ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Романова Алла Николаевна
учитель географии высшей категории
МБОУ «Средняя школа № 2
им Е.В.Камышева»
г. Гагарин Смоленской области
28 августа 2023 года
"Исключительное значение имеет карта в передаче сведений о пространственном размещении предметов на земной поверхности (направлениях, расстояниях, площадях, очертаниях, местоположении, пространственных сочетаниях)…
Л. В. Занков
Пространственное мышление
Пространственное (объемное, трехмерное) мышление — это процесс, при котором человек осознает пространственные характеристики объекта (размер, форму, взаимосвязь компонентов и местоположение) и мысленно совершает действия с этим объектом (например, перемещая или преобразовывая его).
Пространственное мышление
Пространственное мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности, с помощью которого возможно создание объемных образов и действия с ними в процессе решения задач по географии.
Роль пространственного мышления
обеспечение ориентации человека в реальном (физическом) и теоретическом (картографическом) пространстве (видимом или воображаемом).
Основные способы формирования пространственного мышления
- простые способы на основе чтения географических карт
- сложные способы используются в процессе активного использования воспринимаемой информации,
и в процессе практической деятельности (характеристика причинно – следственных связей).
Обучающийся владеющий пространственным мышлением должен уметь: 1 . Распознавать данный объект среди объектов реальной действительности.
2. Распознавать объект среди изображений.
3.Устанавливать взаимосвязи между словом, представлением, изображением и объектом реальной действительности.
4. Воспроизводить в воображении объект (представления памяти.)
5. Воспроизводить представления памяти (словесно, графически, в виде модели.)
6.Создавать в воображении новые объекты (представление воображения)
7. Воспроизводить представления воображения (словесно, графически, в виде модели.)
НА ОСНОВЕ ЭТИХ УМЕНИЙ ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ
Уровень I
(Аккумулятивный)
Накопление и узнавание пространственных признаков и отношений. Учащиеся накапливают разнообразные пространственные представления, учатся узнавать разнообразные пространственные объекты, их отдельные признаки и отношения.
Они могут дать название объекту, найти его на рисунке среди предметов реальной действительности.
Уровень II
(Репродуктивный)
Воспроизведение представления памяти. У учащегося развита способность воспроизводить (в представлении, словесно, на рисунке, в виде модели) известные им пространственные признаки и отношения. У них значительно расширился запас пространственной терминологии, накоплены разные виды пространственного представления и отношений: учащиеся, умеют устанавливать связи между пространством, количествами и временными представлениями
Уровень III
(Конструктивный)
Самостоятельное конструирование пространственного образа. Учащиеся активно используют как опору в мыслительной деятельности уже оформленные представления в синтезе с количественными и временными отношениями.
Они умеют давать словесное описание пространственных признаков и отношений, опираясь на отдельные элементы пространственных понятий (о форме, величине, расстоянии и др.)
Уровень IV
(Интеллектуальный)
Мысленное оперирование пространственными представлениями. У учащегося богатый запас пространственного представления, терминологии, они легко дифференцируют пространственные признаки и отношения. Для этого уровня характерно уже умение перемещать мысленно пространственные объекты, находить на рисунке положение фигуры после её перемещения, вид перемещения.
Зачем это нужно?
Функции пространственного мышления:
- обеспечивать в ходе познания выделение в объектах и явлениях действительности пространственных свойств и отношений (формы, величины, направления, протяженности и т. п.);
- создавать на этой основе пространственных образов и оперирование ими в процессе решения задач.
Значение пространственного мышления :
- эффективно влияет на общее интеллектуальное развитие человека;
- служит средством практического познания предметов и явлений действительности;
- обеспечивает успешное овладение теоретическими знаниями, в основе которых лежит оперирование различными графическими моделями.
Основа пространственного мышления
географический образ или представление
Представления –
зрительные образы географических объектов, связанные с понятиями.
Виды представлений:
- Пространственные представления.
- Представления памяти
- Представления воображения
- На основе непосредственного восприятия объекта
- На основе описаний, отражающих действительность
- Представление о пространственном размещении географических предметов и явлений на поверхности Земли
Пространственное воображение, совершенствуются в результате деятельности.
Эта деятельность должна стимулироваться и направляться, т. е. иметь систему упражнений .
Упражнения
- «Соседи». Учащиеся называют объекты, располагающиеся вокруг заданного (изучаемого) объекта.
- назвать восточных соседей;
- выбрать из перечисленных южных соседей
- нарисовать схему расположения соседей и т.д.
в каком направлении и мимо каких объектов надо двигаться, чтобы попасть из одной заданной точки в другую.
- «Немая карта». предлагается контурная карта, на которой географические объекты заменены, например, цифрами.
Назвать, какие это объекты.
- «Нарисуй прямой и обратный путь».
Нарисовать маршрут, записанный с помощью сторон горизонта и расстояний в определенном масштабе,
нарисовать обратный путь.
- «Антиподы». Задание предлагает найти объекты, составляющие противоположность изученному объекту.(Природные зоны, стороны горизонта…)
- «установите соответствие»
- «определите объект»
Анализ тематических карт
способствует формированию и закреплению знаний и умений, развитию воображения, памяти, логического мышления, умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, создавать образ территории, делать выводы, обобщения.
Задания для работы с картами могут быть направлены на:
- установление местонахождения географических объектов, характеристики их географического положения;
- выяснение свойств географических объектов;
- сопоставление и сравнение исследуемых объектов;
- формирование пространственных представлений о размещении и взаимном расположении объектов;
- формирование представления об особенностях изображенной на карте территории;
- выяснение причин и закономерностей в размещении исследуемых объектов;
- выявление взаимосвязи между исследуемыми объектами;
- выяснение возможного развития исследуемых объектов в будущем.
Где можно применить
- географический практикум.
- описание экономического района
- Знания географической номенклатуры
- Устный опрос, письменная контрольная работа, разноуровневые тестовые задания, комбинированный зачет, нестандартные формы (пресс-конференция, круглый стол, дебаты и др
Таким образом, можно сделать вывод, что при использовании максимально разнообразных форм и методов формирования картографических умений и навыков учащихся у учащихся формируются пространственные компетенции.