Тема: Предложение. Связь слов в предложениях.
Цель: Закрепить представление детей о предложениях, показать необходимость согласования слов в предложении. Упражнять в грамматически правильном построении предложений. Напомнить условное обозначение предложений. Закрепить представление детей о составе предложений из слов.
Ход: Вводная часть: - Ребята, посмотрите на нашу доску и прочитайте, что на ней написано. Девочка поливает цветы – это предложение. Так что же такое предложение? (Ответы детей). А скажите мне, одно слово может быть предложением? Приведите примеры. Итак, предложение – это одно или несколько слов, связанных между собой по смыслу.
Посмотрите на доску. Какое из двух предложенных мной высказываний предложение и почему?
-Мальчик читает книгу.
-Дымок, идёт, труба, из (Ответы детей).
Слова, которые не связаны по смыслу (то есть не дружат), не являются предложением. Но давайте попробуем подружить эти слова: Дымок, идёт, труба, из. (Ответы детей).
А теперь попробуем подружить, то есть составить предложение из следующих слов:
-Орехи, в, белка, прячет, дупло.
-Луг, на, коровы, вышли.
-Кошка, под, живёт, крыльцом.
М олодцы. Каждое предложение, даже ещё не зная букв, можно записать, обозначить его. Тогда легче определить, сколько сказано предложений. Изображают схему
Поясняю, что начало предложения показано чёрточкой, а конец точкой. Теперь проводятся упражнения: определить на слух количество предложений в тексте и зарисовать текст условными схемами в тетрадь.
«Дети пришли в школу. Они сидят в классе. Начался урок. Одного ученика вызвали к доске.»
Проверка задания. Проведение физминутки.
Показ сюжетной картинки: Девочка поливает цветы.
Вопросы: Какое первое слово в предложении? Какое второе слово? Какое третье слово? Сколько всего слов в предложении? Так значит из чего состоит предложение?
Предложение можно записать в виде схемы так, что можно узнать, сколько в нём слов.
Девочка поливает цветы.
Каждое слово в предложении обозначается чёрточкой. Первое слово я обозначила на просто полоской, полоской с чёрточкой впереди. Почему? Почему в конце я поставила точку? Дети придумывают предложения и строят условные схемы в тетрадях. Поясняют их.
А теперь мы поиграем в игру «Живые слова». Придумайте предложение из 3 слов (Заяц ест морковку).
Сейчас мы с вами будем живыми словами (Распределение слов). Дети встают в линию, а один ребёнок закрывает глаза. Слова путаются и ребёнок читает предложение (Морковь ест заяц).
Дети говорят, что предложение звучит не красиво. Игра продолжается несколько раз. И логопед делает вывод.
«Слова в предложении менять местами нельзя».
Заключительная часть: Вопросы: Что такое предложение? Как оно изображается? Что составляют предложения? Как изобразить предложение в виде схемы, чтобы узнать сколько в нём слов?
Анализ участия на занятии детей.