СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование познавательного интереса учащихся к предмету через изучение регионального компонента.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование познавательного интереса учащихся к предмету через изучение регионального компонента.»

Суворова Оксана Владимировна, учитель математики МАОУ СОШ № 42

Формирование познавательного интереса учащихся к предмету

через изучение регионального компонента.


Большинство учителей отмечают, что интерес к изучению математики у учащихся падает. А ведь познавательный интерес выступает как сильное средство обучения. Успешность обучения существенно зависит от отношения учащихся к учебной деятельности.

Детей сейчас сложно удивить, еще сложнее вызвать у них интерес. Они живут в мире гаджетов, социальных сетей и имеют доступ к любой информации. Каждый раз приходится придумывать, чем увлечь детей, как создать настрой на продуктивную работу. Я думаю, в моей «копилке» за годы работы собрано немало педагогических идей по привлечению интереса учащихся к предмету.

Конечно, это и исследовательская деятельность (мои ученики являются постоянными участниками различных научно-практических конференций различного уровня); проведение нетрадиционных уроков; использование игровых технологий; создание проблемных ситуации на уроках; применение современных образовательных технологий; также все мои ученики активно работают в образовательной программе Учи.ру (российская онлайн - платформа, где учащиеся из всех регионов России изучают школьные предметы в интерактивной форме); использую на уроках цитаты и высказывания великих людей о математике и т.д.

Несколько лет назад я открыла для себя еще один способ привлечения интереса детей к предмету – использование краеведческого материала на уроках математики.

В данной статье я хочу с вами поделиться некоторыми наработками, связанными с данной тематикой. Во-первых, на предметной неделе, которая в нашей школе проводится ежегодно, учащимся даётся задание - сочинить, придумать самим задачу, связанную с тем местом, где они живут, с малой родиной, Бурятией. Очень советую попробовать. Вы сами узнаете много нового и интересного про нашу Республику, Улан-Удэ и их достопримечательностях. Во-вторых - исследовательская работа. Бывает трудно выбрать тему, по которой надо проводить исследования, а главное, чтобы она была интересной, понятной, доступной и приносила пользу. И здесь тоже может прийти на помощь краеведческий материал. Учащимся наиболее интересны темы для научно-практических конференций, связанные с родным краем, со знакомыми местами. Например, «Улан-Удэ в задачах», «Бурятия в числах», «История родного края в задачах», «Математические задачи с экологическим содержанием» и т.д. Также дети с удовольствием принимают участие в ежегодной олимпиаде, проводимой Институтом математики и информатики БГУ «Сагаалган математика». Все формулировки задач в такой олимпиаде построены на краеведческом материале. И, конечно же, применение регионального компонента на уроках.

Практика показала, что дети с интересом воспринимают задачи, связанные с тем местом, где они живут. Вычислить площадь и периметр не абстрактного поля, а, например, площади Советов в нашем родном городе. Картинка представляется ярче и поэтому запоминается лучше. На урок я беру с собой досточку - образец, с помощью которых класс должен замостить пл.Советов.

Также, если это возможно, то я перефразирую условия задач или придумаю свои с данными, связанными с тем местом, которое знают дети. В таких случаях использование краеведческого материала на уроках математики развивает не только интеллектуальные и творческие способности учащихся с учетом их интересов и склонностей, но и способствует формированию нравственных качеств, расширению кругозора учеников, связывает предмет с действительностью; прививается любовь к Родине, дети лучше узнают свой край. Происходит воспитательный процесс.

Конечно, подготовка к таким урокам занимает больше времени, но с внедрением интернета в нашу жизнь это стало проще осуществлять. Приведу несколько примеров таких задач и краткий план-конспект урока, связанного с Байкалом:

  1. Город основан в 1666 году, а в 1678 был известен как Удинский острог. Через сколько лет город был известен как Удинский острог?

  2. Площадь Этнографического музея - 3,7 квадратных км. Сколько га составляет 0,1 музея?

  3. Масса головы Ленина 42 тонны, а масса танка Т - 34 на проспекте Победы в 1,68 раза меньше . Каков их общий вес?

  4. Вес 4 железобетонных блоков 4200 кг. Это 0,1 веса головы Ленина. Во сколько раз 0,5 веса головы Ленина тяжелее 1 железобетонного блока?

  5. Если воду Байкала разделить поровну между всеми россиянами, то на каждого жителя нашей страны придётся порядка 160000 кубометров воды, а это 320 млн. полулитровых кружек. Взрослый человек в среднем выпивает 5 кружек в день. Сколько примерно лет человек мог бы пить исключительно воду из “своей доли” Байкала?

  6. Объем воды в Байкале приблизительно равен 23 615 км3 . Население города Улан-Удэ составляет 404 357 человека. Сколько % воды Байкала приходится на 1 жителя города? ответ округлить до десятых.

  7. Площадь Байкала равняется 3172200 га. Площадь острова Ольхона составляет примерно 2,3% от общей площади Байкала. Найдите площадь острова Ольхон, выразите свой ответ в км2 .

  8. Байкальская нерпа – эндемик озера Байкал. В 1970-ых годах её популяция составляла 80 000, а на сегодняшний день популяция составляет примерно 400 000. На сколько процентов возросла популяция нерпы? А также узнайте средний вес одной нерпы, решив уравнение: х2 - 100х + 2500 = 0

  9. Далеко не все знают, что в Байкале найдено более 2635 видов животных и растений. Видов! При этом 70% из них нигде в мире больше не встречаются. Сколько эндемиков в Байкале? Ответ округлите до целых.



