СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование профессиональной компетентности преподавателя через самообразование - необходимое условие профессионального роста педагога

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.

Просмотр содержимого документа
«Формирование профессиональной компетентности преподавателя через самообразование - необходимое условие профессионального роста педагога»

Формирование  профессиональной компетентности преподавателя через самообразование - необходимое условие профессионального роста педагога

Формирование профессиональной компетентности преподавателя через самообразование - необходимое условие профессионального роста педагога

Самообразование - одна из форм повышения профессионального мастерства педагога посредством самообразования повышается качество преподавания учебной дисциплины  осуществляется готовность к педагогическому творчеству прослеживается профессиональный и карьерный рос  создается имидж современного педагога – новатора, педагога-мастера, педагога-наставника

Самообразование - одна из форм повышения профессионального мастерства педагога

  • посредством самообразования повышается качество преподавания учебной дисциплины
  • осуществляется готовность к педагогическому творчеству
  • прослеживается профессиональный и карьерный рос
  • создается имидж современного педагога – новатора, педагога-мастера, педагога-наставника
Значение самообразования для профессиональной компетентности педагога повышение качества преподавания предмета готовность к педагогическому творчеству профессиональный и карьерный рост создание имиджа современного педагога – новатора, педагога-мастера, педагога наставника  Для педагога, призванного живо реагировать на социальные изменения, защитная позиция, нежелание движения означают полное или частичное выпадение из профессионального поля, что лишает его уверенности и надежности

Значение самообразования для профессиональной компетентности педагога

  • повышение качества преподавания предмета
  • готовность к педагогическому творчеству
  • профессиональный и карьерный рост
  • создание имиджа современного педагога – новатора, педагога-мастера, педагога наставника
  • Для педагога, призванного живо реагировать на социальные изменения, защитная позиция, нежелание движения означают полное или частичное выпадение из профессионального поля, что лишает его уверенности и надежности
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПЕДАГОГА РАССМАТРИВАЕТСЯ СЕГОДНЯ КАК УСЛОВИЕ ДОСТИЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2023)

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПЕДАГОГА РАССМАТРИВАЕТСЯ СЕГОДНЯ КАК УСЛОВИЕ ДОСТИЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024)

Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников

Педагогические работники обязаны

1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, обеспечивать в полном объеме реализацию рабочей программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), рабочей программы воспитания

    Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников    2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики 3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений  4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и трудолюбие, ответственное отношение к профессиональной, добровольческой (волонтерской) деятельности, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни 5) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания

Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников

2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики

3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений

4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и трудолюбие, ответственное отношение к профессиональной, добровольческой (волонтерской) деятельности, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни

5) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания

 Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников   6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия , необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями; 7) систематически повышать свой профессиональный уровень; 8) проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании; 11) соблюдать устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка

Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников

6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия , необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;

7) систематически повышать свой профессиональный уровень;

8) проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании;

11) соблюдать устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка

Направления самообразования   профессиональное (предмет преподавания) психолого-педагогическое и психологическое методическое эстетическое в области ИКТ в области формирования ЗОЖ

Направления самообразования

  • профессиональное (предмет преподавания)
  • психолого-педагогическое и психологическое
  • методическое
  • эстетическое
  • в области ИКТ
  • в области формирования ЗОЖ
 Самообразование осуществляется посредством следующих видов деятельности:    знакомство с педагогической и методической литературой самообразовательная  работа  над  докладом  по  какой-либо  теме обзор в Интернете информации посещение семинаров, конференций, уроков коллег дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами систематическое прохождение курсов повышения квалификации освоение образовательных технологий (отбор содержания, методов, форм, средств обучения) проведение открытых занятий и их анализ  общение с коллегами в сетевых сообществах  участие в профессиональных конкурсах

Самообразование осуществляется посредством следующих видов деятельности:

  • знакомство с педагогической и методической литературой
  • самообразовательная работа над докладом по какой-либо теме
  • обзор в Интернете информации
  • посещение семинаров, конференций, уроков коллег
  • дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами
  • систематическое прохождение курсов повышения квалификации
  • освоение образовательных технологий (отбор содержания, методов, форм, средств обучения)
  • проведение открытых занятий и их анализ
  • общение с коллегами в сетевых сообществах
  • участие в профессиональных конкурсах
Основные критерии самообразования педагогов  эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образовательного процесса) творческий рост педагогов внедрение новых педагогической технологий в образовательный  процесс

Основные критерии самообразования педагогов

  • эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образовательного процесса)
  • творческий рост педагогов
  • внедрение новых педагогической технологий в образовательный процесс
 Основные трудности упрощенное понимание сущности и технологии реализации системно деятельностного подхода сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения традиционного урока, отказ от поурочных разработок, накопившихся за многие годы принципиальная новизна вопросов инструментально-методического обеспечения достижения и оценки планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных )

Основные трудности

  • упрощенное понимание сущности и технологии реализации системно деятельностного подхода
  • сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения традиционного урока, отказ от поурочных разработок, накопившихся за многие годы
  • принципиальная новизна вопросов инструментально-методического обеспечения достижения и оценки планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных )
Индивидуальная форма самообазования предполагает Обобщение и распространение собственного опыта (статьи, доклады, мастер класс) максимально приближает процесс аттестации к повседневной практической деятельности, следовательно, экономит время и силы при подготовке к последующей аттестации;  позволяет планировать собственную профессиональную деятельность с учетом программы развития образовательного учреждения и собственных профессиональных интересов на достаточно продолжительный период времени (межаттестационный), равномерно распределив усилия, направленные на профессиональное развитие (самоменеджмент);  ориентирует на развитие таких профессионально значимых умений, как рефлексия, самоанализ, проектирование, организованность

Индивидуальная форма самообазования предполагает

  • Обобщение и распространение собственного опыта (статьи, доклады, мастер класс) максимально приближает процесс аттестации к повседневной практической деятельности, следовательно, экономит время и силы при подготовке к последующей аттестации;
  • позволяет планировать собственную профессиональную деятельность с учетом программы развития образовательного учреждения и собственных профессиональных интересов на достаточно продолжительный период времени (межаттестационный), равномерно распределив усилия, направленные на профессиональное развитие (самоменеджмент);
  • ориентирует на развитие таких профессионально значимых умений, как рефлексия, самоанализ, проектирование, организованность
Формы организации самообразования Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации Получение второго высшего образования или второй специальности Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы Индивидуальная работа по самообразованию, Сетевые педагогические сообщества -  интернет-ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов страны.

Формы организации самообразования

  • Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации
  • Получение второго высшего образования или второй специальности
  • Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы
  • Индивидуальная работа по самообразованию,
  • Сетевые педагогические сообщества - интернет-ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов страны.
Индивидуальная работа по самообразованию включает научно-исследовательскую работу по определенной проблеме изучение научно-методической и учебной литературы участие в педагогических советах, методических объединениях посещение уроков коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания; теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм уроков, внеклассных мероприятий и учебных материалов

Индивидуальная работа по самообразованию включает

  • научно-исследовательскую работу по определенной проблеме
  • изучение научно-методической и учебной литературы
  • участие в педагогических советах, методических объединениях
  • посещение уроков коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания;
  • теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм уроков, внеклассных мероприятий и учебных материалов
1 этап – диагностический, создание определенного настроя на самостоятельную работу  анализ профессиональных затруднений и интересов постановку проблемы, выбор цели работы, формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий (планирование и прогнозирование результатов)

1 этап – диагностический,

  • создание определенного настроя на самостоятельную работу
  • анализ профессиональных затруднений и интересов
  • постановку проблемы, выбор цели работы, формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий
  • (планирование и прогнозирование результатов)
2 этап – обучающий педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования  знакомство с передовым педагогическим опытом, наработанным коллегами в городе, регионе, стране накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, формирование картотеки по теме

2 этап – обучающий

  • педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования
  • знакомство с передовым педагогическим опытом, наработанным коллегами в городе, регионе, стране
  • накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, формирование картотеки по теме
3 этап – практический адаптация теоретического материала к конкретной ситуации (группе, учебной дисциплине) апробирование на практике выбранных методов работы; мониторинг, анкетирование Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы. На данном этапе идет осмысление, анализ и обобщение накопленных фактов. Целесообразно организовать коллективное обсуждение с коллегами прочитанной педагогической литературы и апробированного опыта .

3 этап – практический

  • адаптация теоретического материала к конкретной ситуации (группе, учебной дисциплине)
  • апробирование на практике выбранных методов работы; мониторинг, анкетирование

Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы. На данном этапе идет осмысление, анализ и обобщение накопленных фактов. Целесообразно организовать коллективное обсуждение с коллегами прочитанной педагогической литературы и апробированного опыта .

4 этап – внедрение  педагог в процессе дальнейшей работы использует собственный опыт, а также занимается его распространением  создание собственных наработок в русле выбранной темы с опорой на теоретический материал (дидактические материалы, разработки уроков, внеклассных мероприятий и другие методические наработки)  апробациея коррекциея отслеживанием результативности  отчет о ходе самообразования на заседаниях методического объединения  проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий, мастер-классы для коллег

4 этап – внедрение

  • педагог в процессе дальнейшей работы использует собственный опыт, а также занимается его распространением
  • создание собственных наработок в русле выбранной темы с опорой на теоретический материал (дидактические материалы, разработки уроков, внеклассных мероприятий и другие методические наработки)
  • апробациея
  • коррекциея
  • отслеживанием результативности
  • отчет о ходе самообразования на заседаниях методического объединения
  • проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий, мастер-классы для коллег
5 этап – обобщающий анализ своей самостоятельной методической работы по теме самообразования оформить результаты, рекомендации для коллег мониторинг, анкетирование и презентацию материалов на заседаниях методических объединений, педагогических советов

5 этап – обобщающий

  • анализ своей самостоятельной методической работы по теме самообразования
  • оформить результаты, рекомендации для коллег
  • мониторинг, анкетирование и презентацию материалов на заседаниях методических объединений, педагогических советов
Темы самообразования Темы для самообразования подбираются с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого педагога. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы. Длительность этапов может варьироваться в зависимости от сложности темы, глубины «погружения» и опыта самого педагога. Срок реализации плана педагог определяет сам .

