Фамилия, имя, отчество автора (соавтора) | Задумина Наталья Владимировна |
Место работы | КГУ «Глубоковский технический колледж» УО ВКО |
Должность | Преподаватель специальных дисциплин |
Рубрика | Техническое и профессиональное образование Методическое сопровождение образовательной деятельности Специальные дисциплины |
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ
Система образования Республики Казахстан ориентирована на вхождение в мировое образовательное пространство, поэтому качество образования рассматривается в контексте соответствия уровня получаемых образовательных услуг мировым стандартам и нормам. На сегодняшний день приоритетным является достижение такого качества подготовки специалистов, которое даст им возможность конкурировать на международном рынке труда. В условиях рыночных отношений и все усложняющихся требований к содержанию образования, способам организации учебного процесса необходимы поиски новых резервов повышения качества и эффективности подготовки будущих специалистов. Изменения в социальной сфере общества, информатизация социальных процессов, технологизация социальных сфер сделали нецелесообразной знаниевую парадигму образования, которая сменилась на компетентностный подход к образованию.
Проблема формирования профессиональной компетентности особенно остро стоит во время социальных преобразований и реформ. В этих условиях вопрос о количественных и качественных показателях человеческой деятельности становится делом первостепенной важности. Включенность человека в профессиональную деятельность зависит от личности субъекта деятельности, профессиональной подготовленности, наличия опыта и профессионально важных качеств. С другой стороны, это зависит также от особенностей объекта и сферы деятельности, особенностей данной профессии и конкретного вида профессиональной деятельности, которые обуславливают содержание, направленность и сроки обучения, а также средства и методы профессиональной подготовки.
Таким образом, профессиональная компетентность – это система интеллектуальных, психологических, моральных и деятельных (функциональных) компетенций специалиста, отражающих уровень приобретенных знаний, навыков, опыта, информационной насыщенности и других свойств в конкретной сфере профессиональной деятельности.
Рассмотрим механизмы, обеспечивающие подготовку специалистов в соответствии с потребностями экономики страны. В этом вопросе важным звеном выступает профессиональная компетентность, компетентностный подход в профессиональном образовании.
При разработке рабочих программ по специальным дисциплин и выборе образовательных технологий обучения мною предусматривается формирование общих и профессиональных компетенций.
Для освоения профессиональных компетенций по квалификации «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» в структуру рабочей программы включены темы, направленные на формирование готовности к выполнению набора конкретных трудовых функций.
В основу преподавания спецдисциплин взяты блочно-модульная технология, технология личностно-ориентированного обучения, позволяющие добиться активизации познавательной деятельности, умение решать проблемы, получать и использовать информацию, ориентировать студентов на применение и использование знаний полученных при изучении общетехнических дисциплин. Здесь важное значение имеет межпредметная связь. Практически невозможно подготовить учащегося к производительной трудовой профессиональной деятельности, не предоставив ему возможности освоить ее в процессе обучения. Межпредметная связь обеспечивает увязку учебного материала одного предмета с другим предметом и всего учебного материала между собой, подкрепляя один другого и главное создавая ответственность за качество и глубину знаний по каждому предмету, что создает прочность и качественное освоение профессии, основанной на развитии творческих начал, технологического мышления, инициативы, изобретательности, способности высокопроизводительно работать. Следовательно, межпредметная связь специальной технологии и производственного обучения жизненно необходима, поэтому программа производственного обучения составляется на основе программы специальной технологии. Темы спецтехнологии предшествуют темам производственного обучения и связаны с ними по содержанию.
Освоение профессиональных компетенций у обучающихся по квалификации «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» невозможно без соблюдения следующих условий и правильно подобранных методов обучения, таких как:
репродуктивных демонстрациях;
проблемно-поисковых (постановка практических и ситуационных задач);
имитационных методов (анализ конкретных производственных ситуаций и задач; ситуационные решения; практические задания в процессе практики; обсуждение разработанных вариантов).
необходимых средств обучения, обеспечивающих оптимизацию достижение целей;
материально-технического обеспечения уроков учебной практики по профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования».
по содержанию.
Материально-техническая база колледжа имеет первостепенное значение для формирования профессиональных компетенций выпускников, востребованных работодателем. Поэтому в колледже имеется
«Электромонтажная мастерская»
Учебная практика играет решающую роль в формировании профессиональных компетенций студентов и заключается в специфических особенностях в части целеполагания, содержания, логики, дидактических принципов, организационных форм, методов и средств обучения:
приоритетным для учебной практики является формирование профессиональных умений обучающихся перед формированием профессиональных знаний;
ведущим методом учебной практики остается упражнение;
основным средством учебной практики является производительный труд обучающихся;
осуществляется неразрывная связь теории и практики;
происходит сочетание обучения в специально-организованных условиях и в условиях реального производства.
Благодаря этим особенностям происходит последовательная реализация целей учебной практики в формировании профессиональных компетенций обучающихся:
профессионализм (отработка правильности и точности трудовых действий, достижение определенной скорости их выполнения, развитие умений и навыков);
профессиональной самостоятельности;
профессиональной мобильности.
Участие в конкурсах профессионального мастерства хорошо демонстрирует уровень профессионализма будущих электромонтеров и мотивирует на процесс обучения. Участие в чемпионате профессионального мастерства по стандартам WorldSkills «Молодые профессионалы» по компетенции «Электромонтаж», на мой взгляд, максимально помогает раскрыть все сформированные профессиональные компетенции конкурсантов. Условия конкурса таковы, что конкурсант выполнял задания, в которых понадобились все знания, за время обучения. Видны сразу все промахи, все недочеты, всё, чему студент недоучился, над чем нужно поработать, к чему нужно стремится и в чём нужно развиваться дальше.
Конкурсы мотивируют на самосовершенствование, на самореализацию в своей профессии, на саморазвитие. Именно поэтому я считаю, что конкурсы в целом, а в частности WorldSkills, стабильно остаются эффективной формой повышения профессионального мастерства и являются средствами мотивации к совершенствованию. Профессия «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования » в настоящее время относится к числу востребованных профессий на рынке труда по Республике Казахстан.
Результативная деятельность:
60% выпускников устраиваются на работу по своему профессиональному назначению;
17 % выпускников поступают учиться дальше по своему профилю;
5% выпускников занимаются частным индивидуальным предпринимательством
10 % выпускников устраиваются работать не по профилю;
2 человека из числа бывших выпускников: на должности мастер производственного обучения квалификации «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования»;
Требования работодателей к подготовке специалистов в сфере электроснабжения предприятий также выявило, что сегодня успех выпускников-электромонтеров зависит от уровня профессиональных компетенций.
Поэтому учебная практика, в хорошо оборудованных мастерских имеет огромное значение в формировании профессиональной компетентности студентов, поскольку на занятиях учебной практики они приобретают практические навыки, столь необходимые для конкурентно-способного профессионала в современных условиях.
Профессиональный электромонтер обеспечивает безопасное и надежное снабжение электроэнергией различных объектов и выполняет всю работу в соответствии с действующими сводами правил и поэтому предъявляются высокие требования к качеству его подготовки.