Суворова Оксана Владимировна, учитель математики МАОУ СОШ № 42
Формирование познавательного интереса учащихся к предмету
через изучение регионального компонента.
Большинство учителей отмечают, что интерес к изучению математики у учащихся падает. А ведь познавательный интерес выступает как сильное средство обучения. Успешность обучения существенно зависит от отношения учащихся к учебной деятельности.
Детей сейчас сложно удивить, еще сложнее вызвать у них интерес. Они живут в мире гаджетов, социальных сетей и имеют доступ к любой информации. Каждый раз приходится придумывать, чем увлечь детей, как создать настрой на продуктивную работу. Я думаю, в моей «копилке» за годы работы собрано немало педагогических идей по привлечению интереса учащихся к предмету.
Конечно, это и исследовательская деятельность (мои ученики являются постоянными участниками различных научно-практических конференций различного уровня); проведение нетрадиционных уроков; использование игровых технологий; создание проблемных ситуации на уроках; применение современных образовательных технологий; также все мои ученики активно работают в образовательной программе Учи.ру (российская онлайн - платформа, где учащиеся из всех регионов России изучают школьные предметы в интерактивной форме); использую на уроках цитаты и высказывания великих людей о математике и т.д.
Несколько лет назад я открыла для себя еще один способ привлечения интереса детей к предмету – использование краеведческого материала на уроках математики.
В данной статье я хочу с вами поделиться некоторыми наработками, связанными с данной тематикой. Во-первых, на предметной неделе, которая в нашей школе проводится ежегодно, учащимся даётся задание - сочинить, придумать самим задачу, связанную с тем местом, где они живут, с малой родиной, Бурятией. Очень советую попробовать. Вы сами узнаете много нового и интересного про нашу Республику, Улан-Удэ и их достопримечательностях. Во-вторых - исследовательская работа. Бывает трудно выбрать тему, по которой надо проводить исследования, а главное, чтобы она была интересной, понятной, доступной и приносила пользу. И здесь тоже может прийти на помощь краеведческий материал. Учащимся наиболее интересны темы для научно-практических конференций, связанные с родным краем, со знакомыми местами. Например, «Улан-Удэ в задачах», «Бурятия в числах», «История родного края в задачах», «Математические задачи с экологическим содержанием» и т.д. Также дети с удовольствием принимают участие в ежегодной олимпиаде, проводимой Институтом математики и информатики БГУ «Сагаалган математика». Все формулировки задач в такой олимпиаде построены на краеведческом материале. И, конечно же, применение регионального компонента на уроках.
Практика показала, что дети с интересом воспринимают задачи, связанные с тем местом, где они живут. Вычислить площадь и периметр не абстрактного поля, а, например, площади Советов в нашем родном городе. Картинка представляется ярче и поэтому запоминается лучше. На урок я беру с собой досточку - образец, с помощью которых класс должен замостить пл.Советов.
Также, если это возможно, то я перефразирую условия задач или придумаю свои с данными, связанными с тем местом, которое знают дети. В таких случаях использование краеведческого материала на уроках математики развивает не только интеллектуальные и творческие способности учащихся с учетом их интересов и склонностей, но и способствует формированию нравственных качеств, расширению кругозора учеников, связывает предмет с действительностью; прививается любовь к Родине, дети лучше узнают свой край. Происходит воспитательный процесс.
Конечно, подготовка к таким урокам занимает больше времени, но с внедрением интернета в нашу жизнь это стало проще осуществлять. Приведу несколько примеров таких задач и краткий план-конспект урока, связанного с Байкалом:
Город основан в 1666 году, а в 1678 был известен как Удинский острог. Через сколько лет город был известен как Удинский острог?
Площадь Этнографического музея - 3,7 квадратных км. Сколько га составляет 0,1 музея?
Масса головы Ленина 42 тонны, а масса танка Т - 34 на проспекте Победы в 1,68 раза меньше . Каков их общий вес?
Вес 4 железобетонных блоков 4200 кг. Это 0,1 веса головы Ленина. Во сколько раз 0,5 веса головы Ленина тяжелее 1 железобетонного блока?
Если воду Байкала разделить поровну между всеми россиянами, то на каждого жителя нашей страны придётся порядка 160000 кубометров воды, а это 320 млн. полулитровых кружек. Взрослый человек в среднем выпивает 5 кружек в день. Сколько примерно лет человек мог бы пить исключительно воду из “своей доли” Байкала?
Объем воды в Байкале приблизительно равен 23 615 км3 . Население города Улан-Удэ составляет 404 357 человека. Сколько % воды Байкала приходится на 1 жителя города? ответ округлить до десятых.
Площадь Байкала равняется 3172200 га. Площадь острова Ольхона составляет примерно 2,3% от общей площади Байкала. Найдите площадь острова Ольхон, выразите свой ответ в км2 .
Байкальская нерпа – эндемик озера Байкал. В 1970-ых годах её популяция составляла 80 000, а на сегодняшний день популяция составляет примерно 400 000. На сколько процентов возросла популяция нерпы? А также узнайте средний вес одной нерпы, решив уравнение: х2 - 100х + 2500 = 0
Далеко не все знают, что в Байкале найдено более 2635 видов животных и растений. Видов! При этом 70% из них нигде в мире больше не встречаются. Сколько эндемиков в Байкале? Ответ округлите до целых.
