СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование пространственной компетенции на уроках географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка о приёмах формирования пространственного мышления на уроках географии.

Просмотр содержимого документа
«Формирование пространственной компетенции на уроках географии»

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ Романова Алла Николаевна учитель географии высшей категории МБОУ «Средняя школа № 2 им Е.В.Камышева» г. Гагарин Смоленской области 28 августа 2023 года

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Романова Алла Николаевна

учитель географии высшей категории

МБОУ «Средняя школа № 2

им Е.В.Камышева»

г. Гагарин Смоленской области

28 августа 2023 года

"Исключительное значение имеет карта в передаче сведений о пространственном размещении предметов на земной поверхности (направлениях, расстояниях, площадях, очертаниях, местоположении, пространственных сочетаниях)…

Л. В. Занков

Пространственное мышление  Пространственное (объемное, трехмерное) мышление — это процесс, при котором человек осознает пространственные характеристики объекта (размер, форму, взаимосвязь компонентов и местоположение) и мысленно совершает действия с этим объектом (например, перемещая или преобразовывая его).  

Пространственное мышление

Пространственное (объемное, трехмерное) мышление — это процесс, при котором человек осознает пространственные характеристики объекта (размер, форму, взаимосвязь компонентов и местоположение) и мысленно совершает действия с этим объектом (например, перемещая или преобразовывая его).

 

Пространственное мышление    Пространственное мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности, с помощью которого возможно создание объемных образов и действия с ними в процессе решения задач по географии.

Пространственное мышление

  Пространственное мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности, с помощью которого возможно создание объемных образов и действия с ними в процессе решения задач по географии.

Роль пространственного мышления  обеспечение ориентации человека в реальном (физическом) и теоретическом (картографическом) пространстве (видимом или воображаемом).

Роль пространственного мышления

обеспечение ориентации человека в реальном (физическом) и теоретическом (картографическом) пространстве (видимом или воображаемом).

Основные способы формирования пространственного мышления простые способы на основе чтения географических карт  сложные способы используются в процессе активного использования воспринимаемой информации, и в процессе практической деятельности (характеристика причинно – следственных связей).

Основные способы формирования пространственного мышления

  • простые способы на основе чтения географических карт
  • сложные способы используются в процессе активного использования воспринимаемой информации,

и в процессе практической деятельности (характеристика причинно – следственных связей).

Обучающийся владеющий пространственным мышлением должен уметь:  1 . Распознавать данный объект среди объектов реальной действительности. 2. Распознавать объект среди изображений. 3.Устанавливать взаимосвязи между словом, представлением, изображением и объектом реальной действительности. 4. Воспроизводить в воображении объект (представления памяти.) 5. Воспроизводить представления памяти (словесно, графически, в виде модели.) 6.Создавать в воображении новые объекты (представление воображения) 7. Воспроизводить представления воображения (словесно, графически, в виде модели.)

Обучающийся владеющий пространственным мышлением должен уметь: 1 . Распознавать данный объект среди объектов реальной действительности.

2. Распознавать объект среди изображений.

3.Устанавливать взаимосвязи между словом, представлением, изображением и объектом реальной действительности.

4. Воспроизводить в воображении объект (представления памяти.)

5. Воспроизводить представления памяти (словесно, графически, в виде модели.)

6.Создавать в воображении новые объекты (представление воображения)

7. Воспроизводить представления воображения (словесно, графически, в виде модели.)

НА ОСНОВЕ ЭТИХ УМЕНИЙ ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ  Уровень I (Аккумулятивный) Накопление и узнавание пространственных признаков и отношений. Учащиеся накапливают разнообразные пространственные представления, учатся узнавать разнообразные пространственные объекты, их отдельные признаки и отношения.  Они могут дать название объекту, найти его на рисунке среди предметов реальной действительности.

НА ОСНОВЕ ЭТИХ УМЕНИЙ ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ

Уровень I

(Аккумулятивный)

Накопление и узнавание пространственных признаков и отношений. Учащиеся накапливают разнообразные пространственные представления, учатся узнавать разнообразные пространственные объекты, их отдельные признаки и отношения.

Они могут дать название объекту, найти его на рисунке среди предметов реальной действительности.

