Формирование профессиональной компетентности преподавателя через самообразование - необходимое условие профессионального роста педагога
Самообразование - одна из форм повышения профессионального мастерства педагога
- посредством самообразования повышается качество преподавания учебной дисциплины
- осуществляется готовность к педагогическому творчеству
- прослеживается профессиональный и карьерный рос
- создается имидж современного педагога – новатора, педагога-мастера, педагога-наставника
Значение самообразования для профессиональной компетентности педагога
- повышение качества преподавания предмета
- готовность к педагогическому творчеству
- профессиональный и карьерный рост
- создание имиджа современного педагога – новатора, педагога-мастера, педагога наставника
- Для педагога, призванного живо реагировать на социальные изменения, защитная позиция, нежелание движения означают полное или частичное выпадение из профессионального поля, что лишает его уверенности и надежности
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПЕДАГОГА РАССМАТРИВАЕТСЯ СЕГОДНЯ КАК УСЛОВИЕ ДОСТИЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024)
Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников
Педагогические работники обязаны
1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, обеспечивать в полном объеме реализацию рабочей программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), рабочей программы воспитания
Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников
2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики
3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений
4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и трудолюбие, ответственное отношение к профессиональной, добровольческой (волонтерской) деятельности, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни
5) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания
Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников
6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия , необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;
7) систематически повышать свой профессиональный уровень;
8) проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании;
11) соблюдать устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка
Направления самообразования
- профессиональное (предмет преподавания)
- психолого-педагогическое и психологическое
- методическое
- эстетическое
- в области ИКТ
- в области формирования ЗОЖ
Самообразование осуществляется посредством следующих видов деятельности:
- знакомство с педагогической и методической литературой
- самообразовательная работа над докладом по какой-либо теме
- обзор в Интернете информации
- посещение семинаров, конференций, уроков коллег
- дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами
- систематическое прохождение курсов повышения квалификации
- освоение образовательных технологий (отбор содержания, методов, форм, средств обучения)
- проведение открытых занятий и их анализ
- общение с коллегами в сетевых сообществах
- участие в профессиональных конкурсах
Основные критерии самообразования педагогов
- эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образовательного процесса)
- творческий рост педагогов
- внедрение новых педагогической технологий в образовательный процесс
Основные трудности
- упрощенное понимание сущности и технологии реализации системно деятельностного подхода
- сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения традиционного урока, отказ от поурочных разработок, накопившихся за многие годы
- принципиальная новизна вопросов инструментально-методического обеспечения достижения и оценки планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных )
Индивидуальная форма самообазования предполагает
- Обобщение и распространение собственного опыта (статьи, доклады, мастер класс) максимально приближает процесс аттестации к повседневной практической деятельности, следовательно, экономит время и силы при подготовке к последующей аттестации;
- позволяет планировать собственную профессиональную деятельность с учетом программы развития образовательного учреждения и собственных профессиональных интересов на достаточно продолжительный период времени (межаттестационный), равномерно распределив усилия, направленные на профессиональное развитие (самоменеджмент);
- ориентирует на развитие таких профессионально значимых умений, как рефлексия, самоанализ, проектирование, организованность
Формы организации самообразования
- Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации
- Получение второго высшего образования или второй специальности
- Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы
- Индивидуальная работа по самообразованию,
- Сетевые педагогические сообщества - интернет-ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов страны.
Индивидуальная работа по самообразованию включает
- научно-исследовательскую работу по определенной проблеме
- изучение научно-методической и учебной литературы
- участие в педагогических советах, методических объединениях
- посещение уроков коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания;
- теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм уроков, внеклассных мероприятий и учебных материалов
1 этап – диагностический,
- создание определенного настроя на самостоятельную работу
- анализ профессиональных затруднений и интересов
- постановку проблемы, выбор цели работы, формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий
- (планирование и прогнозирование результатов)
2 этап – обучающий
- педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования
- знакомство с передовым педагогическим опытом, наработанным коллегами в городе, регионе, стране
- накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, формирование картотеки по теме
3 этап – практический
- адаптация теоретического материала к конкретной ситуации (группе, учебной дисциплине)
- апробирование на практике выбранных методов работы; мониторинг, анкетирование
Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы. На данном этапе идет осмысление, анализ и обобщение накопленных фактов. Целесообразно организовать коллективное обсуждение с коллегами прочитанной педагогической литературы и апробированного опыта .
4 этап – внедрение
- педагог в процессе дальнейшей работы использует собственный опыт, а также занимается его распространением
- создание собственных наработок в русле выбранной темы с опорой на теоретический материал (дидактические материалы, разработки уроков, внеклассных мероприятий и другие методические наработки)
- апробациея
- коррекциея
- отслеживанием результативности
- отчет о ходе самообразования на заседаниях методического объединения
- проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий, мастер-классы для коллег
5 этап – обобщающий
- анализ своей самостоятельной методической работы по теме самообразования
- оформить результаты, рекомендации для коллег
- мониторинг, анкетирование и презентацию материалов на заседаниях методических объединений, педагогических советов
Темы самообразования
- Темы для самообразования подбираются с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого педагога. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы.
- Длительность этапов может варьироваться в зависимости от сложности темы, глубины «погружения» и опыта самого педагога. Срок реализации плана педагог определяет сам .
Тематикой самообразования может являться:
- одна из задач образовательного учреждения
- проблема, которая вызывает у педагога затруднение
- пополнение знаний по уже имеющемуся опыту
Алгоритм составления плана работы по самообразованию
- название темы
- цель
- задачи
- предполагаемый результат
- формы самообразования
- этапы работы
- сроки выполнения каждого этапа
- действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой
- способ демонстрации результата проделанной работы
- форма отчета по проделанной работе
Материал, собранный в процессе самообразования, целесообразно
- разделять на отдельные темы и сохранять в виде карточек, специальных тетрадей
- тематических папок
- личного педагогического дневника
Большое значение в процессе занятий по самообразованию имеет умение работать с литературными источниками: делать выписки, составлять конспект, тезисы, развернутый план или аннотацию.
Источники самообразования
- литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)
- Интернет
- видео, аудио информация на различных носителях
- семинары и конференции
- мероприятия по обмену опытом, мастер-классы
- курсы повышения квалификации и др
Компоненты готовности педагога к самообразованию
- когнитивный (базовая культура личности, профессиональные знания, умение их применять
- мотивационный (осознание личной и общественной значимости непрерывного образования)
- организационный (умение выбрать источники познания и формы самообразования)
- нравственно-волевой (любознательность, критичность, трудоспособность
Результаты самообразования педагога
- повышение качества преподавания предмета (тут необходимо определить показатели, по которым будет определяться эффективность и качество)
- разработанные методические пособия, статьи, программы, исследования, дидактические материалы, тесты, наглядности и др.
- внедрение новых форм, методов и приемов обучения
- доклады, выступления
- выработка методических рекомендаций по применению новой технологии
- разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям
- проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов
- обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)
Результаты работы по самообразованию
- активное и систематическое участие каждого педагога в работе методических объединений, обмен опытом, представление результатов собственных экспериментов, проектов
- возможность самовыражения,
- разрешение собственных сомнений в верности выбранных методов и педагогических находок в процессе обсуждения с коллегами.