Темы самообразования

  • Темы для самообразования подбираются с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого педагога. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы.
  • Длительность этапов может варьироваться в зависимости от сложности темы, глубины «погружения» и опыта самого педагога. Срок реализации плана педагог определяет сам .
Тематикой самообразования может являться:    одна из задач образовательного учреждения проблема, которая вызывает у педагога затруднение пополнение знаний по уже имеющемуся опыту

Тематикой самообразования может являться:

  • одна из задач образовательного учреждения
  • проблема, которая вызывает у педагога затруднение
  • пополнение знаний по уже имеющемуся опыту
 Алгоритм составления плана работы по самообразованию   название темы цель задачи предполагаемый результат формы самообразования этапы работы сроки выполнения каждого этапа действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой способ демонстрации результата проделанной работы  форма отчета по проделанной работе

Алгоритм составления плана работы по самообразованию

  • название темы
  • цель
  • задачи
  • предполагаемый результат
  • формы самообразования
  • этапы работы
  • сроки выполнения каждого этапа
  • действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой
  • способ демонстрации результата проделанной работы
  • форма отчета по проделанной работе
Материал, собранный в процессе самообразования, целесообразно   разделять на отдельные темы и сохранять в виде карточек, специальных тетрадей тематических папок личного педагогического дневника Большое значение в процессе занятий по самообразованию имеет умение работать с литературными источниками: делать выписки, составлять конспект, тезисы, развернутый план или аннотацию.

Материал, собранный в процессе самообразования, целесообразно

  • разделять на отдельные темы и сохранять в виде карточек, специальных тетрадей
  • тематических папок
  • личного педагогического дневника

Большое значение в процессе занятий по самообразованию имеет умение работать с литературными источниками: делать выписки, составлять конспект, тезисы, развернутый план или аннотацию.

Источники самообразования  литература  (методическая,  научно-популярная, публицистическая, художественная и др.) Интернет видео, аудио информация на различных носителях семинары и конференции мероприятия по обмену опытом, мастер-классы курсы повышения квалификации и др

Источники самообразования

  • литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)
  • Интернет
  • видео, аудио информация на различных носителях
  • семинары и конференции
  • мероприятия по обмену опытом, мастер-классы
  • курсы повышения квалификации и др
Компоненты готовности педагога к самообразованию когнитивный (базовая культура личности, профессиональные знания, умение их применять мотивационный (осознание личной и общественной значимости непрерывного образования) организационный (умение выбрать источники познания и формы самообразования) нравственно-волевой (любознательность, критичность, трудоспособность

Компоненты готовности педагога к самообразованию

  • когнитивный (базовая культура личности, профессиональные знания, умение их применять
  • мотивационный (осознание личной и общественной значимости непрерывного образования)
  • организационный (умение выбрать источники познания и формы самообразования)
  • нравственно-волевой (любознательность, критичность, трудоспособность
Результаты самообразования педагога повышение качества преподавания предмета (тут необходимо определить показатели, по которым будет определяться эффективность и качество)  разработанные методические пособия, статьи, программы, исследования, дидактические материалы, тесты, наглядности и др. внедрение новых форм, методов и приемов обучения доклады, выступления выработка методических рекомендаций по применению новой технологии разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)

Результаты самообразования педагога

  • повышение качества преподавания предмета (тут необходимо определить показатели, по которым будет определяться эффективность и качество)
  • разработанные методические пособия, статьи, программы, исследования, дидактические материалы, тесты, наглядности и др.
  • внедрение новых форм, методов и приемов обучения
  • доклады, выступления
  • выработка методических рекомендаций по применению новой технологии
  • разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям
  • проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов
  • обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)
Результаты работы по самообразованию  активное и систематическое участие каждого педагога в работе методических объединений, обмен опытом, представление результатов собственных экспериментов, проектов возможность самовыражения,  разрешение собственных сомнений в верности выбранных методов и педагогических находок в процессе обсуждения с коллегами.

Результаты работы по самообразованию

  • активное и систематическое участие каждого педагога в работе методических объединений, обмен опытом, представление результатов собственных экспериментов, проектов
  • возможность самовыражения,
  • разрешение собственных сомнений в верности выбранных методов и педагогических находок в процессе обсуждения с коллегами.