СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование профессиональных компетенций студентов

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование профессиональных компетенций студентов»

Фамилия, имя, отчество автора (соавтора)

Задумина Наталья Владимировна

Место работы

КГУ «Глубоковский технический колледж» УО ВКО

Должность

Преподаватель специальных дисциплин

Рубрика

Техническое и профессиональное образование


Методическое сопровождение образовательной деятельности


Специальные дисциплины





ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ


Система образования Республики Казахстан ориентирована на вхождение в мировое образовательное пространство, поэтому качество образования рассматривается в контексте соответствия уровня получаемых образовательных услуг мировым стандартам и нормам. На сегодняшний день приоритетным является достижение такого качества подготовки специалистов, которое даст им возможность конкурировать на международном рынке труда. В условиях рыночных отношений и все усложняющихся требований к содержанию образования, способам организации учебного процесса необходимы поиски новых резервов повышения качества и эффективности подготовки будущих специалистов. Изменения в социальной сфере общества, информатизация социальных процессов, технологизация социальных сфер сделали нецелесообразной знаниевую парадигму образования, которая сменилась на компетентностный подход к образованию.

Проблема формирования профессиональной компетентности особенно остро стоит во время социальных преобразований и реформ. В этих условиях вопрос о количественных и качественных показателях человеческой деятельности становится делом первостепенной важности. Включенность человека в профессиональную деятельность зависит от личности субъекта деятельности, профессиональной подготовленности, наличия опыта и профессионально важных качеств. С другой стороны, это зависит также от особенностей объекта и сферы деятельности, особенностей данной профессии и конкретного вида профессиональной деятельности, которые обуславливают содержание, направленность и сроки обучения, а также средства и методы профессиональной подготовки.

Таким образом, профессиональная компетентность – это система интеллектуальных, психологических, моральных и деятельных (функциональных) компетенций специалиста, отражающих уровень приобретенных знаний, навыков, опыта, информационной насыщенности и других свойств в конкретной сфере профессиональной деятельности.

 Рассмотрим механизмы, обеспечивающие  подготовку специалистов в соответствии с потребностями экономики страны. В этом вопросе важным звеном выступает профессиональная компетентность, компетентностный подход в профессиональном образовании.

При разработке рабочих программ по специальным дисциплин и выборе образовательных технологий обучения мною предусматривается формирование общих и профессиональных компетенций.

Для освоения  профессиональных компетенций по квалификации «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» в  структуру рабочей программы включены темы, направленные на формирование готовности к выполнению набора конкретных трудовых функций.

    В основу преподавания спецдисциплин взяты блочно-модульная технология, технология личностно-ориентированного обучения, позволяющие добиться активизации познавательной деятельности, умение решать проблемы, получать и использовать информацию, ориентировать студентов на применение и использование знаний полученных при изучении общетехнических дисциплин. Здесь важное значение имеет межпредметная связь. Практически невозможно подготовить учащегося к производительной трудовой профессиональной деятельности, не предоставив ему возможности освоить ее в процессе обучения. Межпредметная связь обеспечивает увязку учебного материала одного предмета с другим предметом и всего учебного материала между собой, подкрепляя один другого и главное создавая ответственность за качество и глубину знаний по каждому предмету, что создает прочность и качественное освоение профессии, основанной на развитии творческих начал, технологического мышления, инициативы, изобретательности, способности высокопроизводительно работать. Следовательно, межпредметная связь специальной технологии и производственного обучения жизненно необходима, поэтому программа производственного обучения составляется на основе программы специальной технологии. Темы спецтехнологии предшествуют темам производственного обучения и связаны с ними по содержанию.

Освоение профессиональных компетенций у обучающихся по квалификации «Электромонтер  по ремонту и обслуживанию  электрооборудования» невозможно без соблюдения следующих условий и  правильно подобранных методов обучения, таких как:

  • репродуктивных демонстрациях;

  • проблемно-поисковых (постановка практических и ситуационных задач);

  • имитационных методов (анализ конкретных производственных ситуаций и задач; ситуационные решения; практические задания в процессе практики; обсуждение разработанных вариантов).

  • необходимых средств обучения, обеспечивающих оптимизацию достижение целей;

  • материально-технического обеспечения уроков учебной практики по профессии «Электромонтер  по ремонту и обслуживанию  электрооборудования».

по содержанию.

Материально-техническая база  колледжа имеет первостепенное значение для формирования профессиональных компетенций выпускников, востребованных работодателем. Поэтому в  колледже имеется

«Электромонтажная мастерская»


Учебная практика играет решающую роль в формировании профессиональных компетенций студентов и заключается в специфических особенностях в части целеполагания, содержания, логики, дидактических принципов, организационных форм, методов и средств обучения:

  • приоритетным  для учебной практики является формирование профессиональных умений обучающихся перед формированием профессиональных знаний;

  • ведущим методом учебной практики остается упражнение;

  • основным средством учебной практики является производительный труд обучающихся;

  • осуществляется неразрывная связь теории и практики;

  • происходит сочетание обучения в специально-организованных условиях и в условиях реального производства.

Благодаря этим особенностям происходит последовательная реализация целей учебной практики в формировании профессиональных компетенций обучающихся:

  • профессионализм (отработка правильности и точности трудовых действий, достижение определенной скорости их выполнения, развитие умений и навыков);

  • профессиональной самостоятельности;

  • профессиональной мобильности.

Участие в конкурсах профессионального мастерства хорошо демонстрирует уровень профессионализма будущих электромонтеров и мотивирует на процесс обучения.   Участие в чемпионате профессионального мастерства по стандартам WorldSkills «Молодые профессионалы» по   компетенции «Электромонтаж»,   на мой взгляд, максимально помогает раскрыть все сформированные профессиональные компетенции конкурсантов. Условия конкурса таковы, что конкурсант выполнял задания, в которых понадобились все знания,  за время обучения.  Видны сразу все промахи, все недочеты, всё, чему студент недоучился, над чем нужно поработать, к чему нужно стремится и в чём нужно развиваться дальше.  

Конкурсы мотивируют на самосовершенствование, на самореализацию в своей профессии, на саморазвитие. Именно поэтому я считаю, что конкурсы в целом, а в частности  WorldSkills, стабильно остаются эффективной формой повышения профессионального мастерства и являются средствами мотивации к совершенствованию.  Профессия «Электромонтер  по ремонту и обслуживанию  электрооборудования » в настоящее время относится к числу востребованных профессий на рынке труда по Республике Казахстан.

Результативная деятельность:

  • 60% выпускников устраиваются на работу по своему профессиональному назначению;

  • 17 % выпускников поступают учиться дальше по своему профилю;

  • 5% выпускников занимаются частным индивидуальным предпринимательством

  • 10 % выпускников устраиваются работать не по профилю;

  • 2 человека из числа бывших выпускников:   на должности мастер производственного обучения  квалификации «Электромонтер  по ремонту и обслуживанию  электрооборудования»;

Требования работодателей к подготовке специалистов в сфере электроснабжения предприятий также выявило, что сегодня успех выпускников-электромонтеров зависит  от уровня   профессиональных компетенций.

Поэтому учебная практика,  в хорошо оборудованных мастерских имеет огромное значение в формировании профессиональной компетентности студентов, поскольку на занятиях учебной практики они приобретают практические навыки, столь необходимые для конкурентно-способного профессионала в современных условиях.

Профессиональный электромонтер обеспечивает безопасное и надежное снабжение электроэнергией различных объектов и выполняет всю работу в соответствии с действующими сводами правил и поэтому предъявляются высокие требования к качеству его подготовки.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!