СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование ответственного отношения к учебной деятельности у обучающихся 2 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель исследования: выявить и исследовать условия, обеспечивющие развитие ответственного отношения к обучению у младших школьников.

Просмотр содержимого документа
«Формирование ответственного отношения к учебной деятельности у обучающихся 2 классов»

Формирование ответственного отношения к учебной деятельности у обучающихся 2 классов  Сереброва Дина Александровна

Формирование ответственного отношения к учебной деятельности у обучающихся 2 классов

Сереброва Дина Александровна

Введение Цель исследования – выяснить и исследовать условия, обеспечивающие развитие ответственного отношения к учебе у младших школьников. Задачи исследования: изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме ответственного отношения к учебной деятельности у детей младшего школьного возраста; провести диагностику и выявить уровень развития уровня сформированности ответственного отношения к учебной деятельности у обучающихся 2 классов; создать условия и реализовать программу по формированию ответственного отношения младших школьников к учебной деятельности; провести диагностику уровня сформированности ответственного отношения к учебной деятельности у обучающихся 2 классов по итогам реализации программы.

Введение

Цель исследования – выяснить и исследовать условия, обеспечивающие развитие ответственного отношения к учебе у младших школьников.

Задачи исследования:

  • изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме ответственного отношения к учебной деятельности у детей младшего школьного возраста;
  • провести диагностику и выявить уровень развития уровня сформированности ответственного отношения к учебной деятельности у обучающихся 2 классов;
  • создать условия и реализовать программу по формированию ответственного отношения младших школьников к учебной деятельности;
  • провести диагностику уровня сформированности ответственного отношения к учебной деятельности у обучающихся 2 классов по итогам реализации программы.
Гипотеза исследования Специально организованная психолого-педагогическая система может способствовать формированию ответственного отношения младших школьников к учебной деятельности при условиях:  разработки проекта личностно-ориентированной среды для развития ответственного отношения младших школьников к учебной деятельности; разработки серии творческих заданий, направленных на формирование ответственного отношения младших школьников к учебной деятельности; создания психологической системы формирования ответственного отношения младших школьников к учебной деятельности.

Гипотеза исследования

Специально организованная психолого-педагогическая система может способствовать формированию ответственного отношения младших школьников к учебной деятельности при условиях:

  • разработки проекта личностно-ориентированной среды для развития ответственного отношения младших школьников к учебной деятельности;
  • разработки серии творческих заданий, направленных на формирование ответственного отношения младших школьников к учебной деятельности;
  • создания психологической системы формирования ответственного отношения младших школьников к учебной деятельности.
Структура работы В главе 1 проведены: - теоретический анализ проблемы ответственного отношения к учебной деятельности, - психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста - анализ опыта исследователей по выявлению различных педагогических средств формирования ответственного отношения младших школьников к учебной деятельности. В главе 2 проведены: - анализ уровня сформированности ответственного отношения к учебной деятельности у обучающихся 2 классов, - созданы условия для реализации программы по формированию ответственного отношения младших школьников к учебной деятельности, - оценка эффективности реализации программы.

Структура работы

В главе 1 проведены:

- теоретический анализ проблемы ответственного отношения к учебной деятельности,

- психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста

- анализ опыта исследователей по выявлению различных педагогических средств формирования ответственного отношения младших школьников к учебной деятельности.

В главе 2 проведены:

- анализ уровня сформированности ответственного отношения к учебной деятельности у обучающихся 2 классов,

- созданы условия для реализации программы по формированию ответственного отношения младших школьников к учебной деятельности,

- оценка эффективности реализации программы.

База исследования МБОУ «Школа № 35» г. Нижний Новгород Ученики 2 «А» и 2»Б» классов: 26 учеников (8-9 лет), из них: 14 мальчиков и 12 девочек.

База исследования

МБОУ «Школа № 35» г. Нижний Новгород

Ученики 2 «А» и 2»Б» классов:

26 учеников (8-9 лет),

из них:

14 мальчиков и 12 девочек.

Программа эксперимента Констатирующий этап : определение диагностических показателей сформированности ответственного отношения к учебной деятельности у обучающихся 2 классов. Методы : - использование ряда специально подобранных ситуаций; - Методика для диагностики учебной мотивации школьников (методика М.В.Матюхиной в модификации Н.Ц.Бадмаевой) Анкета для оценки уровня школьной мотивации (1-4 класс) Н. Г. Лускановой. Формирующий этап : разработка и реализация программы по формированию ответственного отношения младших школьников к учебной деятельности «Я могу!». Контрольный этап : выявление изменений после реализации программы.