План – конспект урока по математике в 8 классе по теме «Уравнения»
Урок – путешествие
Тема: «Решение уравнений»
(урок – обобщение)
Цели: систематизировать полученные учащимися знания; воспитывать умение работать в группе, любовь к родному краю
Оборудование: презентация, музыкальное сопровождение урока, конверты с заданиями и листами для внесения ответов, ответы и бланк для занесения баллов для жюри
Подготовка кабинета к уроку:
Расставить парты для возможности работать в 4-ёх группах (класс делится заранее, выбирается жюри)
Подготовить аппаратуру для показа презентации во время урока и музыкального сопровождения
Разложить командам конверты с заданиями и листами для внесения ответов.
План:
Организация – 2 мин
Привал 1. Бухта Песчаная (квадратные уравнения) - 4 мин
Привал 2. Остров Ольхон (рациональные уравнения)- 12 мин
Привал 3. Баргузинский залив (разложение на множители) - 13 мин
Привал 4. Полуостров Святой нос (иррациональные уравнения) - 6 мин
Домашнее задание – 3 мин
Звучит песня про Байкал. Учащиеся проходят в класс и рассаживаются за парты по командам.
Учитель: Мы с вами живём в удивительном месте – рядом с уникальным озером Байкал. Сегодня мы совершим виртуальное путешествие по 4-ём знаменитым местам Байкала:
Бухта Песчаная
Остров Ольхон
Баргузинский залив
Полуостров Святой нос
Вы разбились на 4-ре туристические группы. Выберите себе капитана-проводника.
Во время нашего путешествия зря время терять не будем, а повторим, закрепим тему «Уравнения», тем более, что на свежем воздухе хорошо думается.
мы с вами прошли уравнения:
линейные
Квадратные уравнения
Рациональные уравнения
Иррациональные уравнения
Ваша цель – заработать как можно больше баллов, то есть стать лучшей командой года.
Тетради у нас превращаются в дневники наблюдений.
Делаем запись в тетрадях:
13.04.19 Классная работа.
Привал 1. Бухта Песчаная
Бухта Песчаная – одно из самых известных и живописных мест на озере Байкал, не оставляет никого равнодушным.
Бухта Песчаная - единственное место на побережье Байкала, где ходульные деревья достигли такого большого обнажения корней.
Запишем в тетради римскую цифру
I – первое испытание «Квадратные уравнения»
На счёт три:
Открываем пакет с № 1.
Выполняем задания всей группой на 1-ом листе.
За каждое правильно выполненное задание – 3 балла. (мах-24).
Время – 5 минут.
Задания:
Х2 – 5х + 6 = 0
Х2 – 2х - 15 = 0
Х2 + 6х + 8 = 0
Х2 – 3х - 18 = 0
Х2 + 42х + 441 = 0
Х2 + 8х + 7 = 0
2Х2 + 3х + 1 = 0
3Х2 – 3х + 4 = 0
Ответы (для жюри):
2; 3 2. -3; 5 3. -4; -2 4. -3; 6 5. -21 6. -7; -1 7. -1; -
8. Нет корней
Привал 2. Остров Ольхон
О
льхо́н — крупнейший и единственный обитаемый остров озера Байкал. Длина — 71 км, ширина — до 12 км, площадь — 730 км² (мыс скала шаманка)
II - второе испытание «Рациональное уравнение»
На счёт три:
Открываем пакет с № 2.
За верно найденные корни 6 баллов.
Время – 3 минуты
Задание:
=
Ответ (для жюри): -2
Привал 3. Баргузинский залив
Б
аргузинский залив - самый крупный и глубокий в озере Байкал; составляет 725 км² , он вдается в материк почти на 30 километров.
III - третье испытание «Разложить на множители»
Рядом с выражением поставить + или -.
На счет три:
Открываем пакет с № 3.
За каждый верный - 3 балла.
Время – 5 минуты
Х2 – 11х + 24 = (х – 3)(х – 8)
Х2 – 2х – 15 = (х – 4)(х + 2)
Х2 + 7х + 12 = (х + 1)(х + 3)
Х2 + 3х – 10= (х + 5)(х – 2)
Ответы (для жюри):
+ 2. - 3. - 4. +
Привал 4. Полуостров Святой нос
Б
урятское название полуострова Святой нос означает «морда (нос) осетра». Полуостров Святой Нос — самый большой на Байкале, — в древности был шаманской святыней.
IV - четвертое испытание «Иррациональные уравнения»
Задания:
3 б | 4 б | 6 б | 7 б | 8 б | 10 б |
= 9 | = 2 | =2 | = | = | Х - 5 + 6 = 0 |
Ответы (для жюри):
задания | 3 балла. | 4 балла. | 6 баллов | 7 баллов | 8 баллов | 10 баллов |
ответы | 86 | 3 и -3 | -1 и -2 | 3 | Нет корней | 4 и 9 |
Жюри подводит итоги. Награждение команд. Рефлексия.