СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ 6-х КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ ИЗДЕЛИЯ ИЗ ДРЕВЕСИНЫ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Структурная и содержательная многогранность и многоаспектность  образовательной области «Технология» предполагает не только овладение основами научных технологических знаний, но и приобретение умений и навыков технологической деятельности, неразрывно связанных с самобытной национальной культурой, художественным творчеством и декоративно-прикладным искусством. Именно поэтому в программу обучения технологиям обработки различных материалов включены разделы Художественная обработка материалов» и «Художественно-декоративное творчество», изучение которых призвано в процессе обучения технологиям, в том числе и технологиям обработки древесины, способствовать приобщению учащихся к миру прекрасного и их эстетическому развитию через знакомство с декоративно-прикладным искусством.

Просмотр содержимого документа
«ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ 6-х КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ ИЗДЕЛИЯ ИЗ ДРЕВЕСИНЫ»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8 с

углубленным изучением технологического профиля»

МО «Мирнинский район» РС (Я)

















ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ 6-х КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ ИЗДЕЛИЯ ИЗ ДРЕВЕСИНЫ







Подготовил учитель технологии

МАОУ СОШ № 8

Черноусов В.В.











2016 год

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………..

1. Рекомендации по изучению раздела «Резьба по дереву» в 6-м классе……………

2.После окончания курса обучения, предусмотренного программой, учащиеся должны знать:……………………………………

3. Содержание занятий первого года обучения………………………………………

4. Исследование уровня сформированности познавательного интереса учащихся 6-х классов ……………………………………...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…….




3

5

6



8

10



11































ВВЕДЕНИЕ

Структурная и содержательная многогранность и многоаспектность образовательной области «Технология» предполагает не только овладение основами научных технологических знаний, но и приобретение умений и навыков технологической деятельности, неразрывно связанных с самобытной национальной культурой, художественным творчеством и декоративно-прикладным искусством. Именно поэтому в программу обучения технологиям обработки различных материалов включены разделы Художественная обработка материалов» и «Художественно-декоративное творчество», изучение которых призвано в процессе обучения технологиям, в том числе и технологиям обработки древесины, способствовать приобщению учащихся к миру прекрасного и их эстетическому развитию через знакомство с декоративно-прикладным искусством. Технология обработки древесины является одним из видов технологий, где исторически наиболее ярко проявляется взаимодействие и взаимопроникновение технологической деятельности и декоративно-прикладного искусства, что предопределяет необходимость и потенциальную возможность активного использования средств декоративно-прикладного искусства в обучении технологии деревообработки в школе.

Общеизвестно, что одной из задач, стоящих перед основной школой и перед каждым изучаемым учебным предметом, в том числе и перед образовательной областью «Технология», является формирование познавательного интереса к учебе, его развитие, укрепление и преобразование в увлеченность. При этом, не смотря на системный характер процесса технологизации и социальную значимость технологического образования, в школьном образовании отмечается очевидная тенденция снижения интереса к обучению образовательной области «Технология». Этот парадокс объясняется как влиянием объективно присутствующих факторов (содержательной не завершенностью перехода от трудового обучения к технологическому образованию, недооценкой администрацией, учителями и родителями роли образовательной области «Технология» в формировании подрастающего поколения, ухудшением материально-технической базы школ), а также субъективными факторами, характерными для технологической деятельности - однообразность операций, их повторяемость, кропотливость. При этом, именно эти особенности выполнения технологических операций развивают мелкую моторику, что способствует развитию мышления учащихся, формируют внимание, аккуратность, организованность. Очевидна необходимость поиска путей, нестандартных подходов к обучению технологии обработки древесины, способствующих инициации, активизации, формированию познавательного интереса.

Объект исследованияформирование познавательного интереса учащихся средствами художественной обработки изделия.

Предмет исследованияформирование познавательного интереса учащихся шестых классов средствами художественной обработки изделия из древесины.

Цель: выявить особенности формирования познавательного интереса учащихся шестых классов средствами художественной обработки изделия из древесины.

