СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование патриотических чувств у дошкольников в процессе музыкальной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Просмотр содержимого документа
«Формирование патриотических чувств у дошкольников в процессе музыкальной деятельности»



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №1 БЕРЕЗКА»

142403, Московская область, г. Ногинск, ул. Санаторная, д.24

Тел. 8 (496) 517-32-39, e-mail: [email protected]


Доклад на районном методическом объединении музыкальных руководителей:

«Формирование патриотических чувств у дошкольников в процессе музыкальной деятельности. Теория, основы, опыт»

Подготовила:

музыкальный руководитель

первой квалификационной категории

Шишканова Александра Викторовна


Ногинск

2018

Как часто звучат в наше время слова: «русская душа», «феномен русской души». Но не менее часто: «падение нравственности», «деградация общества». Поэтому сегодня, возможно, как никогда актуальны вопросы нравственно - патриотического воспитания детей. Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Замечательный человек и актер Е. Леонов говорил: «Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни. В том, что он постепенно теряет запас доброты, виноваты и детский сад, и школа, и ПТУ, и, конечно, семья, из которой ушли шутка, юмор, игра».

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей.

Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма.

В нашем дошкольном учреждении нравственно-патриотическому воспитанию уделяется большое внимание. В этом участвует весь коллектив, создавая атмосферу доброты, терпимости, душевного комфорта.

Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку помогает обстановка праздников и развлечений. Помимо этого, формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется и на музыкальных занятиях. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого. «Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования», – так говорил Аристотель. «Дело искусства – сохранять душу», – это слова писателя В. Распутина.

Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, постольку она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир.

Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Нравственное воспитание – это длительный процесс, в котором детский сад является очень важным звеном. Смысл этого процесса заключается в постепенном осознании и принятии ребенком нравственных, моральных и поведенческих норм и правил, принятых в определенном социуме.

Нравственно-патриотическое воспитание – часть процесса, и цель его – осознание ребенком своей приобщенности к государству, нации.

Проще говоря, воспитание в детях любви к Родине, своему народу и родной природе. Нравственно-патриотическое воспитание – одно из приоритетных направлений нашего детского сада. Для решения задач воспитания будущего
гражданина России разработана система, включающая разнообразные формы
работы, пронизывающая все виды музыкальной деятельности дошкольников.
В своей работе я неизбежно затрагиваю тему нравственности и гражданского
самосознания детей. Воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к
родному городу и родной стране, культурному прошлому своего народа,
защитникам Отечества, уважительное отношение к традициям, историческим
событиям играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Цель данного направления в моей работе – воспитание личности гражданина – патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны.
Задачи:
- учить детей проявлять сострадание, внимательность к родным и близким,
друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
- посредством музыки прививать любовь и привязанность к своей семье,
дому, детскому саду. Малыш должен понимать, что иметь свой дом большое
благо, все хорошее начинается с родного дома.
- ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей путем
прикосновения к истории своей семьи.
- создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду,
где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на
основе доброжелательности и взаимоуважения, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищённым.
- побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым
делам для семьи, родного дома, детского сада.
Принципы:
- принцип индивидуального подхода к детям – патриотическое воспитание
осуществляется посредством дифференцированного подхода к каждому
ребёнку, исходя из знаний особенностей его развития.
- принцип сотрудничества – взаимосвязь ребенка и педагога.
- принцип интегративности – взаимосвязь с различными видами
деятельности.

- принцип систематичности и последовательности – такой порядок
изучения материала, где новые знания опираются на ранее полученные.
- принцип доступности – обучение тогда результативно, когда оно посильно
и доступно детям.
- принцип проблемного обучения – дети в процессе музыкальных игр,
развлечений, досугов, викторин, занятий сами добывают новые знания, в
результате чего происходит более прочное усвоение знаний, закрепление
навыков.
- принцип компетентности педагога — музыкальный руководитель должен
владеть патриотическими чувствами, чтобы передать их детям.
- принцип игровой подачи материала — в работе я опора на
ведущий вид деятельности — игру.
Чтобы сохранить у детей интерес ко всему новому, использую такие
инновационные технологии:
- личностно – ориентированный подход к детям;
- интегрированная система;
- здоровьесберегающие технологии;
- игровые методы и приемы;
- проектная деятельность.
Система моей работы представлена через организацию интегрированных занятий, развлечений, праздников, которые объединяют музыкальную, изобразительную, театрализованную деятельность детей. Разнообразие тем охватывает то, что близко и доступно ребенку. Планирование по данной теме проходит при тесном взаимодействии со всеми педагогами ДОУ. Использование инновационных форм и методов работы с
детьми: проектная деятельность, мультимедийное оборудование,
организация концертов, встречи с творческими людьми и т.д. способствуют
активизации познавательной деятельности воспитанников и усилению
усвоения предложенного материала.Планируя свою работу, выделила следующие направления:
1. Использование музыкального материала при ознакомлении детей с образом Родины.

