьников к учебной деятельности при условиях:
- разработки проекта личностно-ориентированной среды для развития ответственного отношения младших школьников к учебной деятельности;
- разработки серии творческих заданий, направленных на формирование ответственного отношения младших школьников к учебной деятельности;
- создания психологической системы формирования ответственного отношения младших школьников к учебной деятельности.
Структура работы
В главе 1 проведены:
- теоретический анализ проблемы ответственного отношения к учебной деятельности,
- психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста
- анализ опыта исследователей по выявлению различных педагогических средств формирования ответственного отношения младших школьников к учебной деятельности.
В главе 2 проведены:
- анализ уровня сформированности ответственного отношения к учебной деятельности у обучающихся 2 классов,
- созданы условия для реализации программы по формированию ответственного отношения младших школьников к учебной деятельности,
- оценка эффективности реализации программы.
База исследования
МБОУ «Школа № 35» г. Нижний Новгород
Ученики 2 «А» и 2»Б» классов:
26 учеников (8-9 лет),
из них:
14 мальчиков и 12 девочек.
Программа эксперимента
- Констатирующий этап : определение диагностических показателей сформированности ответственного отношения к учебной деятельности у обучающихся 2 классов.
Методы :
- использование ряда специально подобранных ситуаций;
- Методика для диагностики учебной мотивации школьников (методика М.В.Матюхиной в модификации Н.Ц.Бадмаевой)
- Анкета для оценки уровня школьной мотивации (1-4 класс) Н. Г. Лускановой.
- Формирующий этап : разработка и реализация программы по формированию ответственного отношения младших школьников к учебной деятельности «Я могу!».
- Контрольный этап : выявление изменений после реализации программы.
Результаты констатирующего эксперимента
Уровень школьной мотивации
Представленность мотивов
Формирующий эксперимент программа «Я могу» Тематический план
Блок 1. Познание себя
Занятие 1
Знакомство
Занятие 2
«Мы такие разные»
Занятие 3
«Не понятно мне зачем»
Блок 2. Мотивация в жизни
Занятие 4
«Потребности и возможности»
Занятие 5
«Я – автор своей жизни»
Занятие 6
Занятие 7
«Карта интересов»
«Что такое успех?»
Занятие 8
«Я такой один»
Блок 3. «Я всё могу»
Занятие 9
«Мечты»
Занятие 10
«Зачем?»»
Занятие 11
«Результат»
Занятие 12
«Я молодец!»
Занятие 13
«Я знаю, я все смогу»
Контрольный эксперимент
Представленность мотивов у учеников 2 класса КГ и ЭГ
Контрольный эксперимент
Процентное соотношение выполнения диагностических заданий детьми экспериментальной группы по итогам констатирующего и контрольного экспериментов
Выводы
- На констатирующем этапе нами было выявлено, что у большинства детей не достаточно сформировано ответственное отношение к учебной деятельности у обучающихся 2 классов, что подтвердило необходимость разработки уроков для развития мотивации учения.
- На формирующем этапе нами было установлено, что на каждом этапе развития мотивации к обучению изменялся их уровень в соответствии с определенными показателями, повышался интерес к обучению;
- На контрольном этапе явилось характерным увеличение показателей уровня сформированности ответственного отношения к учебной деятельности у обучающихся 2 классов;
- После окончания работы у большинства учеников повысилось осознание ценности учения, адекватной критичности к себе и собственным ошибкам, понимание себя и других.
Спасибо за внимание!