Задачи исследования:

  1. На основе анализа литературных источников определить возможности формирование познавательных интересов учащихся на занятиях по деревообработке в шестых классах;

  2. Разработать методические рекомендации проведения уроков по декоративно-художественной обработке древесины;

  3. Изготовить изделие с применением декоративно-художественной обработки изделия резанием.

  4. Исследовать уровень сформированности познавательного интереса учащихся шестых классов.

Методы исследования:

Анализ научной литературы, нормативных документов, наблюдение за деятельностью учащихся, обобщение педагогического опыта.

Научная новизна исследованиязаключается в разработке методических рекомендаций по формированию познавательного интереса учащихся шестого класса средствами художественной обработки древесины резанием.

Практическая значимость исследования. Разработанные рекомендации по проведению уроков по декоративно-художественной обработке древесины позволяют развивать у учащихся шестого класса познавательный интерес в процессе выполнения изделий.







Рекомендации по изучению раздела «Резьба по дереву» в 6-м классе

Резьба по дереву - древний вид народного декоративного искусства. В нашей стране, дерево всегда было одним из самых любимых материалов. Понимание его пластических свойств, красоты текстуры развивалось в творческом опыте многих поколений народных мастеров. Искусством плотницкого ремесла издавна славились русский Север, Поволжье, Вологодская, Ярославская, Новгородская и другие области. В неразрывной связи с деревянным зодчеством развивалось искусство деревянной утвари и игрушки. Высокий уровень исполнительского мастерства, образная выразительность резных деревянных изделий всегда соединялись с их утилитарным назначением. Во многом это определяло и способы художественной обработки, и характер орнаментального декора, сохраняющий единство, как в монументальных произведениях, так и в оформлении домашней утвари, деревянной посуды и детской игрушки.

Каждому центру народной резьбы по дереву присущи свои ярко выраженные художественно-стилистические черты, основанные на особенностях культурного развития, географических и природных условий, экономики края.

Цель программы: обучить практическим навыкам резьбы по дереву, умению создавать собственные творческие композиции в традициях художественного промысла.

Задачи программы:

1. Обучающие:

  1. обучить практическим навыкам резьбы по дереву, техническим приемам геометрической резьбы, умению создавать собственные композиции в традициях художественного промысла;

  2. обучить владению инструментом для резьбы по дереву;

  3. сформировать представление о народных художественных промыслах, расположенных на территории России;

  4. научить правилам безопасности при обработке художественных изделий.









2. Развивающие:

  1. развить навыки самостоятельного составления несложных композиций резьбы по дереву на основе традиций народного искусства;

  2. развить художественный вкус, общую культуру личности;

  3. развить умение давать оценку своей работе.

3. Воспитывающие:

  1. приобщить детей к истокам русской народной культуры;

  2. воспитать высокую коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению;

  3. привить любовь к традиционному художественному ремеслу.

Программа предусматривает последовательное усложнение заданий, которые предстоит выполнить учащимся, развитие у них с первых занятий не только навыков технического ремесла, но и творческого начала.

Она построена таким образом, что учащиеся знакомятся со всеми основными традиционными видами художественной резьбы по дереву, получают знания по технологии изготовления резных изделий из дерева и их отделке, сведения об инструментах для выполнения художественной резьбы, знакомятся с правилами безопасности при работе с режущими инструментами и т.д.

Важным этапом на пути создания учащимися самостоятельных композиций является копирование образцов народной резьбы по дереву в местных художественных и краеведческих музеях. Копирование позволяет понять и усвоить не только разные виды и технику, но и типовые композиции резьбы по дереву. Зарисовки, созданные во время копирования произведений народных умельцев, должны рассматриваться как ценный методический фонд, на основе которого учениками разрабатываются собственные творческие композиции.