Для ребенка-дошкольника Родина – это мама, близкие родные
люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский
сад с его воспитателями и друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с
детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему.
Нравственное воспитание ребенка-дошкольника – это, прежде всего
воспитание любви и уважения к матери. Для многих людей это слово “мама”
– самое прекрасное слово на земле. Все дети любят своих мам. Они делают
мамам подарки, рисуют их портреты и даже сочиняют про них стихи и
сказки. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. Важное значение в эффективности воспитания нравственно – патриотических качеств детей имеет правильный выбор методов и приемов, форм работы с дошкольниками. Считаю одним из перспективных методов -
метод проектной деятельности. Проектная деятельность как никакая другая
помогает ребенку проявить творческие способности, учит видеть
перспективу своей умственной деятельности, планировать свои действия для
достижения определенной цели. В то же время работа над проектом помогает
усилить воспитательные воздействия, так как воспитание личности
происходит в комплексе, во взаимодействии объектов социального
окружения, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов
деятельности. Например, в 2017 году в нашем детском саду был организован проект «Растим патриотов», целью которого являлось создание условий для решения задач нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста посредством музыкальной деятельности. Особенность этого проекта
заключена в том, что в него включен широкий спектр мини-проектов,
ориентированных на реализацию единой цели по формированию
патриотических чувств детей через синтез различных видов музыкальной
деятельности.
Знакомство дошкольников с историей родного города является непростой
задачей, потому что маленькому ребенку нелегко осознанно представить его историю, достопримечательностей. Работа должна вестись последовательно, от более близкого, знакомого (семья, детский сад, микрорайон), к более сложному – село, район, город, страна. Основой формирования у детей социального опыта, воспитания привязанности к близким людям является работа по ознакомлению с традициями семей воспитанников. В процессе работы у ребенка постепенно складывается образ собственного дома с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений.
Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине.
Работая в тесном контакте с родителями воспитанников, в рамках
долгосрочного проекта «Растим патриотов» были организованы семейные
мини-проекты на темы «Моя родословная», «История моего имени», «Мой
семейный альбом».
2. Классическое культурное наследие.

Русская музыкальная классика – это богатейшая сокровищница, достояние России. Ни одна страна мира не может представить такую блестящую плеяду великих композиторов, и было бы неправильно, если бы мы стали игнорировать ее в музыкальном воспитании дошкольников. Можно и нужно знакомить детей с музыкой русских классиков. Возникает вопрос: «Как это сделать, ведь далеко не всякий взрослый может слушать классическую музыку?» Все верно, не может, но именно потому как раз, что был лишен этого в своем дошкольном детстве. Приучать ребенка к классике нужно постепенно и начинать как можно раньше. Эта музыка должна звучать на каждом занятии, начиная с групп раннего возраста, в разных видах музыкальной деятельности.

Задача музыкального руководителя – отобрать те музыкальные произведения, которые доступны пониманию ребенка определенного возраста. Например, в раннем возрасте дети могут и должны слышать такие произведения как «Жаворонок» П.И.Чайковского, пьесы из музыкальной сказки «Петя и волк» С.Прокофьева, и другие произведения иллюстративного характера. Эта музыка должна звучать как фон, не стоит акцентировать внимание детей на названии произведения и фамилии композитора. Не останавливаясь на конкретном репертуаре, поясню принцип ознакомления детей с творчеством русских композиторов-классиков.

- классическая музыка должна звучать на каждом музыкальном занятии, и не обязательно в разделе Восприятие музыки.

- начиная со среднего возраста нужно обязательно называть произведение и фамилию композитора, подчеркивая всякий раз, что это русская музыка и русский композитор. Говорить об этом нужно каждый раз, когда звучит музыка, одного раза недостаточно.

- начиная со старшего возраста желательно использовать русскую классику во всех видах музыкальной деятельности, кроме, пожалуй, пения. В этом возрасте особенно актуально проговаривание, пояснение каждого музыкального произведения.

Знакомство детей с произведениями русских классиков происходит
ежегодно в нашем детском саду на мероприятиях: «Неделя классической музыки», «Встречи в музыкальной гостиной», «Осенины на Руси», «Бабушкины посиделки», «Веснянка». Такие мероприятия позволяют
прививать детям любовь к русскому классическому наследию, обогащать
словарный запас, побуждать детей в движении, пении выражать чувства,
вызванные музыкой.
3. Фольклор, народная музыка. (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.).

Примечательно, что вся русская классика неразрывно связана с русским народным музыкальным творчеством, буквально пронизана мотивами музыкального фольклора. Принципы работы те же, что описаны выше.

Однако воспитание любви к своему народу, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов. С этой целью нужно включать в детский репертуар фольклорные произведения других народов (ненецкую, армянскую, татарскую, украинскую, белорусскую музыку).

