СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование положительной мотивации у младших школьников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формировать положительную мотивацию у младших школьников нужно еще до школы.

Просмотр содержимого документа
«Формирование положительной мотивации у младших школьников.»

Формирование положительной мотивации у младших школьников.

Мотивация является «сложным механизмом соотнесения личностью внешних и внутренних факторов поведения, который определяет возникновение, направление, а также способы осуществления конкретных форм деятельности». Учение является ведущим типом деятельности человека на протяжении длительного промежутка времени. Оно побуждается целым рядом мотивов, которые входят в структуру мотивационной сферы личности. Учебная мотивация - это частный вид мотивации, который, как и любой другой, характеризуется системностью, направленностью, устойчивостью, динамичностью и модальностью.

Почему же мы так стремимся к тому, чтобы у ребенка сформировалась учебная мотивация, основанная именно на внутренних побуждениях, не исключая при этом внешних, но и не возводя их в ранг первостепенных?

Существует целый ряд объяснений такого рода предпочтения.

1. Обучение, основанное на внутреннем интересе, будет значительно успешнее, так как при наличии такого интереса ребенок способен работать дольше без каких бы то ни было внешних подкреплений. В то же время преобладание внешней мотивации способствует снижению познавательной активности. Поэтому достаточно часто при исчезновении внешних стимулов ребенок утрачивает интерес к учебе.

2. Школьники, которых привлекает, прежде всего, интерес к самому процессу учения, склонны выбирать более сложные задания, что позитивно отражается на развитии их познавательных процессов. Учащиеся с внешней мотивацией, как правило, не получают удовлетворения от преодоления трудностей при решении учебных задач. Поэтому такие дети выбирают более простые задания и выполняют только то, что необходимо для получения подкрепления. В условиях школы таким подкреплением чаще всего является оценка учителя.

3. Отсутствие внутреннего стимула способствует росту напряженности, уменьшению спонтанности.

Кроме того, преимуществом внутренних учебных мотивов является:

- положительное влияние на решение творческих задач, не имеющих четкого алгоритма решения (эвристический метод);

- эмоциональное удовлетворение от выполнения задания, преодоления трудностей при решении учебных задач, что вызывает положительные эмоции, основанные, прежде всего на внутреннем интересе;

- повышение самоуважения ребенка, его самооценки.

Определив значение внешней и внутренней учебной мотивации учащихся, необходимо перейти к основным условиям формирования положительной мотивации учения.

Основными условиями формирования положительной мотивации учения являются:

  • содержание учебного материала;

  • организация учебной деятельности;

  • коллективные формы учебной деятельности;

  • оценка учебной деятельности;

  • стиль педагогической деятельности учителя.

Одним из лучших по силе воздействия внешних стимулов является оценка учебной деятельности. Существуют различные методики, которые позволяют повысить стимулирующее действие оценки, лучше выявлять и развивать творческие способности учащихся, развивать их познавательную активность. В связи с указанными проблемами возникает необходимость повысить заинтересованность учащихся в получении знаний.

Рассмотрим это более подробно.

Будущие первоклассники, как правило, хотят учиться. Они хотят пойти в школу, стать учениками. Есть, правда, среди них и те, кто плохо представляет себе то, чем ему придется заниматься, но в школу все равно хочет. Кому-то интересно познавать новое, кому-то – просто «портфель носить», а кто-то хочет посмотреть, «куда отметки ставят», а кому-то хочется все это сразу. Учебная деятельность младших школьников поддерживается сложной многоуровневой системой мотивов.

Социальные мотивы отражают внутреннюю позицию ребенка – первоклассника, связанную с потребностью занять новое положение среди окружающих и выполнять связанную с этим положением общественно значимую, серьезную, деятельность. На первых этапах обучения эти мотивы в сочетании с определенными познавательными интересами, существующими у ребенка, способны обеспечить его включение в усвоение учебной деятельности и поддерживать интерес к ней.

По мере вхождения в школьную жизнь у младших школьников складывается сложная система мотивации учения. Эта система включает в себя несколько групп мотивов.

Во-первых, это мотивы, заложенные в самой учебной деятельности:

1) Мотивы, связанные с содержанием учения. Ребенка побуждает учиться стремление узнавать новые факты, получать новые знания, овладевать новыми умениями и навыками, осваивать способы действия, проникать в суть явлений.

2) Мотивы, связанные с процессом учения. Учиться детей побуждает заложенное в них стремление к интеллектуальной активности, потребность думать, рассуждать, преодолевать препятствия в процессе нахождения решений трудных задач и др.

Во-вторых, мотивы, связанные с косвенным продуктом учения, то есть, с тем, что лежит вне самой учебной деятельности:

1) Широкие социальные мотивы, которые включают в себя:

- мотивы долга и ответственности перед обществом в целом, перед родителями, перед учителем и т.п.;

- мотивы самоопределения (понимание значимости знаний для своего будущего, желание подготовиться к будущей учебе в вузе, найти хорошую работу и др.);

- мотивы самосовершенствования (стать умнее, развить в себе важные интеллектуальные и личностные качества).

2) Узколичные мотивы. Они у каждого ученика свои и включают в себя:

- мотивы благополучия (стремление получить одобрение со стороны учителя, родителей, одноклассников, желание получать хорошие отметки и др.);

- престижные мотивы (желание быть среди первых учеников, желание быть лучшим, занять достойное место среди одноклассников и др.);

- отрицательные мотивы (желание избежать неприятностей, которые могут возникнуть из-за плохих отметок со стороны учителей, родителей, стремление избегать отрицательных эмоций и др.)

