Формирование познавательных интересов и познавательных действий
у детей дошкольного возраста
на примере реализации авторской парциальной образовательной программы «От звука к букве»
Е.В. Колесниковой
Познавательно-исследовательская деятельность как сквозной механизм развития ребенка (ФГОС ДО)
Программа реализуется в познавательно-исследовательской деятельности как сквозном механизме развития ребенка.
Эта деятельность не должна быть стихийной, она носит предсказуемый, спланированный, системный характер.
Этому отвечает Программа «От звука к букве» и ее организационно-методическое сопровождение.
Познавательно-исследовательская деятельность как сквозной механизм развития ребенка (ФГОС ДО)
В познавательно-исследовательской деятельности формируются познавательные интересы, познавательные действия и познавательные способности.
Познавательный интерес направлен на открытие еще неизвестного. В центре внимания не готовые знания, информация, и не сама деятельность по подражанию или образцу, а познавательная задача, ситуация, которую следует решить. Дети самостоятельно ищут способ решения.
Установление связей и отношений между звуками и буквами
Компоненты познавательного интереса (исследования Г.И. Щукиной)
1. Эмоциональный компонент – положительное отношение к деятельности, процессу принятия решения.
Эмоциональный компонент – положительное отношение к деятельности, процессу принятия решения.
Компоненты познавательного интереса (исследования Г.И. Щукиной)
2. Интеллектуальный компонент связан с развитием анализа и синтеза, обобщения, классификации, пониманием причинно-следственных связей.
Установление связей и отношений между слогами
Компоненты познавательного интереса (исследования Г.И. Щукиной)
3. Регулятивный компонент – принятие решений, отношение к результатам деятельности, самооценка и самоконтроль.
Компоненты познавательного интереса (исследования Г.И. Щукиной)
4. Творческий компонент – самостоятельный перенос ранее усвоенных способов деятельности в новую ситуацию.
Познавательные действия тесно связаны
с познавательными интересами.
Они являются основой для формирования познавательных способностей:
1. Ориентировка зрительного внимания на звуковое свойство предмета
Познавательные действия тесно связаны
с познавательными интересами.
2. Обобщение и классификация
Познавательные действия тесно связаны
с познавательными интересами.
3. Установление звуко-буквенных соответствий
Познавательные действия тесно связаны
с познавательными интересами.
4. Выявление и установление закономерностей
Познавательные действия тесно связаны
с познавательными интересами.
Методы моделирования и экспериментирования рассматриваются как способы формирования познавательных действий.
Моделирование – преобразование объекта в модель,
где выделены существенные характеристики объекта.
Познавательные действия тесно связаны
с познавательными интересами.
Методы моделирования и экспериментирования рассматриваются как способы формирования познавательных действий.
Задача эксперимента – получение новых сведений о том или ином предмете. При этом у детей должна быть ярко выражена установка
на получение чего-то нового, неожиданного.
Авторская программа
«ОТ ЗВУКА К БУКВЕ».
Организационно-методическое сопровождение Программы - это инструмент организации познавательной деятельности детей 2 – 7 лет
1-я МЛАДШАЯ ГРУППА РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ.
Соответствует
Соответствует
ФГОС ДО
ФГОС ДО
Соответствует
ФГОС ДО
2-я МЛАДШАЯ ГРУППА РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬУТРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ.
«Приучить дитяти к отчетливому произношению звуков»
К.Д. Ушинский
СРЕДНЯЯ ГРУППА
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ
«Приучить внимание дитяти останавливаться на словах и звуках их составляющих»
К.Д. Ушинский
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
предполагает переориентировку детей
со смысловой стороны речи на звуковую (речь становится предметом специального изучения).
Демонстрационный материал для детей 4-5 лет
и учебно-методическое пособие для взрослого
ДЕТИ ЗНАКОМЯТСЯ С ПРОСТЕЙШИМ МОДЕЛИРОВАНИЕМ
(СО СЛОГОВОЙ МОДЕЛЬЮ СЛОВА)
Установление связей между предметом, словом, схемой.
СТАРШАЯ ГРУППА
РАЗВИТИЕ ЗВУКО-БУКВЕННОГО АНАЛИЗА У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
«Приучить глаз, и руку, и слух, и язык, и внимание дитяти разлагать и складывать слова, представляемые в уме, произносимые, писанные, печатные».
К.Д. Ушинский
Демонстрационный материал для детей 5-6 лет
и учебно-методическое пособие для взрослого
Обучение звуко-буквенному анализу происходит на материале алфавита, но в другом порядке:
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА И СПОСОБНОСТЕЙ К ЧТЕНИЮ
У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
Установление звуко-буквенного соответствия
«Приучить глаз и руку дитяти к письму элементов букв»
К.Д. Ушинский
Необходимым компонентом познавательной деятельности является психомоторное
развитие ребенка
(мелкая моторика и графические умения)
Пособия по развитию произвольного внимания
Выполнение предложенных заданий способствует развитию познавательной деятельности ребенка: эмоциональной, интеллектуальной, регулятивной и творческой.
Спасибо за внимание!
Контакты
Колесникова
Елена Владимировна
Интернет:
E-mail:
Приглашаем Вас присоединиться к нашим группам «Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»
на Facebook.com, VK.com
www.Lbz.ru
(495) 181-53-44