ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ.
(Из опыта работы).
Выступление на заседании ШМО учителей истории, обществознания.
Подготовила Абдурахманова Х.С., учитель обществознания МКОУ « Хивская СОШ им.М.Шамхалова»
Хив.2018
Что такое правовая культура учащихся?Правовая культура учащихся – это совокупность правовых знаний, умений, нравственно-правовых ценностных ориентаций личности, реализуемых в жизнедеятельности человека, исполнение требований права и социально-активная позиция личности в правоохранительной деятельности. Процесс формирования правовой культуры строится в соответствии с основными компонентами правовой культуры: интеллектуальным, эмоционально-ценностным и практическим.
Интеллектуальные- правовые знания,умения и навыки, реализуемые в жизнедеятельности человека.
Эмоционально-ценностные: система взглядов и нравственно-правовых ценностей,обеспечивающих адекватную оценку качества правовой жизни общества;
Практическое:исполнение правовых норм,оциально-активная позиция в правоохранительной деятельности.
Актуальность проблемы формирования правовой культуры учащихся возрастает в связи с повышенными требованиями научно-технического прогресса и в связи с высоким динамизмом социальных процессов, происходящих в обществе.Для того правильного и глубокого понимания разнообразной политической жизни, динамичных изменений во всех сферах современного общества, необходимы гибкое мышление, стойкие мировоззренческие убеждения и последовательная правовая позиция Любой человек, взрослый или маленький -является отдельной, самодостаточной личностью, с собственным мнением, желаниями и мыслями. Он также обладает определенными правами и обязанностями, о которых ему необходимо знать. Незнание закона, как известно, не освобождает нас от ответственности за возможные проступки и правонарушения. Поэтому правовое сознание следует воспитывать в ребенке уже со школьной скамьи, чтобы к окончанию школы он осознавал себя полноценным гражданином своей страны.
На уроках обществознания и права я стараюсь сформировать у своих учеников гражданскую позицию. Если человек нарушил закон, он должен понести за это ответственность.
Формирование правосознания и правовой культуры, социально- правовой активности, внутренней убеждённости в необходимости соблюдения норм права,
осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы –вот основные цели правовой культуры.
Правовое воспитание на уроках обществознания направлено на формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности. Думаю, что гражданско-правовое образование это система знаний интегративного характера, оно рассматривается и как учебный предмет, и как межпредметная форма деятельности в рамках образовательного пространства. И как форма организации школьной жизни, которая способствует демократическому поведению всех участников образовательного процесса - педагогов, учеников, родителей.
В первую очередь правовое воспитание старших школьников включает в себя следующие мероприятия:
1. Изучение основного закона государства – Конституции;
2. Знакомство с различными отраслями права (гражданское, конституционное, семейное, уголовное, земельное, трудовое и пр.), изучение соответствующих кодексов;
3. Ознакомление со своими правами (то есть правами несовершеннолетних детей);
4. Проведение деловых игр, конкурсов, исследований и конференций, направленных на повышение правовой культуры у ребят.
Не менее важным является психологический климат в семье, правовая компетентность родителей и детей. Существует долг семьи перед обществом, его будущим. Он состоит в том, что именно семья в первую очередь влияет на воспитание детей. Конституция РФ прямо указывает на то, что забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
Особым моментом в правовом образовании школьников является воспитание патриотизма. Сделать так, чтобы ребенок гордился своей принадлежностью к нации, своей Родиной, был активным членом гражданского общества – вот первоочередная задача правового воспитания. Для этого в педагогической практике используется метод изучения истории родного края, жизни знаменитых земляков, а также знакомство с особенностями государственной символики.
Каждый ребенок должен уметь отстаивать свои гражданские права в случае необходимости. Не секрет, что в нашей стране права детей регулярно нарушаются. Ребенок до достижения совершеннолетия находится под опекой родителей. Часто бывает, что взрослые – и родители, и учителя, и просто посторонние люди – считают детей «низшим звеном», которое должно слушаться и подчиняться, ущемляя этим его честь и достоинство. И это несмотря на существовании Декларации прав ребенка. Поэтому одна из целей правового воспитания молодежи – научиться отстаивать свои права перед обществом.
