Формирование представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников.
А. Э. Персидская,
Аннотация. В статье анализируется важная проблема о формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий. Это необходимый процесс, актуальный в современном мире. В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Проблема формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий недостаточно разработана в педагогике, но все же всем ясна огромная роль представлений детей о профессиях и труде. В детских садах формирование представлений о мире труда и профессий в современное время осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, так как перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем.
Ключевые слова: Дошкольный возраст, профессии, профессиональная деятельность, мир труда.
Formation of ideas about the world of professions in the conditions of play activities of preschoolers.
A. E. Persianskaya,
Annotation. The article analyzes an important problem about the formation of preschool children's ideas about the world of work and professions. This is a necessary process that is relevant in the modern world. In the life of every person, professional activity occupies an important place. From the first steps of the child, parents think about his future, carefully monitor the interests and inclinations of their child, trying to determine his professional fate. The problem of forming preschool children's ideas about the world of work and professions has not been sufficiently developed in pedagogy, but still everyone understands the huge role of children's ideas about professions and work. In kindergartens, the formation of ideas about the world of work and professions in modern times is carried out insufficiently purposefully and systematically, since preschoolers do not face the problem of choosing a profession. But since professional self-determination is interconnected with the development of personality at all age stages, preschool age can be considered as preparatory, laying the foundations for professional self-determination in the future.
Keywords: Preschool age, professions, professional activity, the world of work.
Представления ребенка о профессиях ограничены пока его малым жизненным опытом - работой матери и отца, воспитателей детского сада, профессией летчика, полицейского, продавца, но об этих известных людях дети знают мало и очень поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов работ. Ориентировка в этом море человеческой деятельности — важнейший элемент социальной адаптации ребенка. Поэтому формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий является необходимым процессом, актуальным в современном мире.
Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий будет эффективным, если:
-
дошкольники знакомятся с миром труда и профессий через сюжетно-ролевую игру;
-
используются различные методы и средства формирования представлений дошкольников о мире профессий
-
создана доступная, комфортная среда для развития объектов.
Таким образом, целью является формирование представлений детей о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников.
Проблемой формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий занимались отечественные педагоги (Н. Н. Бурмистрова, Т. Гусева, Н. Н. Захаров, И. В. Заболотная, М. В. Королева, Н. П. Кубайчук, Н. П. Пасечников, И. В. Савина, Т. А. Шорыгина и др.). Социокультурные реалии остаются актуальными и приобретают новые смысловые аспекты.
В дошкольных образовательных учреждениях формирование представлений детей о мире труда и занятий часто носит недостаточно целенаправленный, бессистемный характер, так как перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Однако профессиональное самоопределение связано с развитием личности в любом возрасте, что позволяет рассматривать дошкольный возраст как подготовительный, закладывающий основы профессионального самоопределения в будущем.
Следует отметить, что многие советские педагоги ставили вопрос о трудовом воспитании дошкольников и формировании представлений о труде взрослых. Так, Н.К. Крупская заявила, что работа по формированию представлений о работе взрослых в детских садах должна вестись системно.
С.А. Козлова подчеркивала роль наглядных методов в формировании представлений о профессиях у детей: рассматривание иллюстраций, демонстрация кинофильмов, показ образца. Она придерживалась принципа постепенности в расширении представлений у дошкольников о профессиях.
Т.А. Маркова и В.Г. Нечаева придавали большую значимость экскурсии, считая, что «живой» пример – наилучший способ формирования представлений у дошкольников о профессиях.
В современном мире обостряется проблема поиска эффективных способов формирования представлений о мире профессий у дошкольников. Проблема прогнозирования профессий, которые будут востребованы педагогами в будущем, является более сложной, это связано с быстрыми темпами научно-технического прогресса и постоянной трансформацией социокультурного пространства.
В основу работы по формированию представлений дошкольников о мире профессий были положены общедидактические принципы:
-
доступность (учет возрастных особенностей детей; адаптированность материала возрасту);
-
систематичность и последовательность (постоянная подача материала от простого к сложному; частое повторение усвоенных правил и норм);
-
наглядность (учет особенностей мышления);
-
динамичность (интеграция в разные виды деятельности);
-
дифференциация (учет возрастных и индивидуальных особенностей).
-
создание благоприятной среды для усвоения норм и правил.
Особое значение в организации образовательного процесса имеет создание развивающей среды в соответствии с решаемой задачей. Вот почему в перспективным направлением работы в области формирования представлений старших дошкольников видится создание игротеки, передвижных экспозиций, мини-музеи, а также образовательные центры.
Знакомство детей с трудом взрослых является не только средством формирования системных знаний, но и важным социально-эмоциональным средством познания мира взрослых, приобретения детского опыта общения с людьми. Отношение к профессии формируется в процессе социализации личности, в том числе в дошкольный период. На детей сильно влияет эмоциональное отношение взрослых к работе. Накоплению ярких эмоциональных впечатлений способствуют целенаправленные наблюдения, экскурсии вне группы, знакомство детей с творчеством взрослых, чтение детской художественной литературы, энциклопедий. Детям предоставляется возможность расширить и уточнить свои знания о профессиях и обогатить словарный запас. Все это имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и взрослыми, большему пониманию ребенком мира взрослых.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Малыши учатся любить труд, с уважением относятся к любому виду человеческой деятельности, знакомятся (в основном в ходе игры) с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут развиты в школе.
Задача педагога помочь детям освоить первые представления о труде взрослых как способе создания и преобразования предметов. Дать представление о том, что вещи делаются людьми (на примере создания воспитателем разнообразных предметов для детских игр), из разных 19 материалов (лепка мисочки из глины, куличиков из песка, лодочек из бумаги, шитье одежды для кукол из ткани и т.д.), разными инструментами (ножницы, иголки и пр.).
Таким образом, формирование представлений детей дошкольного возраста о мире профессий - это необходимый процесс, который, несомненно, координирует педагог, используя в своей деятельности все возможности воспитательно-образовательного процесса, учитывая при этом возрастные и психофизические особенности дошкольников. Организация целенаправленной, системной работы в области ознакомления дошкольников с миром профессий и формирования ценностного отношения к труду представляется актуальным и перспективным направлением научно-педагогического поиска.
Список литературы
-
Виноградова Н.А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: практическое пособие / Н.А. Виноградова, Н.В. Позднякова. - 3-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2016. - 128с.
-
Воспитание дошкольника в труде / В.Г. Нечаева, Р.С. Буре, Л.В. Загик и др. Сост. Р.С. Буре под ред. В.Г. Нечаевой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1983. - 207с.
-
Козлова С.А. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений/ С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - 5-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2018. - 416 с.
-
Королева М.В. Формирование у старших дошкольников представлений о мире современных профессий [Текст] / М.В. Королева // Молодой ученый. 2019. - №7. - С. 788-791
-
Нестерова А.А. Ранняя профориентация как направление социокультурного развития дошкольников/ Современные технологии в дошкольном образовании: реалии и перспективы. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. – Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2019. – С. 110 – 113.
-
Путешествие по миру: методическое пособие. Под ред. А.А. Нестеровой. – Ульяновск: УлГПУ, 2019. - 237с.
-
Шорыгина Т.А. Профессии. Какие они? - М.: Гном, 2017. - 96 с.