В условиях современной российской школы мотивация является одной из наиболее актуальных проблем. Редко встретишь учителя, который не жалуется на то, что детям ничего не нужно, что они не выполняют домашних заданий, скучают на уроках, а то и вовсе на них не ходят. Народная мудрость гласит «немотивированный ученик просто не хочет учиться» или «ты можешь подвести коня к водопою, но ты не можешь заставить его пить». Эта пословица приходит на ум, когда мы видим насколько разным может быть отношение обучающихся к музыке. Для одного обучающегося, процесс изучения музыки является важным, многозначительным, он мотивирован к изучению музыки (хотя мотивы могут быть разными: самоактулизация, мотивация высоких достижений, ориентация на цель, уход от неудач и поражений); для другого обучающегося, музыка— это тяжелая ноша, которую он вынужден нести и он не скрывает свою скуку, зевает и просто ждет конца урока. Каждый учитель сталкивается с подобной ситуацией. Мотивация современных школьников является одной из самых сложных педагогических проблем, именно она играет большую роль в организации современного учебного процесса. Способность мотивировать обучающихся – это ключевой навык учителя! Что же такое мотивация? Этот термин происходит от английского «move» - двигать». Мотивация - это процессы, определяющие движение к поставленной цели, это факторы, влияющие на активность или пассивность поведения. Главным звеном мотивации является побуждение - поведенческое проявление удовлетворения своих потребностей. Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности. Он заключается в том, что ребенок получает “удовольствие от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата” (Б.И. Додонов). Мотивация это основное средство, которое даст возможность повысить уровень заинтересованности к учебному процессу, позволяющее повысить личный научный, творческий потенциал. Мотивационными процессами в обучении можно и нужно управлять: создавать условия для развития внутренних мотивов, стимулировать ребенка. Учебный процесс относят к сложным видам деятельности, поэтому мотивов для обучения очень много, и они могут не только проявляться отдельно в каждом человеке, но и сливаться в едино, формируя сложные мотивационные системы. Существует много способов стимулирования учащихся к изучению музыки. Какие? Одним из сильно действующих мотивов является интерес. Надо иметь в виду, что “интерес” (по И. Герберту) – это синоним учебной мотивации. Если рассматривать все обучение в виде цепочки: “хочу – могу – выполняю с интересом – личностно – значимо каждому” (Якиманская И.С.), то мы опять видим, что интерес стоит в центре этого построения. Так как же сформировать его у ребенка? Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока. Л.С. Высотский писал: «Педагогический закон гласит: прежде чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все cилы, что ребенок будет действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность». Использование условных знаков на уроке музыке позволяют заинтересовать обучающихся. Урок музыки как урок искусства должен приносить радость. Радость творческого самовыражения, радость познания нового. Именно на это направлены методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: «мозговой штурм» (поиск идей, путей решения творческой задачи); метод размышления о музыке; метод забегания вперед и возвращения к пройденному; метод музыкальных обобщений; метод эмоциональной драматургии; метод проблемного изложения материала; метод интонирования; метод моделирования художественного процесса; метод интонационно – стилевого анализа; метод импровизации; метод творческих заданий. Способы положительной мотивации на уроке музыки Создание атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры детей в свои способности и возможности Создание мотивации к изучению музыки и к общению невозможно без создания в классе атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры детей в свои способности и возможности. Необходимо воспитывать в детях чувство оптимизма, являющееся следствием реалистического мышления. Для этого учителю важно представлять собой живой пример оптимистически настроенного к обучающимся и коллегам человека. Крайне важно и необходимо ставить перед детьми или помогать, им самим, ставить перед собой реалистичные и выполнимые цели и задачи, обеспечить проблемные задания, а также моделировать процесс, необходимый для достижения поставленных целей, обеспечивая необходимые опоры для того, чтобы предусмотреть успешный результат. Нужно обращать внимание на настойчивость и затраченные детьми