СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование познавательных, регулятивных, личностных и коммуникативных учебных действий с использованием метода ментальных карт на уроках русского языка и литературы».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Суть метода ментальных карт состоит в следующем: сначала следует выделить основное понятие, по которому будет создаваться ментальная карта, потом от него ответвляются задачи, мысли, идеи, шаги и другое, позволяющее как можно полнее и нагляднее представить изучаемое понятие. Каждая ветка ментальной карты может содержать несколько более мелких ветвей-подпунктов. Ко всем записям можно оставлять комментарии, которые помогут не запутаться в сложном.

Просмотр содержимого документа
««Формирование познавательных, регулятивных, личностных и коммуникативных учебных действий с использованием метода ментальных карт на уроках русского языка и литературы».»

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

(повышения квалификации специалистов)

Самарский институт повышения квалификации работников образования

СИПКРО



Итоговая работа

по курсам ИОЧ ВБ



«Формирование УУД на уроках русского языка и литературы»

(03.12.18 – 07.12.18)



Методическая разработка на тему:

«Формирование познавательных, регулятивных, личностных и коммуникативных учебных действий с использованием метода ментальных карт на уроках русского языка и литературы».









Выполнила: Блинова Татьяна Алексеевна

Учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 4 г. Чапаевска



Самара, 2018



1. Введение.

Ментальная карта – это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативный способ записи информации. Автором техники ментальных карт является Тони Бьюзен.

Суть метода ментальных карт состоит в следующем: сначала следует выделить основное понятие, по которому будет создаваться ментальная карта, потом от него ответвляются задачи, мысли, идеи, шаги и другое, позволяющее как можно полнее и нагляднее представить изучаемое понятие. Каждая ветка ментальной карты может содержать несколько более мелких ветвей-подпунктов. Ко всем записям можно оставлять комментарии, которые помогут не запутаться в сложном.

Создание ментальных карт решает множество проблем, возникших на уроке. К примеру, недостаток времени, отведенного на урок, низкая работоспособность обучающихся и неспособность систематически усвоить информацию.

Общеучебные действия у школьников могут успешно формироваться путем применения учителем ментальных карт. Они решают огромный спектр задач, к примеру, применив ментальные карты в учебном процессе, у обучающегося формируется навык самостоятельности, он сам воспринимает информацию, ставит перед собой цели, далее обрабатывает, вычленяет необходимые компоненты, производит поиск в различных информационных источниках, моделирует, представляет информацию в более упрощенной и доступной форме. Вследствие этих операций, обучающийся приобретает массу необходимых навыков, которые входят в общеучебные действия.

Для формирования логических действий учитель также может применить ментальные карты, так как при их использовании обучающийся имеет возможность из большого массива информации вычленять части, а потом их складывать в единую систему, в единую тему, которая будет отражать главные аспекты и содержать в себе минимум дополнительной информации, то есть обучающийся научится устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логические цепи и уметь правильно доказать свои умозаключения.

Также действия постановки и решение проблем тоже в полной мере могут формироваться путем применения ментальных карт, так как при работе с информацией обучающемуся необходимо определить проблему, которую он должен решить, а уже посредством создания ментальной карты найти пути решения этой проблемы.

Особую группу познавательных УУД составляют знаково-символические действия, лучше всего они формируются применением ментальных карт, так как основные их свойства – это наглядность, а знаково-символические действия отражают моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта.

2. Формирование познавательных УУД:



Деятельность обучающегося посредством использования ментальной карты

Результаты познавательной деятельности

Построение плана деятельности (при выполнении проекта, при подготовке к презентации и т.п.) в виде ментальной карты

Умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения

Ментальная карта как результат исследования проблемы

Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить умозаключения и выводы

Ментальная карта как результат решения учебной задачи

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

Ментальная карта как продукт коллективной исследовательской деятельности школьников

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группах

Ментальная карта как результат «мозгового штурма»

Умение находить общее решение на основе согласования позиции и учетов интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение

Ментальная карта как результат сбора и структурированного представления информации

Умение создавать обобщения, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи



3.Формируемые универсальные учебные действия:

Познавательные УУД

  • Осуществлять поиск необходимой информации; строить речевое высказывание; работать с текстом.

Регулятивные УУД

  • целеполагание;

  • планирование;

  • контроль и самооценка деятельности на уроке.