Программа эксперимента

  • Констатирующий этап : определение диагностических показателей сформированности ответственного отношения к учебной деятельности у обучающихся 2 классов.

Методы :

- использование ряда специально подобранных ситуаций;

- Методика для диагностики учебной мотивации школьников (методика М.В.Матюхиной в модификации Н.Ц.Бадмаевой)

  • Анкета для оценки уровня школьной мотивации (1-4 класс) Н. Г. Лускановой.
  • Формирующий этап : разработка и реализация программы по формированию ответственного отношения младших школьников к учебной деятельности «Я могу!».
  • Контрольный этап : выявление изменений после реализации программы.
Результаты констатирующего эксперимента Уровень школьной мотивации Представленность мотивов

Результаты констатирующего эксперимента

Уровень школьной мотивации

Представленность мотивов

Формирующий эксперимент  программа «Я могу» Тематический план Блок 1. Познание себя Занятие 1 Знакомство Занятие 2 «Мы такие разные» Занятие 3 «Не понятно мне зачем» Блок 2. Мотивация в жизни Занятие 4 «Потребности и возможности» Занятие 5 «Я – автор своей жизни» Занятие 6 Занятие 7 «Карта интересов» «Что такое успех?» Занятие 8 «Я такой один» Блок 3. «Я всё могу» Занятие 9 «Мечты» Занятие 10 «Зачем?»» Занятие 11 «Результат» Занятие 12 «Я молодец!» Занятие 13 «Я знаю, я все смогу»

Формирующий эксперимент программа «Я могу» Тематический план

Блок 1. Познание себя

Занятие 1

Знакомство

Занятие 2

«Мы такие разные»

Занятие 3

«Не понятно мне зачем»

Блок 2. Мотивация в жизни

Занятие 4

«Потребности и возможности»

Занятие 5

«Я – автор своей жизни»

Занятие 6

Занятие 7

«Карта интересов»

«Что такое успех?»

Занятие 8

«Я такой один»

Блок 3. «Я всё могу»

Занятие 9

«Мечты»

Занятие 10

«Зачем?»»

Занятие 11

«Результат»

Занятие 12

«Я молодец!»

Занятие 13

«Я знаю, я все смогу»

Контрольный эксперимент Представленность мотивов у учеников 2 класса КГ и ЭГ

Контрольный эксперимент

Представленность мотивов у учеников 2 класса КГ и ЭГ

Контрольный эксперимент          Процентное соотношение выполнения диагностических заданий детьми экспериментальной группы по итогам констатирующего и контрольного экспериментов

Контрольный эксперимент

Процентное соотношение выполнения диагностических заданий детьми экспериментальной группы по итогам констатирующего и контрольного экспериментов

Выводы На констатирующем этапе нами было выявлено, что у большинства детей не достаточно сформировано ответственное отношение к учебной деятельности у обучающихся 2 классов,  что подтвердило необходимость разработки уроков для развития мотивации учения. На формирующем этапе нами было установлено, что на каждом этапе развития мотивации к обучению изменялся их уровень в соответствии с определенными показателями, повышался интерес к обучению; На контрольном этапе явилось характерным увеличение показателей уровня сформированности ответственного отношения к учебной деятельности у обучающихся 2 классов; После окончания работы у большинства учеников повысилось осознание ценности учения, адекватной критичности к себе и собственным ошибкам, понимание себя и других.

Выводы

  • На констатирующем этапе нами было выявлено, что у большинства детей не достаточно сформировано ответственное отношение к учебной деятельности у обучающихся 2 классов,  что подтвердило необходимость разработки уроков для развития мотивации учения.
  • На формирующем этапе нами было установлено, что на каждом этапе развития мотивации к обучению изменялся их уровень в соответствии с определенными показателями, повышался интерес к обучению;
  • На контрольном этапе явилось характерным увеличение показателей уровня сформированности ответственного отношения к учебной деятельности у обучающихся 2 классов;
  • После окончания работы у большинства учеников повысилось осознание ценности учения, адекватной критичности к себе и собственным ошибкам, понимание себя и других.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!