усилия на выполнение задания, а не на конечный результат само по себе. Необходимо внушить ребенку, что успех строится на неудачах. Важно научить детей ценить не только свои собственные, но и корпоративные достижения. Применение новых информационных технологий Использование новых информационных технологий в преподавании музыки является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для обучающихся. Современный учитель должен эффективно применять информационные и коммуникационные технологии в учебном процессе. Некоторые технологии используются почти всеми учителями. Внеурочная деятельность Данный вид деятельности помогает преодолевать трудности в обучении и самоутверждении обучающихся, поскольку позволяет им раскрывать свои возможности и способности. Внеурочная работа увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества, т. е. демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными на уроках. Все это создает благоприятный фон для достижения успеха, что, в свою очередь, положительно влияет на учебную деятельность. Участие в конкурсах, олимпиадах Конкурсы являются действенным механизмом развития творческих способностей детей. Конкурсы детского творчества способствуют развитию детского художественного творчества, повышению уровня художественно-эстетического воспитания учащихся, возможности демонстрации учащимися своих творческих результатов. Участие в конкурсах вызывает у обучающихся положительную мотивацию. У них формируется активная жизненная позиция, повышается интерес к изучению предмета, развивается художественно-творческое мышление, они учатся представлять результаты своего труда и получать его оценку. Участие и победы в конкурсах оставляют незабываемые впечатления, дают стимул для дальнейшего совершенствования. Детям очень нравится, когда они видят результаты своей работы и считают свой труд, свои успехи очень значимыми для себя. Дистанционные олимпиады Участие в дистанционных олимпиадах является эффективным способом обучения, самореализации и повышения образовательного уровня школьников. Дистанционные олимпиады мотивируют обучающихся на проверку своих знаний, на самоутверждение, на раскрытие своего творческого потенциала. Участие в дистанционных олимпиадах ведет к углубленному изучению школьных предметов, развивает их творческие способности, а также выявляет школьников, интересующихся музыкой и желающих продолжить интенсивное изучение искусства и музыки в старших классах. Участники дистанционных олимпиад становятся заинтересованными в развитии собственного образования, поскольку, не имея готового ответа на поставленную задачу, они разрабатывают свою собственную творческую продукцию, актуальную для жизни в современном информационном обществе. Игра Игра является самым сильным мотивирующим фактором, который удовлетворяет потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Игра, а именно, ролевая игра дает широкие возможности для активизации учебного процесса. Ролевая игра — методический прием, относящийся к группе активных способов обучения. Она эффективна как на младшем этапе обучения, так и на среднем. Ролевая игра мотивирует речевую деятельность, так как обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать, чем-то поделиться с собеседником. Школьники убеждаются в том, что музыку можно использовать как средство общения. Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает барьер между учителем и обучающимся. Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. В ролевой игре каждый получает роль и должен быть активным партнером. Современной психолого-педагогической наукой выделяются следующие ключевые установки и действия формирования учебной мотивации: совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач; создание доброжелательной атмосферы, взаимопонимания и сотрудничества на уроке; создание ситуации успеха; использование групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности; нестандартные формы проведения урока; гибкая система поощрения и порицания; использование информационных технологий; использование игровых технологий. Формирование положительной мотивации на уроке музыки происходит через различные виды музыкальной деятельности: слушание музыки (осознанное её восприятие); хоровое, ансамблевое, сольное пение; музыкально-ритмические движения, пластическое интонирование, дирижирование; импровизация (речевая, вокальная, ритмическая); игра на элементарных музыкальных инструментах; инсценировка песен; музыкальные игры. Использование методов и приемов активизации творческих проявлений Написание мини-сочинения, размышления о музыке; Выполнение