Гражданско-правовое воспитание школьников имеет большое значение в современном обществе. Проведение регулярных правовых занятий в рамках уроков обществознания благоприятствует росту правосознания среди детей.
Сегодня правовое образование признано одним из приоритетных направлений в подготовке учащихся, а правовая культура является одной из его составляющих. Вопрос о формировании правовой культуры у учащихся -один из самых наболевших не только в рамках самой дисциплины обществознания, но и в рамках всего общества, так как его развитие зависит от общего уровня культуры, и правовой в том числе.
На уроках обществознания мы работаем по учебникам Л.Н. Боголюбова 6-11-х классов с использованием дополнительной литературы правовой направленности. Модуль по курсу обществознания содержит несколько изучаемых на уроках тем. В каждой теме предлагается творческое задание-эссе или практикум, в которых обучающие должны не только вспомнить изученный материал, но и проанализировать предложенные варианты ситуаций и предложить свои решения выхода из проблемы. Здесь каждому ученику предоставляется возможность проявить себя, свои творческие способности, оптимизировать воспитательные моменты, правовую ответственность и активную жизненную позицию. Каждый модуль заканчивается уроком- практикумом, где работа может быть организована в разных формах: деловая игра, диспут, социально-значимый проект и др. На самых первых уроках обществознания мы как бы договариваемся с и за свое поведение в школе, на улице, в обществе, чтобы их «дела» не расходились со знаниями норм и правил поведения в обществе. Любое чрезвычайное происшествие, нарушение Устава школы и т.п. обязательно будет рассматривается на уроках обществознания с точки зрения правовых основ. Таким образом, на уроках идет формирование правовой культуры школьников.
Конечно,формирование правовой культуры у учащихся на уроках обществознания является сложной и многоаспектной задачей, которую тем не менее необходимо решать. Очевидно, что воспитание гармонично развитой личности, будущего полноценного члена общества, невозможно без привития ей правосознания.
Что такое правовая культура учащихся?Правовая культура учащихся – это совокупность правовых знаний, умений, нравственно-правовых ценностных ориентаций личности, реализуемых в жизнедеятельности человека, исполнение требований права и социально-активная позиция личности в правоохранительной деятельности. Процесс формирования правовой культуры строится в соответствии с основными компонентами правовой культуры: интеллектуальным, эмоционально-ценностным и практическим.
Интеллектуальные- правовые знания,умения и навыки, реализуемые в жизнедеятельности человека.
Эмоционально-ценностные: система взглядов и нравственно-правовых ценностей,обеспечивающих адекватную оценку качества правовой жизни общества;
Практическое:исполнение правовых норм,оциально-активная позиция в правоохранительной деятельности.
Актуальность проблемы формирования правовой культуры учащихся возрастает в связи с повышенными требованиями научно-технического прогресса и в связи с высоким динамизмом социальных процессов, происходящих в обществе.Для того правильного и глубокого понимания разнообразной политической жизни, динамичных изменений во всех сферах современного общества, необходимы гибкое мышление, стойкие мировоззренческие убеждения и последовательная правовая позиция Любой человек, взрослый или маленький -является отдельной, самодостаточной личностью, с собственным мнением, желаниями и мыслями. Он также обладает определенными правами и обязанностями, о которых ему необходимо знать. Незнание закона, как известно, не освобождает нас от ответственности за возможные проступки и правонарушения. Поэтому правовое сознание следует воспитывать в ребенке уже со школьной скамьи, чтобы к окончанию школы он осознавал себя полноценным гражданином своей страны.
На уроках обществознания и права я стараюсь сформировать у своих учеников гражданскую позицию. Если человек нарушил закон, он должен понести за это ответственность.
Формирование правосознания и правовой культуры, социально- правовой активности, внутренней убеждённости в необходимости соблюдения норм права,
осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы –вот основные цели правовой культуры.
Правовое воспитание на уроках обществознания направлено на формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности. Думаю, что гражданско-правовое образование это система знаний интегративного характера, оно рассматривается и как учебный предмет, и как межпредметная форма деятельности в рамках образовательного пространства. И как форма организации школьной жизни, которая способствует демократическому поведению всех участников образовательного процесса - педагогов, учеников, родителей.