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем
их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре
каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм,
напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый
говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В
пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции,
высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.
Особое место в произведениях устного народного творчества занимают
уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих
рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником
познавательного и нравственного развития детей.
Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги
– словом, обеспечивает эмоционально-психологическое благополучие.
Богатство и разнообразие содержания детского фольклора позволяют выбирать наиболее яркие его образцы.
Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой
игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом,
бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.
С музыкальным фольклором дети нашего учреждения знакомятся на
занятиях, в повседневной жизни, на досугах и при участии в народных
праздниках. Например, на тематическом мероприятии «Праздник русского самовара» приобщаю детей к национальным традициям, воспитываю уважение и любовь к своему народу, формирую навыки здорового образа жизни. В музыкальный репертуар праздника вошли частушки, пляска с ложками на р.н.м. «Калинка», песня «Самовар», народные игры. Закончился праздник чайной викториной, победителю вручили чай с баранками и конфетами.
В своей работе активно применяю на занятиях музыкальное сопровождение - записи народной музыки, сказок, звучания народного оркестра, что способствует воспитанию чувства восхищения, гордости за свой народ, свою страну. Таким образом, постепенно даю понятия: «народная музыка», «оркестр народных инструментов», «народный хор». Использование
народных инструментов: ложек, трещоток, бубнов, помогает ярче выразить
характер и настроение русской народной музыки.

Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотические чувства дошкольников: ведь природные явления и
объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче
для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу.
Праздник Троицы «В белой берёзоньке отразилась Русь», летний
традиционный праздник «На Иван-купало – обливай кого попало».
Каждый временной цикл (осенний, зимний, весенний) мы заканчиваем
тематическим праздником или развлечением. Уже стало традицией нашего
детского сада проводить “Праздник Осени”, «Масленица», «Весенние
забавы», «Гуляют ребятки в зимние святки», «Рождественские посиделки».

4. Творчество современных композиторов, пишущих для детей.

В последнее время появилось огромное количество «композиторов», не имеющих специального образования, в основном из числа музыкальных руководителей, которые считают, что писать музыку для детей нетрудно. Такая музыка не имеет художественно-эстетической ценности, и включать ее в репертуар нужно с большой осторожностью. Гораздо большего внимания заслуживает творчество таких признанных композиторов как Струве, Соснин, Филиппенко, Е. Зарицкая и другие. Это песни о родном крае, родной природе, о Родине, о детском саде, о защитниках отечества и т.д.

Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема «Защитников Отечества». Эта тема очень любима детьми, тем более что основную массу наших воспитанников составляют мальчишки. Песни этой тематики легко запоминаются ребятами. Особенно популярны у них “Бравые солдаты”, муз. А.Филиппенко и “Будем в армии служить”, муз. Ю. Чичкова. Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины.
5. Историческое прошлое.

Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Победы. В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех времен и о тех временах. Музыкальные впечатления дошкольников опираются на знания, полученные на занятиях по ознакомлению с окружающим, на впечатления от экскурсий к памятникам погибших воинов.

Чтобы воспитать достойного гражданина, патриота, чтобы пробудить в детях чувство любви к Родине, необходимо знание истории, исторического прошлого страны, подвигов людей, защитивших наше Отечество во время Великой Отечественной Войны.
Маленький ребёнок пока не в силах разобраться в вопросах политического,
исторического, социального характера. Для него важны конкретные примеры
и наглядность, которые являются залогом понимания. С этой целью была организована экспозиция «Мой дедушка – герой», которая включала в себя фотографии и иллюстрации военных лет. Особый интерес у детей вызвало знакомство с военными письмами-треугольниками, рацией, солдатским котелком…
Традицией в детском саду стало проведение патриотических праздников: «День защитника Отечества», «День России», «9 Мая – День Победы», «Первый в космосе», «День Российского флага», где даются представления об армии, о родах войск, боевой технике.
Неоценимую роль в патриотическом воспитании несут в себе песни военной тематики: «Песня про Армию», «Буду военным», «Все мы моряки», «Пограничник», которые дети исполняют с особым желанием и
эмоциональным подъёмом. Знакомим детей и со взрослым репертуаром.
Песни военных лет не должны предаваться забвению, они – часть истории
нашего государства.
И уже как вершина творческих достижений – это участие детей в
постановке театрализованных представлений и фольклорных праздников, где
в совокупности представлены различные жанры народного песенного,
танцевального и поэтического творчества. Дети раскрывают свои таланты:
умение красиво и выразительно танцевать, декламировать стихи.

Итак, совместное решение задач нравственно-патриотического воспитания педагогами и мной, как музыкальным руководителем нашего детского сада, дало ощутимые результаты: музыка прочно вошла в быт детей, заняла значительное место в их жизни.