После окончания курса обучения, предусмотренного программой, учащиеся должны знать:

  1. о народных художественных промыслах, расположенных на территории России;

  2. об истории возникновения и развития местного промысла художественной резьбы по дереву;

  3. о коллекции произведений народного декоративно-прикладного искусства и, в частности, об образцах художественной резьбы по дереву

  4. о характерных особенностях местной художественной резьбы по дереву;

  5. о полном процессе изготовления резных художественных изделий на предприятии народных художественных промыслов;

  6. правила безопасности при обработке художественных изделий;

Учащиеся должны уметь:

  1. делать зарисовки с образцов народного декоративно-прикладного искусства;

  2. разрабатывать самостоятельно несложные композиции резьбы по дереву на основе традиций народного искусства;

  3. владеть инструментом для резьбы по дереву;

  4. владеть техническими приемами геометрической резьбы;

  5. выполнять все стадии резьбы по дереву, включая операции отделки готовых изделий.

Преподаватель должен использовать программу творчески, исходя из конкретных условий работы и уровня подготовки учащихся.

Таблица 1

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Всего

Теоретич.

Практич.


Введение

2

2


Раздел 1. Знакомство с художественно-техническими приемами геометрической резьбы

1.1.

Древесина и ее свойства. Измерительный инструмент резчика по дереву. Инструменты для резьбы, подготовка инструментов к работе. Техника безопасности.

2

2


1.2.

Основные виды геометрической резьбы, приемы их выполнения. Простейшие композиции.

16

2

14

1.3.

Резной геометрический орнамент. Создание несложных изделий в технике трехгранно-выемчатой резьбы

24


24

1.4.

Резьба несложного изделия в технике контурной или скобчатой резьбы (форма готовая).

24


24


Итого за 1 год обучения

68

6

64



Содержание занятий первого года обучения

Введение. Народное декоративное искусство. Резьба по дереву в России. Особенности народного искусства. Творчество народных мастеров-резчиков по дереву русского Севера, Поволжья, Богородска, Хотькова. Производственный цикл. Технологический процесс изготовления художественных изделий из дерева. Оборудование и инструменты рабочего места резчика, токаря. Техника безопасности при работе с режущими инструментами.

Раздел 1. Знакомство с художественно-техническими приемами геометрической резьбы.

Тема 1.1. Древесина и ее свойства. Измерительные инструменты резчика по дереву. Инструменты для резьбы. Подготовка к работе. Техника безопасности.

Природная текстура древесины. Расположение и характер рисунка волокон древесины при резьбе по дереву. Свойства хвойных и лиственных пород древесины по твердости. Влажность и сушка древесины. Рабочее место резчика по дереву и его оборудование.

Подготовка рабочего места резчика по дереву в зависимости от характера выполняемых резных работ.

Назначение измерительных инструментов. Краткая характеристика каждого из них.

Инструменты для резьбы по дереву. Выбор инструмента для различных видов резьбы. Хранение инструментов. Подготовка инструментов для резьбы по дереву.

Освоение учащимися навыков заточки и правки инструментов. Техника безопасности при заточке и правке инструментов для резьбы.

Тема 1.2. Основные виды геометрической резьбы, приемы их выполнения, простейшие композиции.

Художественно-технические приемы геометрической резьбы по дереву. Художественные изделия из дерева, украшенные геометрической резьбой. Образцы народного искусства, современные изделия художественного промысла.

Приемы резьбы параллельных линий вдоль и поперек волокон Начальные приемы геометрической контурной и скобочной резьбы. Приемы резьбы «шашечек», «сетки». Создание вариантов композиций освоенных приемов резьбы на дощечках.

Техника безопасности при работе с режущими инструментами.

Трехгранно-выемчатая резьба.

Техническая и художественная стороны трехгранновыемчатой резьбы. Приемы резьбы равнобедренных треугольников. Узор «трехстороннее сияние со срезкой», узор «розетка с сиянием». Приемы резьбы узора трехгранно-выемчатое «четырехстороннее сияние». Выполнение узоров: «куличок», «змейка», «витейка», «бусы», «елочка», «сколышек», «чешуйка», «шишки», «лесенки», «кубики», «решетка».

Создание на дощечках из липы или осины вариантов узоров, образуемых благодаря техническим приемам трехгранновыемчатой резьбы.

Техника безопасности при работе с режущими инструментами.