докладов, рефератов; Описание музыкального образа после слушания музыки, придумывание названия произведения. Написание тестов, кроссвордов по творчеству композиторов. «Рисуем музыку» – изображение музыкального образа, наглядности к песням. Составление ребусов по творчеству композиторов, на знание нотной грамоты. Проведение музыкальной викторины по пройденным произведениям. Проведение музыкально-дидактических игр. Инсценирование песен, театрализация. Сочинение инструментального сопровождения к песням на детских музыкальных инструментах. Занимательная музыка – задания, способствующие развитию творческой фантазии (стихи, сказки, игры). Ритмопластика (придумать движения, соответствующие характеру музыки, персонажа). Загадко-творчество (отгадать, сочинить). Проектная деятельность. Методы мотивации учащихся к слушанию классической музыки: Инновационной формой работы является использование сотовой связи. У многих школьников на сотовых телефонах запрограммированы самые разнообразные фрагменты классической музыки. Получив домашнее задание, определить название фрагмента или композитора, учащиеся с удовольствием выполняют его. Пластическое интонирование – это тот волшебный ключик, который помогает ввести ребёнка в сложный мир инструментальной музыки. Педагогические наблюдения показали, что при обычном слушании инструментальной музыки восприятие ребёнка остаётся пассивным. Он легко схватывает эмоциональный образ целого, но не способен развернуть логику музыкальной мысли во времени. Поэтому, когда ребёнок начинает «исполнять» с помощью пластического интонирования симфоническую музыку, он поднимается на ступеньку выше в понимании художественного образа произведения. Ребёнок становиться одновременно и слушателем и исполнителем. Великий композитор А.Н. Скрябин говорил: «Каждый звук имеет свой цвет». Известная поэтесса Матвеева написала: «Вы объяснили музыку словами, Но видно ей не надобны слова, Не то, она, соперничая с вами Словами изъяснялась бы сама А лучше взять листок, карандаши Изобрази все, что услышал ты» При прослушивании классического произведения ребята получают одно из заданий: - изобрази цветом (линиями, штрихом и тд.) свои эмоции, которые ты чувствуешь слушая данное муз.произведение; - нарисуй иллюстрацию к муз.произведению. В 1-5 классах проводим музыкальные физминутки, динамические паузы. У пятиклашек любимая физминутка в исполнении Владимира Винокура автор музыки Борис Савельев «Танцуйте сидя». Метод «синквейн» - является одним из методов развития логического мышления. Используется с учащимися 5-7 классов. Помогает научиться доказательно и логично строить свои высказывания о музыке. Метод основан на дедуктивном структурировании процесса осмысления музыкального произведения. Данный метод представляет определённую конструкцию высказывания, которое основано на алгоритме действий, состоящих из пяти шагов: - сформулировать основную мысль звучащего произведения (обычно 1 существительное); - двумя глаголами дополнить характеристику выделенной мысли; - охарактеризовать её с помощью трёх прилагательных; - в одном предложении выразить собственное отношение к основной идее произведения; - одним словом сделать вывод-итог, акцентировав ценностно-смысловое значение произведения. Каждому учащемуся даётся 5-7 минут чтобы написать синквейн, затем из двух синквейнов они составят один, с которым оба будут согласны. Это даёт возможность критически рассмотреть тему. Затем группа знакомится с парными синквейнами. Это может породить дальнейшую дискуссию. Синквейны - быстрый, но мощный инструмент для рефлексии, синтеза и обобщения понятий и информации. «Минута славы» - на уроке предоставляется время для демонстрации своих музыкальных способностей: игра на музыкальном инструменте, вокальное исполнение и пр. Возникает редкая возможность наблюдать за детьми в процессе восприятия «живого» искусства, видеть непосредственный эмоциональный отклик или его отсутствие. «Собери слово». Собрать из букв, которые расположены в разброс название музыкального инструмента или фамилию композитора и тд. Буква в круге - начало слова. В современной педагогике есть такая интересная новая педагогическая идея “Конструктор урока”, применяемая как эффективное средство для “сборки уроков”. Опыт применения данной техники представляет элемент новизны в совершенствовании современного урока. Разработан алгоритм деятельности по применению техники “Конструктор” на основании разработки методического конструктора урока А. Гина (Гин А.А. Приемы педагогической техники: Пособие для учителя – 6-е изд., М.: Вита-Пресс, 2004). Как учителям повышать учебную мотивацию школьников? 