СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование познавательных УУД на уроках математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект был использован при докладе на семинаре учителей математики

Просмотр содержимого документа
«Формирование познавательных УУД на уроках математики»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Ахматовская средняя общеобразовательная школа»  Алатырского района  Чувашской Республики Формирование познавательных УУД на уроках математики  Учитель математики Кашкин А.В.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ахматовская средняя общеобразовательная школа» Алатырского района Чувашской Республики

Формирование познавательных УУД

на уроках математики

Учитель математики

Кашкин А.В.

Актуальность   « Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно и притупить его природные творческие способности – «разучить» думать самостоятельно ».  А. Дистервег  Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, - ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к переменам, развивать у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность. Сегодняшний выпускник должен быть творческим, самостоятельным, ответственным. Он должен уметь ставить перед собой цель, самостоятельно организовывать свою деятельность, планировать, анализировать, действовать в нестандартных ситуациях, решать разнообразные проблемы, обладать творческим и критическим мышлением, т.е. обладать УУД.

Актуальность

 

« Если человека постоянно приучать

усваивать знания и умения в готовом виде,

можно и притупить его природные творческие способности –

«разучить» думать самостоятельно ».

А. Дистервег

Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, - ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к переменам, развивать у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность. Сегодняшний выпускник должен быть творческим, самостоятельным, ответственным. Он должен уметь ставить перед собой цель, самостоятельно организовывать свою деятельность, планировать, анализировать, действовать в нестандартных ситуациях, решать разнообразные проблемы, обладать творческим и критическим мышлением, т.е. обладать УУД.

Концепция универсальных учебных действий : компетентность как «знание в действии» (А.Г.Асмолов).   В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного нового социального опыта. В более узком термин можно определить как совокупность способов действия учащихся, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию процесса.

Концепция универсальных учебных действий : компетентность как «знание в действии» (А.Г.Асмолов).

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного нового социального опыта. В более узком термин можно определить как совокупность способов действия учащихся, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию процесса.

Виды УУД Личностный Коммуникативный  Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.  В качестве основных видов универсальных учебных действий разработчики стандарта выделяют личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.  Овладение ими происходит в контексте разных учебных предметов. Каждый учебный предмет раскрывает свои собственные, специфические возможности для формирования УУД, определяемые, в первую очередь, функцией учебного предмета и его предметным содержанием. Познавательный Регулятивный

Виды УУД

Личностный

Коммуникативный

Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

В качестве основных видов универсальных учебных действий разработчики стандарта выделяют личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.

Овладение ими происходит в контексте разных учебных предметов. Каждый учебный предмет раскрывает свои собственные, специфические возможности для формирования УУД, определяемые, в первую очередь, функцией учебного предмета и его предметным содержанием.

Познавательный

Регулятивный

Познавательные учебные действия Общеучебные универсальные действия Логические универсальные действия Постановка и решение проблемы Знаково-символические действия

Познавательные учебные действия

  • Общеучебные универсальные действия
  • Логические универсальные действия
  • Постановка и решение проблемы
  • Знаково-символические действия
Математика, как предмет,  является основой развития у учащихся познавательных действий .

Математика, как предмет, является основой развития у учащихся познавательных действий .

Найди отличия Формируемые УУД: поиск и выделение необходимой информации; анализ с целью выделения общих признаков; синтез, как составление целого из частей.

Найди отличия

Формируемые УУД: поиск и выделение необходимой информации; анализ с целью выделения общих признаков; синтез, как составление целого из частей.

Формируемые УУД: поиск и выделение информации; формирование умения выделять закономерность. Логические действия: построение логической цепи рассуждений. Поиск лишнего Четвёртый лишний. В каждом ряду три числа обладают общим свойством, а одно число этим свойством не обладает. Укажите, что это за свойство и какое число лишнее.  а)25; 49; 121; 45: б)1; 9; 27; 64: в)14; 35; 39; 42: г)18; 102; 33; 44:

Формируемые УУД: поиск и выделение информации; формирование умения выделять закономерность. Логические действия: построение логической цепи рассуждений.

Поиск лишнего

Четвёртый лишний. В каждом ряду три числа обладают общим свойством, а одно число этим свойством не обладает. Укажите, что это за свойство и какое число лишнее. а)25; 49; 121; 45: б)1; 9; 27; 64:

в)14; 35; 39; 42: г)18; 102; 33; 44:

Формируемые УУД: поиск и выделение необходимой информации; анализ с целью выделения общих признаков; построение логической цепи рассуждений. Цепочки вычислений

Формируемые УУД: поиск и выделение необходимой информации; анализ с целью выделения общих признаков; построение логической цепи рассуждений.

Цепочки вычислений

Лабиринты Вход в лабиринт: Формируемые УУД: поиск и выделение необходимой информации; анализ с целью выделения общих признаков; синтез, как составление целого из частей; установление причинно-следственных связей.

