Формирование положительной мотивации учащихся к биологии.
Актуальность мотивации к обучению, как никогда, очень востребованный аспект.
Современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний, но
и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей.
В каждом классе постепенно выделяются конкретные типы отношения детей к учению, на которые прежде всего следует ориентироваться учителю. Наиболее распространен первый тип – «хорошие» ученики. Они старательные, но безынициативные. Ведущий мотив их деятельности – опосредованный интерес: обрадовать родителей, завоевать авторитет в классе, заслужить похвалу учителя.
Второй тип – дети с интеллектуальной инициативой: они имеют собственное мнение, избегают подсказок, стараются работать самостоятельно, любят сложные задания.
Третий тип – дети, у которых проявляется особое отношение к напряженной учебной деятельности. Они активные, хорошо соображают, но думают медленно, а потому пребывают все время в напряжении, требуют индивидуального подхода.
Четвертый тип – дети с заниженными интеллектуальными способностями. Они не могут самостоятельно выполнять учебные задания, пребывают в подавленном состоянии или, наоборот, демонстрируют бесшабашность. Главное, чтобы учитель их не заметил. Причины здесь разные: незрелость ребенка, слабая дошкольная подготовка. Наконец, в каждом классе есть небольшая группа детей, которых объединяет отрицательное отношение к учению. Дети не могут освоить школьную программу по причине интеллектуальной отсталости, глубокой запущенности.
Из этого следует, что, работая с различными группами детей, нужно ставить разные цели. Наиболее значимой для эффективной учебной деятельности является мотивация, обусловленная интеллектуальной инициативой и познавательными интересами. Для таких учащихся интересна работа с наглядным объектом или воспроизведение ситуации из жизни. Проблема, которая пригодится в жизни. Логическая трактовка происходящего в живой природе.
Более эффективными методами для мотивации, я считаю, проектную деятельность и информационно - коммуникационные технологии. В современном мире, возможности у учащихся велики. И для маломотивированных учащихся, это способ реализации и самоутверждения. Они отказываются от привычного получения образования, они не видят смысла в нем, объясняя это отсутствием практичного применения знаний, полученных в учебных учреждениях. Но при этом назвать их «глупыми» нельзя. Многие из них самообразовываются не выходя из дома, изучают иностранные языки, они полностью погружаются в интересующиеся их темы при помощи информации в Сети. Отмечено, что многие дети, учась еще в школе начинают зарабатывать больше, чем их родители посредством удаленного заработка.
Биология – наука экспериментальная. Поэтому, в основе преподавания, лежит эксперимент, как источник знаний, выдвижения и проверки гипотез, как средство закрепления знаний и их контроля. Внедрение исследовательского подхода в обучении биологии способствует усилению мотивации учебной деятельности. Интеграция естественнонаучных знаний, полученных в результате проведения исследовательской работы учащимися, позволяет изменить качество учебного процесса и повысить успешность обучения школьников.
При работе над проектом в исследовательской деятельности учащиеся вырабатывают умение самостоятельно добывать знания, навыки самоорганизации. У детей увеличивается мотивация к обучению, и как следствие количество хороших оценок так же увеличилось. У ребят формируется адекватная самооценка. Четко видна связь между занятиями исследовательской деятельностью и успешной социализацией учащихся. Они начинают испытывать потребность в непрерывном самообразовании: интерес к познанию развивается по собственной инициативе, без внешнего стимула. Формируется интерес не только к предмету «Биология», но и к обучению в целом.
Есть дети, которые рассматривают неудачу так, как будто проблема в нем самом. Активно переживая негативные эмоции, отказывается от деятельности и проявляет пассивность.
В каждом классе старшего и среднего звена есть дети, которые будут работать у любого учителя. Есть дети такие, которые ничего не будут делать даже у самого «золотого» педагога. Наша задача ориентироваться на тот «средний класс», который находится на распутье: «быть или не быть?» «делать - не делать?» и пытаться сманить на свою сторону.
Победу можно праздновать тогда, когда, хотя бы один «средний» ребенок начал учиться.
К сожалению, большинство учебных проектов выполняются в настоящее время в рамках внеклассной и внеурочной деятельности, что требует и от учителя и от учащихся дополнительного увеличения нагрузки. Наиболее ценными являются такие проекты, работа над которыми ведётся в рамках урока.
В заключение хотелось бы сказать, для того чтобы ребёнок хотел активно развивать свои творческие способности, ему непременно нужна помощь доброго и умного педагога, который заметит творческую индивидуальность своего ученика и позволит ей раскрыться в самых различных видах деятельности.
Каждый учитель должен быть заинтересован в том, чтобы ученик, оканчивающий школу, был уверен в себе и своих возможностях, не боялся проявлять самобытность мышления, верил в себя и свои силы, был способен к саморазрушению ради созидания, не терял способности находить выход в самых непредвиденных ситуациях.
Каждый учитель должен быть заинтересован в том, чтобы ученик, оканчивающий школу, был уверен в себе и своих возможностях, не боялся проявлять самобытность мышления, верил в себя и свои силы, был способен к саморазрушению ради созидания, не терял способности находить выход в самых непредвиденных ситуациях.
.