План – конспект урока по математике в 8 классе по теме «Уравнения»

Урок – путешествие

Тема: «Решение уравнений»

(урок – обобщение)

Цели: систематизировать полученные учащимися знания; воспитывать умение работать в группе, любовь к родному краю

Оборудование: презентация, музыкальное сопровождение урока, конверты с заданиями и листами для внесения ответов, ответы и бланк для занесения баллов для жюри

Подготовка кабинета к уроку:

  1. Расставить парты для возможности работать в 4-ёх группах (класс делится заранее, выбирается жюри)

  2. Подготовить аппаратуру для показа презентации во время урока и музыкального сопровождения

  3. Разложить командам конверты с заданиями и листами для внесения ответов.

План:

  1. Организация – 2 мин

  2. Привал 1. Бухта Песчаная (квадратные уравнения) - 4 мин

  3. Привал 2. Остров Ольхон (рациональные уравнения)- 12 мин

  4. Привал 3. Баргузинский залив (разложение на множители) - 13 мин

  5. Привал 4. Полуостров Святой нос (иррациональные уравнения) - 6 мин

  6. Домашнее задание – 3 мин

Звучит песня про Байкал. Учащиеся проходят в класс и рассаживаются за парты по командам.

Учитель: Мы с вами живём в удивительном месте – рядом с уникальным озером Байкал. Сегодня мы совершим виртуальное путешествие по 4-ём знаменитым местам Байкала:

  1. Бухта Песчаная

  2. Остров Ольхон

  3. Баргузинский залив

  4. Полуостров Святой нос

Вы разбились на 4-ре туристические группы. Выберите себе капитана-проводника.

Во время нашего путешествия зря время терять не будем, а повторим, закрепим тему «Уравнения», тем более, что на свежем воздухе хорошо думается.

мы с вами прошли уравнения:

  1. линейные

  2. Квадратные уравнения

  3. Рациональные уравнения

  4. Иррациональные уравнения

Ваша цель – заработать как можно больше баллов, то есть стать лучшей командой года.

Тетради у нас превращаются в дневники наблюдений.

Делаем запись в тетрадях:

13.04.19 Классная работа.

Привал 1. Бухта Песчаная


Бухта Песчаная – одно из самых известных и живописных мест на озере Байкал, не оставляет никого равнодушным.
Бухта Песчаная - единственное место на побережье Байкала, где ходульные деревья достигли такого большого обнажения корней.


Запишем в тетради римскую цифру

I – первое испытание «Квадратные уравнения»

На счёт три:

  1. Открываем пакет с № 1.

  2. Выполняем задания всей группой на 1-ом листе.

  3. За каждое правильно выполненное задание – 3 балла. (мах-24).

  4. Время – 5 минут.

Задания:

  1. Х2 – 5х + 6 = 0

  2. Х2 – 2х - 15 = 0

  3. Х2 + 6х + 8 = 0

  4. Х2 – 3х - 18 = 0

  5. Х2 + 42х + 441 = 0

  6. Х2 + 8х + 7 = 0

  7. 2 + 3х + 1 = 0

  8. 2 – 3х + 4 = 0

Ответы (для жюри):

  1. 2; 3 2. -3; 5 3. -4; -2 4. -3; 6 5. -21 6. -7; -1 7. -1; - 8. Нет корней


Привал 2. Остров Ольхон

О льхо́н — крупнейший и единственный обитаемый остров озера Байкал. Длина — 71 км, ширина — до 12 км, площадь — 730 км² (мыс скала шаманка)

II - второе испытание «Рациональное уравнение»

На счёт три:

Открываем пакет с № 2.

За верно найденные корни 6 баллов.

Время – 3 минуты

Задание:

=


Ответ (для жюри): -2

Привал 3. Баргузинский залив


Б аргузинский залив - самый крупный и глубокий в озере Байкал; составляет 725 км² , он вдается в материк почти на 30 километров. 

III - третье испытание «Разложить на множители»

Рядом с выражением поставить + или -.

На счет три:

Открываем пакет с № 3.

За каждый верный - 3 балла.

Время – 5 минуты


  1. Х2 – 11х + 24 = (х – 3)(х – 8)

  2. Х2 – 2х – 15 = (х – 4)(х + 2)

  3. Х2 + 7х + 12 = (х + 1)(х + 3)

  4. Х2 + 3х – 10= (х + 5)(х – 2)

Ответы (для жюри):

  1. + 2. - 3. - 4. +


Привал 4. Полуостров Святой нос

Б урятское название полуострова Святой нос  означает «морда (нос) осетра». Полуостров Святой Нос — самый большой на Байкале, — в древности был шаманской святыней. 



IV - четвертое испытание «Иррациональные уравнения»


Задания:

3 б

4 б

6 б

7 б

8 б

10 б

= 9


= 2


=2


=


=


Х - 5 + 6 = 0



Ответы (для жюри):

задания

3 балла.

4 балла.

6 баллов

7 баллов

8 баллов

10 баллов

ответы

86

3 и -3

-1 и -2

3

Нет корней

4 и 9


Жюри подводит итоги. Награждение команд. Рефлексия.