Лабиринты

Вход в лабиринт:

Формируемые УУД: поиск и выделение необходимой информации; анализ с целью выделения общих признаков; синтез, как составление целого из частей; установление причинно-следственных связей.

Поиск закономерностей   Найди выражения, значения которых равны: (128+57)*36; 43*25+62*25; (1355-955)*68; (43+62)*25; 1355*68-955*68; 128*36+57*36.  Формируемые УУД: поиск и выделение необходимой информации; анализ с целью выделения общих признаков; синтез, как составление целого из частей; знаково- символическое моделирование.  

Поиск закономерностей

Найди выражения, значения которых равны:

(128+57)*36; 43*25+62*25; (1355-955)*68;

(43+62)*25; 1355*68-955*68; 128*36+57*36.

Формируемые УУД: поиск и выделение необходимой информации; анализ с целью выделения общих признаков; синтез, как составление целого из частей; знаково- символическое моделирование.

 

Использование дополнительных источников  информации.   (математика Сриддхары XI в.) “ Есть “кадамба” цветок,  На один лепесток  Пчелок пятая часть опустилась.  Рядом тут же росла  Вся в цвету сименгда  И на ней третья часть поместилась.  Разность их ты найди,  Ее трижды сложи  И тех пчел на Кутай посади.  Лишь одна не нашла  Себе места нигде  Все летала то взад, то вперед и везде  Ароматом цветов наслаждаясь.  Назови теперь мне,  Подсчитавши в уме,  Сколько пчелок всего здесь собралось”. Формируемые УУД: поиск и выделение необходимой информации, извлечение из текста необходимой информации, построение логической цепи рассуждений

Использование дополнительных источников  информации.

(математика Сриддхары XI в.)

“ Есть “кадамба” цветок, На один лепесток Пчелок пятая часть опустилась. Рядом тут же росла Вся в цвету сименгда И на ней третья часть поместилась. Разность их ты найди, Ее трижды сложи И тех пчел на Кутай посади. Лишь одна не нашла Себе места нигде Все летала то взад, то вперед и везде Ароматом цветов наслаждаясь. Назови теперь мне, Подсчитавши в уме, Сколько пчелок всего здесь собралось”.

Формируемые УУД: поиск и выделение необходимой информации, извлечение из текста необходимой информации, построение логической цепи рассуждений

Составление опорных схем.   Формируемые УУД: умение самостоятельно применять свои знания на практике; - поиск и выделение необходимой информации; - моделирование, - анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных); - синтез как составление целого, восполняя недостающие компоненты, - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Составление опорных схем.

Формируемые УУД: умение самостоятельно применять свои знания на практике; - поиск и выделение необходимой информации; - моделирование, - анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных); - синтез как составление целого, восполняя недостающие компоненты, - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Логические задачи   Обозначь наименьшую из величин x и построй математическую модель задачи. Найди х и ответь на поставленный вопрос. Три девицы под окном пряли поздно вечерком. Вторая девица спряла в два раза больше пряжи, чем первая, а третья – в три раза больше, чем первая. Все вместе они спряли 4 кг 800 г пряжи. Сколько пряжи спряла в этот вечер каждая девица? Формируемые УУД: поиск и выделение информации; выбор критериев для сравнения; знаково- символическое моделирование.

Логические задачи

Обозначь наименьшую из величин x и построй математическую модель задачи. Найди х и ответь на поставленный вопрос.

  • Три девицы под окном пряли поздно вечерком. Вторая девица спряла в два раза больше пряжи, чем первая, а третья – в три раза больше, чем первая. Все вместе они спряли 4 кг 800 г пряжи. Сколько пряжи спряла в этот вечер каждая девица?

Формируемые УУД: поиск и выделение информации; выбор критериев для сравнения; знаково- символическое моделирование.

Логические задачи   Проведите отрезок так, чтобы он разделил квадрат: а) на треугольник и пятиугольник; б) на два четырехугольника, не являющихся прямоугольниками. Формируемые УУД: - умение самостоятельно применять свои знания на практике; - поиск и выделение необходимой информации; - моделирование, - анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных); - синтез как составление целого, восполняя недостающие компоненты, - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Логические задачи

Проведите отрезок так, чтобы он разделил квадрат:

  • а) на треугольник и пятиугольник;
  • б) на два четырехугольника, не являющихся прямоугольниками.

Формируемые УУД: - умение самостоятельно применять свои знания на практике; - поиск и выделение необходимой информации; - моделирование, - анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных); - синтез как составление целого, восполняя недостающие компоненты, - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Для      формирования    универсальных учебных действий  на    уроках математики можно выделить  4 этапа:   1-этап - вводно- мотивационный . 2- этап - открытие математических знаний.  3- этап - формализация знаний. 4- этап - обобщение и систематизация .

Для      формирования    универсальных учебных действий  на    уроках математики можно выделить  4 этапа:

1-этап - вводно- мотивационный .

2- этап - открытие математических знаний.

3- этап - формализация знаний.

4- этап - обобщение и систематизация .