В первую очередь правовое воспитание старших школьников включает в себя следующие мероприятия:
1. Изучение основного закона государства – Конституции;
2. Знакомство с различными отраслями права (гражданское, конституционное, семейное, уголовное, земельное, трудовое и пр.), изучение соответствующих кодексов;
3. Ознакомление со своими правами (то есть правами несовершеннолетних детей);
4. Проведение деловых игр, конкурсов, исследований и конференций, направленных на повышение правовой культуры у ребят.
Не менее важным является психологический климат в семье, правовая компетентность родителей и детей. Существует долг семьи перед обществом, его будущим. Он состоит в том, что именно семья в первую очередь влияет на воспитание детей. Конституция РФ прямо указывает на то, что забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
Особым моментом в правовом образовании школьников является воспитание патриотизма. Сделать так, чтобы ребенок гордился своей принадлежностью к нации, своей Родиной, был активным членом гражданского общества – вот первоочередная задача правового воспитания. Для этого в педагогической практике используется метод изучения истории родного края, жизни знаменитых земляков, а также знакомство с особенностями государственной символики.
Каждый ребенок должен уметь отстаивать свои гражданские права в случае необходимости. Не секрет, что в нашей стране права детей регулярно нарушаются. Ребенок до достижения совершеннолетия находится под опекой родителей. Часто бывает, что взрослые – и родители, и учителя, и просто посторонние люди – считают детей «низшим звеном», которое должно слушаться и подчиняться, ущемляя этим его честь и достоинство. И это несмотря на существовании Декларации прав ребенка. Поэтому одна из целей правового воспитания молодежи – научиться отстаивать свои права перед обществом.
Гражданско-правовое воспитание школьников имеет большое значение в современном обществе. Проведение регулярных правовых занятий в рамках уроков обществознания благоприятствует росту правосознания среди детей.
Сегодня правовое образование признано одним из приоритетных направлений в подготовке учащихся, а правовая культура является одной из его составляющих. Вопрос о формировании правовой культуры у учащихся -один из самых наболевших не только в рамках самой дисциплины обществознания, но и в рамках всего общества, так как его развитие зависит от общего уровня культуры, и правовой в том числе.
На уроках обществознания мы работаем по учебникам Л.Н. Боголюбова 6-11-х классов с использованием дополнительной литературы правовой направленности. Модуль по курсу обществознания содержит несколько изучаемых на уроках тем. В каждой теме предлагается творческое задание-эссе или практикум, в которых обучающие должны не только вспомнить изученный материал, но и проанализировать предложенные варианты ситуаций и предложить свои решения выхода из проблемы. Здесь каждому ученику предоставляется возможность проявить себя, свои творческие способности, оптимизировать воспитательные моменты, правовую ответственность и активную жизненную позицию. Каждый модуль заканчивается уроком- практикумом, где работа может быть организована в разных формах: деловая игра, диспут, социально-значимый проект и др. На самых первых уроках обществознания мы как бы договариваемся с и за свое поведение в школе, на улице, в обществе, чтобы их «дела» не расходились со знаниями норм и правил поведения в обществе. Любое чрезвычайное происшествие, нарушение Устава школы и т.п. обязательно будет рассматривается на уроках обществознания с точки зрения правовых основ. Таким образом, на уроках идет формирование правовой культуры школьников.
Конечно,формирование правовой культуры у учащихся на уроках обществознания является сложной и многоаспектной задачей, которую тем не менее необходимо решать. Очевидно, что воспитание гармонично развитой личности, будущего полноценного члена общества, невозможно без привития ей правосознания. И школа становится местом, где ученик реально находит применение своим возможностям и инициативности. Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимые для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника).
Наша школа является обычным учебным заведением, контингент учащихся различный по материальному, социальному положению семей, образовательному уровню родителей, но в целом большинство учащихся из благополучных семей. Однако правовое невежество ведет к правовому беспределу. Вот почему правовое просвещение стало приоритетным направлением моей работы. Мои учащиеся очень увлечены этой темой. Участвуют в интернет-олимпиадах, конкурсах по правовому воспитанию, занимают призовые места. Я считаю, что если даже ученик не занял место призовое, он тем не менее победитель. Потому что преодолел еще один рубеж своего незнания прав.