1. Предоставление частичной свободы выбора. 2. Интерес и радость должны быть основными переживаниями школьнику в процессе обучения. 3. При обучении необходимо учитывать запросы, интересы и устремления детей. 4. Самой мощный стимул в обучении «Получилось!!!» Отсутствие этого стимула, означает отсутствие смысла учебы. Нужно научить разбираться ребенка в том, что ему непонятно, начиная с малого. Одну большую задачу разбить на подзадачи так, чтобы ребенок смог самостоятельно их сделать. Если, ребенок в каком то виде деятельности достигнет мастерства, то внутренняя мотивация будет расти. 5. Рост уверенности в себе, своих силах способствует усилению внутренней мотивации. 6. Отмечайте достижения ребенка. Оценка его достижений поможет продолжить обучение. Например, список успехов может способствовать тому, чтобы он стал самостоятельным. 7. Не наказывать за неудачу, неудача сама по себе является наказанием. Страх и напряжённость затрудняет процесс обучения. Неудачи снижают мотивацию. 8. Для школьников важна сама личность учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается). 9. Правильно преподносить содержание учебного материала, чтобы это было интересно. 10. Изменять методы и приемы обучения. 11. По возможности стараться на уроке чаще обратиться к каждому ученику, осуществляя постоянную «обратную связь» – корректировать непонятное или неправильно понятое. 12. Ставить оценку ученику не за отдельный ответ, а за несколько (на разных этапах урока) – вводить забытое понятие поурочного балла. 13. Постоянно и целенаправленно заниматься развитием качеств, лежащих в основе развития познавательных способностей: быстрота реакции, все виды памяти, внимание, воображение и т. д. Основная задача каждого учителя – не только научить, а и развить мышление ребенка средствами своего предмета. 14. Стараться, когда это возможно, интегрировать знания, связывая темы своего курса как с родственными, так и другими учебными дисциплинами, обогащая знания, расширяя кругозор учащихся. 15. Всеми возможными способами пробуждать в учениках интерес к учебе – быть самим интересным, сделать интересными методы преподнесения информации и сделать интересной свою дисциплину. 16. Игра является мощным стимулом интереса к окружающей жизни. Казалось бы, игра — дело лишь маленьких детей. Но практика показывает, что это не так. Наибольшую эффективность игровая мотивация показывает в среднем школьном возрасте. Младшие более управляемы, старшие — взрослее и целеустремленнее. Средний же возраст как раз и надо цеплять чем-то азартным и вдохновенным. Различные возрасты диктуют совершенно различные игры. Связано это с теми новообразованиями, которые формируются в психике человека по мере взросления. Игры младшего возраста более линейны, младшего среднего — командные, старшего среднего — подразумевают яркую реализацию в личных поступках, в старших классах становится важным отыгрыш и реконструкция незнакомых образов, интересные и необычные модели действительности. Каждый возраст находит в игре свое, и в целом игровая деятельность оказывает огромный эффект в деле формирования личности человека, его знаний и мышления. 17. Создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания. 18. Положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя. 19. Рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, «почему было трудно?», «что открыли, узнали на уроке?» и т.д.). 20. Занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки. 21. Включение учащихся в коллективную деятельность, через организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы, приём «метод проб и ошибок», оказание учащимися помощи друг другу. 22. Необычная форма преподнесения материала. 23. Сотрудничество на уроке, через совместное решение проблемы и разрешение противоречий, эвристическую беседу, учебную дискуссию, выделение существенных признаков предметов, классификацию, обобщение, моделирование. 24. Стимулирование деятельности, через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ, оказание учителем незначительной помощи, усложнение заданий. 25. Выяснить, что является причиной низкой мотивации учеников: неумение учиться или ошибки воспитательного характера. После этого поработать с проблемными сторонами. 26. В деле повышения интереса ребенка к учебному процессу очень важен контакт с ребенком и доверительная атмосфера. 27. Создание атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры детей в свои способности и возможности. 28. Применение новых информационных технологий. 29. Уважайте личность каждого ребенка. |