Личностные УУД

  • развитие познавательных интересов и мотивов учения;

  • стремление к речевому самосовершенствованию.

Коммуникативные УУД

  • умение организовывать учебное взаимодействие со сверстниками.

Строить понятные для партнёра высказывания; осуществлять взаимоконтроль; договариваться и приходить к общему решению.



Делая выводы по таблице, можно утверждать, что при систематическом использовании ментальных карт в учебном процессе можно формировать следующие познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи; строить суждение, умозаключение, вывод; классифицировать, самостоятельно выбирать основания для классификации; создавать схемы и модели для решения учебных и практических задач; планировать деятельность, находить пути достижения цели; сотрудничать; формулировать и аргументировать свою точку зрения, приходить к общему решению.



4.Законы построения ментальной карты.

1.Четкая формулировка темы(идеи) ментальной карты.

2. Графическое изображение темы(идеи) в виде центрального образа, рисунка.

3. Ассоциирование.

4. Группировка ассоциаций по определённым признакам.

5. Структурирование ассоциаций – подбор ключевых слов или ключевых фраз.

6. Графическое структурирование – добавление ключевых ветвей к центральному образу.

7. Заполнение графической структуры – добавление ответвлений.

8. Оживление графической структуры – добавление символики, ассоциирующейся со словами.

9. Выделение структуры – выделение ключевых ветвей цветными блоками.

10. Установление объективных связей между блоками или их элементами.

5.Свойства ментальных карт:

• Наглядность.(Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.)

• Привлекательность.(Хорошая ментальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.)

• Запоминаемость.(Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета ментальная карта легко запоминается.)

• Своевременность.(Ментальная карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.)

• Творчество.(Ментальная карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.)

• Возможность пересмотра.(Пересмотр ментальных карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.)

6.Преимущества ментальных карт перед другими методами:

• экономия 50% времени на конспект;

• концентрация информации на важных моментах;

• визуально четкие ассоциации;

• улучшение запоминания.

7.Метод ментальных карт можно использовать на разных типах и формах урока:

• изучение нового материала

• закрепление материала

• обобщение материала

• написание доклада, реферата, научно-исследовательской работы

• подготовка проекта, презентации

• аннотирование

• конспектирование

8. Данный метод дает возможность учителю:

• повышать мотивации, качество знаний, конкурентоспособность учащихся

• развивать предметные и коммуникативные компетенции, творческие способности

• активизировать деятельность

• выявлять причины когнитивных затруднений

• корректировать знания учащихся

9. Вывод:

Таким образом, можно сделать вывод, что ментальные карты благотворно влияют на формирование познавательных универсальных учебных действий за счет умения осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей, другой дополнительной литературе; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Ментальные карты способствуют достаточно успешному формированию у школьников познавательных универсальных учебных действий, таких как общеучебные, логические действия, постановка и решение проблемы и знаково-символические действия за счет изображения информации в графическом виде; инструмента, позволяющего эффективно структурировать информацию, мыслить, используя весь свой творческий потенциал.











Примеры ментальных карт:









Список литературы:

1.Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М – во образования и науки Рос. Федерации. – 2-е изд. – Введ. 06.10. 2009 г., № 373. – Москва : Просвещение, 2011. – 31 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-025477-9.

2.Шпарута Н.В. Современные сервисы Интернет в педагогической практике (web 2.0): учеб.-метод.материалы для слушателей доп.проф.образоват.программы / Н.В. Шпарута, И.А. Волкова, Н.Ю.Сероштанова; ГБОУ ДПО СО "Ин-т развития образования", кафедра информ.технологий. - Екатеринбург: ИРО, 2012. - 120 с.

3.Асмолов А. Г. Принципы изучения памяти человека: системно-деятельностный подход к изучению познавательных процессов / А. Г. Асмолов. — М.: Просвещение, 1985. - С. 256.

4.Бьюзен Т.и Б. Супермышление/ пер. с англ. Самсонов Е. А.; Худ. обл. Драко М. В. – 2-е изд. – Мн. :ООО «Попурри», 2003. – 304 с.

5.[Электронный ресурс] URL:http://www.school2100.ru/uroki/elementary/okrmir.php (дата обращения: 07.04.12)

6.Интеллект-карта как способ принятия важных решений: MIND MAP по-русски[Электронный ресурс] URL: http://www.iatnlp.ru(дата обращения: 07.04.12)






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!