Особенности УУД  в основной школе Обратимся к содержанию федерального государственного стандарта основного общего образования: «В основу Стандарта входит системно-деятельностный подход, который должен обеспечить: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование развивающей образовательной среды для обучающихся; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся». Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности является включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность.

Особенности УУД в основной школе

Обратимся к содержанию федерального государственного стандарта основного общего образования: «В основу Стандарта входит системно-деятельностный подход, который должен обеспечить: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование развивающей образовательной среды для обучающихся; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся». Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности является включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность.

проведение собственно исследования — презентация результатов. " width="640"

Структура учебных исследований

Соответствует структуре научных исследований и включает триаду обязательных разделов:

подготовительная работа —

проведение собственно исследования — презентация результатов.

Этапы включения учащихся в исследовательскую деятельность   № 1 Этапы Подготовительный 2 Деятельность Результат Работа с научной и публицистической литературой; самостоятельный поиск и анализ информации Написание реферата 3 Устный доклад на уроке   Собственно исследовательская деятельность Работа с литературными первоисточниками; оформление в соответствии со стандартами Представление всех рефератов на уроках, а лучших - на конференциях в школе или научном обществе Знакомство с методами исследований; организация и проведение исследования Публикация или представление результатов на научно-практических конференциях самого разного уровня. 3 3

Этапы включения учащихся в исследовательскую деятельность

1

Этапы

Подготовительный

2

Деятельность

Результат

Работа с научной и публицистической литературой; самостоятельный поиск и анализ информации

Написание реферата

3

Устный доклад на уроке

 

Собственно исследовательская деятельность

Работа с литературными первоисточниками; оформление в соответствии со стандартами

Представление всех рефератов на уроках, а лучших - на конференциях в школе или научном обществе

Знакомство с методами исследований; организация и проведение исследования

Публикация или представление результатов на научно-практических конференциях самого разного уровня.

3

3

Темы проектов по математике в 5-6 классах, которые можно использовать как на уроке, так и во внеурочной деятельности по предмету.   5 класс Взаимное расположение двух прямых, пересечение и параллельность. Вертикальные углы. Виды треугольников. Равенство окружностей и кругов. Великие математики древнего мира. Число. История счёта. Римская нумерация. Проекты: История появления цифр. Математическая шкатулка (поиск занимательных задач на развитие математического мышления и последующая их презентация). Наследие Архимеда. (Жизнь и открытия). Основные алгоритмы для решения задач за 5 класс.

Темы проектов по математике в 5-6 классах, которые можно использовать как на уроке, так и во внеурочной деятельности по предмету.

  • 5 класс
  • Взаимное расположение двух прямых, пересечение и параллельность.
  • Вертикальные углы. Виды треугольников.
  • Равенство окружностей и кругов.
  • Великие математики древнего мира.
  • Число. История счёта. Римская нумерация.
  • Проекты:
  • История появления цифр.
  • Математическая шкатулка (поиск занимательных задач на развитие математического мышления и последующая их презентация).
  • Наследие Архимеда. (Жизнь и открытия).
  • Основные алгоритмы для решения задач за 5 класс.
Темы проектов по математике в 5-6 классах, которые можно использовать как на уроке, так и во внеурочной деятельности по предмету.   6 класс: Магические числа. Моя школа в цифрах и процентах. Зачем нужна математика? (исследования по социальным вопросам, анкетирование, построение диаграмм при оформлении результатов). Проекты: Координатная плоскость. Математические развлечения ( Игры с числами. Логические задачи. Магические квадраты. Невозможные рисунки).

Темы проектов по математике в 5-6 классах, которые можно использовать как на уроке, так и во внеурочной деятельности по предмету.

6 класс:

  • Магические числа.
  • Моя школа в цифрах и процентах.
  • Зачем нужна математика? (исследования по социальным вопросам, анкетирование, построение диаграмм при оформлении результатов).
  • Проекты:
  • Координатная плоскость.
  • Математические развлечения ( Игры с числами. Логические задачи. Магические квадраты. Невозможные рисунки).
Итог Интерес к учебной деятельности , подкрепляемый постоянным активным участием в открытии новых истин, проверке гипотез, поиском способа действий в задаче, является основным психологическим условием успешности этой деятельности. Интерес выступает как движущая сила познания. Использование творческих заданий на переработку математической информации способствует повышению интереса, мотивации к учебе.  Учебный предмет «Математика» имеет большие потенциальные возможности для формирования всех видов УУД: личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных

Итог

Интерес к учебной деятельности , подкрепляемый постоянным активным участием в открытии новых истин, проверке гипотез, поиском способа действий в задаче, является основным психологическим условием успешности этой деятельности. Интерес выступает как движущая сила познания. Использование творческих заданий на переработку математической информации способствует повышению интереса, мотивации к учебе. 

Учебный предмет «Математика» имеет большие потенциальные возможности для формирования всех видов УУД: личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных

10/09/2022 Спасибо  за внимание!

10/09/2022

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!