Могут быть и какие-то другие мотивы, побуждающие учеников заниматься учебной деятельностью. Как узнать, какой мотивы у данного конкретного ребенка является определяющим?

Можно выяснить это в беседе с ребенком, задавая ему и прямые, и косвенные вопросы об учебе и о школе. Можно попросить ребенка нарисовать рисунок «Школа», «Моя школа», «Мой класс» и другие, а потом обсудить его с ребенком. Если выясниться, что определяющим является какой-то косвенный мотив, не связанный с познанием, то необходимо проводить с ребенком работу по формированию у него познавательных мотивов, поскольку именно они и являются основными мотивами учебной деятельности. Ведь, если ребенок ходит в школу только для того, чтобы «получать хорошие отметки», то в школе он занимается не учебной деятельностью как таковой (то есть приобретением новых знаний, умений и навыков), а деятельностью, которую можно назвать «получение хороших отметок» (то есть все усилия прилагает к тому, чтобы любым способом получить хорошую отметку).

В соответствии с психологической формулой интерес ≈ стимул ≈ реакция на стимул ≈ мотив действия ≈ само действие, лишив ребенка стимула, трудно ожидать от него успешного решения учебных задач.

Что может быть стимулом к определенному виду деятельности?

Рассмотрим понятие «стимул» как побуждение, эффект которого опосредован психикой человека, его взглядами, чувствами, настроением, интересами, стремлениями. Именно стимул, как инициирующий и регулирующий фактор поведения, определяет тот или иной тип мотивации.

Как только такой фактор находится вне личности и ее поведения, то есть обусловлен внешней средой, мотивация становится внешней, а поведение внешне мотивированным. В отношении учебной деятельности внешними факторами становятся все виды подкреплений, которые мы используем как меры педагогического воздействия (наказание, поощрение, похвала ...).

Ребенку пообещали купить то, о чем он уже давно мечтал, при условии, что он станет лучше учиться. Вполне возможно, что успеваемость в таком случае значительно улучшится, ребенок станет более старательно выполнять домашние задания, проявлять активность на уроке, перестанет опаздывать в школу. Однако такие позитивные изменения могут иметь место лишь до момента получения обещанного.

Что касается учебной деятельности, то наиболее значимым внутренним стимулом, являющимся наиболее действенным и эффективным, является стремление к познанию нового, основанное исключительно на интересе к предмету познания.

Если в случае возможности выбора определенного учебного предмета ребенок не выбирает тот предмет, который выбрали большинство его друзей, а идет на урок, который ему самому интересен, то таким образом он демонстрирует яркий пример внутренне мотивированного поведения.

Какая же мотивация предпочтительнее по отношению к учебной деятельности?

Процесс формирования учебной деятельности приобретает ряд специфических особенностей в соответствии с определенным возрастным периодом.

В начальной школе ребенок может достаточно успешно учиться, ориентируясь на оценку учителя или мнение родителей. Если доминирующим мотивом в этом возрасте у большинства детей выступает стремление доставить удовольствие взрослому, который является значимым для ребенка, порадовать его своими успехами или нежелание выслушивать упреки, то в старших классах влияние такого мотива утрачивает свою актуальность. На первый план выходит мотив, в основе которого лежит стремление быть лучше или хотя бы не хуже других.

Конечно, и такие мотивы могут иметь место, но они не должны являться основными, определяющими в учебной деятельности ребенка. Такие мотивы должны играть скорее второстепенную, вспомогательную роль, делая школьную жизнь ученика более яркой, привлекательной. Условием успешного обучения все же является та мотивация, которая побуждает ребенка к определенной деятельности с целью расширения и углубления своих знаний, повышения уверенности и независимости от внешних факторов.

В условиях организованной учебной деятельности все высшие психические функции ребёнка претерпевают существенные изменения. Восприятие, память и мышление, ранее развивавшиеся на наглядно-действенной основе, формируются в словесно-логическом плане. Возрастает способность ребёнка к произвольной волевой регуляции поведения. Все это создаёт необходимые предпосылки для перехода к более содержательно насыщенному обучению в средней школе.

Однако важно помнить, что успешное усвоение учебной программы, более высокий уровень освоения теоретического материала становится невозможно в ситуации, когда любые стимулы, не имеющие отношения к учебе, являются основополагающими в учебной деятельности.

Формирование интереса к учению является важным средством повышения качества обучения школьников.

Отношение учащихся к тому или иному предмету определяется различными факторами: индивидуальными особенностями личности, особенностями самого предмета, методикой его преподавания. Увлекательный материал, тщательно подобранный и органично встроенный в структуру урока, способен значительно повысить детскую активность и позволяет строить урок, опираясь в первую очередь на непроизвольное внимание ребятишек и способствуя формированию внутренней положительной мотивации в рамках учебного процесса.

Как уже говорилось, внутренняя мотивация является важным условием успешного обучения. Но как быть, если она отсутствует, а единственным привлекательным моментом школьной жизни является долгожданная переменка или веселая прогулка? Многие учителя считают, что, сформировав у ребенка «необходимый» мотив, можно добиться высоких результатов и таким образом решить многие учебные проблемы. Важная роль и влияние учителя в начальной школе бесспорны. Но, тем не менее, мнение о том, что можно извне сформировать мотив, является ошибочным.

«Мотив – сложное психологическое образование, которое должен построить сам субъект» (Е.П. Ильин).

Учитель может только способствовать этому процессу.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!