Тема 1.3. Резной геометрический орнамент. Создание несложных изделий в технике трехгранно-выемчатой резьбы.

Копирование типовых несложных композиций. Понятие о композиции (ритм, симметрия, выявление центра, равновесие и т.д.) в резьбе на прялках, на наличниках окондомов, в украшении бытовой утвари.

Создание эскизов геометрических узоров для оформления разделочной доски, крышки коробочки, пенала. Перевод узоров геометрического орнамента на поверхность изделий из дерева.

Выполнение резьбы несложного изделия.

Основные виды отделки художественных изделий с резьбой. Отделка готового изделия.

Тема 1.4. Резьба несложного изделия в технике контурной или скобчатой резьбы (форма готовая).

Современные изделия народных художественных промыслов, украшенные контурной и скобчатой резьбой. Копирование образцов народной резьбы по дереву. Сбор материала для собственной композиции.

Обсуждение с учащимися зарисовок, отбор рисунков для разработки с собственных композиций.

Разработка эскизов композиций в технике скобчатой и контурной резьбы для оформления несложных изделий.

Инструменты для скобчатой и контурной резьбы. Подготовка инструментов к работе.

Выполнение созданных композиций в материале и отделка изделий.

Таким образом, разработанные рекомендации по изучению «Резьба по дереву» в шестых классах способствует развитию творческого потенциала учащихся и их познавательного интереса.

Исследование уровня сформированности познавательного интереса учащихся 6-х классов

Для исследования внимания учащихся использовалась методика «Объем внимания».

В исследовании принимало участие 12 учащихся 6-го класса МАОУ СОШ №.8 г. Мирного. Показатели результатов исследования представлены на рис.2.

Рис.2. Показатель «объем внимания»

Из рис.2. видно, что наблюдается высокий процент учащихся с высоким и средним уровнем объема внимания.

Таким образом, можно говорить о росте познавательного интереса учащихся шестого класса.

Выводы:

1. Разработанные рекомендации по изучению «Резьба по дереву» в шестых классах способствует развитию творческого потенциала учащихся и их познавательного интереса.

2. Изучение в шестых классах декоративно-художественной обработки по разработанной последовательности изучения материала способствует развитию у учащихся навыков художественной резьбы.

3. Заинтересованность учащихся шестого класса в изготовлении шкатулки с применением резьбы показало уровень сформированности у них познавательного интереса и творческой активности.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Обучение школьников художественной обработке древесины обладает значительными образовательными и воспитательными возможностями: развивает познавательный интерес, способствует творческому развитию личности, более успешной самореализации, социализации в среде сверстников, профессиональному самоопределению. Для того чтобы обучение школьников обработке древесины было эффективным, необходима специальная подготовка будущего учителя технологии и предпринимательства к такой деятельности. Причем указанная подготовка должна носить интегративный характер и включать не только формирование общепедагогических и методических умений, но и высокий уровень овладения технологией обработки древесины, эстетическое развитие будущих специалистов.

В ходе дипломного исследования были решены все поставленные задачи.

На основе анализа литературных источников выявлены особенности формирования познавательных интересов учащихся в процессе художественной обработки изделия из древесины.

Выявлена возможность развития творческой активности учащихся средствами художественной обработки изделия.

Показана возможность формирование познавательных интересов учащихся на занятиях по деревообработке в шестых классах.

Разработаны методические рекомендации проведения уроков по декоративно-художественной обработке древесины.

Изготовлено изделие с применением декоративно-художественной обработки изделия резанием.





БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК



  1. Абросимова, А., Каплан, Н., Митлянская, Т. Художественная резьба по дереву, кости, рогу / А.Абросимова. - М. : Высшая школа, 2004. – 284 с.

  2. Барадулин, В.А. Основы художественного ремесла / В.А. Барадулин. - М. : Просвещение, 1999. – 197 с.

  3. Борисов, И.Б. Обработка дерева / И.Б. Борисов. - М. : Феникс, 2007. – 338 с.

  4. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Гамезо. - М. : Просвещение, 2004. – 318 с.



8