Уровень II (Репродуктивный) Воспроизведение представления памяти. У учащегося развита способность воспроизводить (в представлении, словесно, на рисунке, в виде модели) известные им пространственные признаки и отношения. У них значительно расширился запас пространственной терминологии, накоплены разные виды пространственного представления и отношений: учащиеся, умеют устанавливать связи между пространством, количествами и временными представлениями

Уровень II

(Репродуктивный)

Воспроизведение представления памяти. У учащегося развита способность воспроизводить (в представлении, словесно, на рисунке, в виде модели) известные им пространственные признаки и отношения. У них значительно расширился запас пространственной терминологии, накоплены разные виды пространственного представления и отношений: учащиеся, умеют устанавливать связи между пространством, количествами и временными представлениями

 Уровень III  (Конструктивный)  Самостоятельное конструирование пространственного образа. Учащиеся активно используют как опору в мыслительной деятельности уже оформленные представления в синтезе с количественными и временными отношениями. Они умеют давать словесное описание пространственных признаков и отношений, опираясь на отдельные элементы пространственных понятий (о форме, величине, расстоянии и др.)

Уровень III

(Конструктивный)

Самостоятельное конструирование пространственного образа. Учащиеся активно используют как опору в мыслительной деятельности уже оформленные представления в синтезе с количественными и временными отношениями.

Они умеют давать словесное описание пространственных признаков и отношений, опираясь на отдельные элементы пространственных понятий (о форме, величине, расстоянии и др.)

 Уровень IV  (Интеллектуальный)  Мысленное оперирование пространственными представлениями. У учащегося богатый запас пространственного представления, терминологии, они легко дифференцируют пространственные признаки и отношения. Для этого уровня характерно уже умение перемещать мысленно пространственные объекты, находить на рисунке положение фигуры после её перемещения, вид перемещения.

Уровень IV

(Интеллектуальный)

Мысленное оперирование пространственными представлениями. У учащегося богатый запас пространственного представления, терминологии, они легко дифференцируют пространственные признаки и отношения. Для этого уровня характерно уже умение перемещать мысленно пространственные объекты, находить на рисунке положение фигуры после её перемещения, вид перемещения.

Зачем это нужно? Функции пространственного мышления:  обеспечивать в ходе познания выделение в объектах и явлениях действительности пространственных свойств и отношений (формы, величины, направления, протяженности и т. п.);  создавать на этой основе пространственных образов и оперирование ими в процессе решения задач.

Зачем это нужно?

Функции пространственного мышления:

  • обеспечивать в ходе познания выделение в объектах и явлениях действительности пространственных свойств и отношений (формы, величины, направления, протяженности и т. п.);

  • создавать на этой основе пространственных образов и оперирование ими в процессе решения задач.

Значение пространственного мышления :  эффективно влияет на общее интеллектуальное развитие человека;  служит средством практического познания предметов и явлений действительности; обеспечивает успешное овладение теоретическими знаниями, в основе которых лежит оперирование различными графическими моделями.

Значение пространственного мышления :

  • эффективно влияет на общее интеллектуальное развитие человека;
  • служит средством практического познания предметов и явлений действительности;
  • обеспечивает успешное овладение теоретическими знаниями, в основе которых лежит оперирование различными графическими моделями.
Основа пространственного мышления  географический образ или представление    Представления – зрительные образы географических объектов, связанные с понятиями.

Основа пространственного мышления

географический образ или представление 

Представления –

зрительные образы географических объектов, связанные с понятиями.

 Виды представлений:  Пространственные представления. Представления памяти Представления воображения На основе непосредственного восприятия объекта На основе описаний, отражающих действительность  Представление о пространственном размещении географических предметов и явлений на поверхности Земли

Виды представлений:

  • Пространственные представления.
  • Представления памяти
  • Представления воображения
  • На основе непосредственного восприятия объекта
  • На основе описаний, отражающих действительность 
  • Представление о пространственном размещении географических предметов и явлений на поверхности Земли
Пространственное воображение, совершенствуются в результате деятельности. Эта деятельность должна стимулироваться и направляться, т. е. иметь систему упражнений . 

Пространственное воображение, совершенствуются в результате деятельности.

Эта деятельность должна стимулироваться и направляться, т. е. иметь систему упражнений

Упражнения «Соседи». Учащиеся называют объекты, располагающиеся вокруг заданного (изучаемого) объекта.  назвать восточных соседей; выбрать из перечисленных южных соседей нарисовать схему расположения соседей и т.д.

Упражнения

  • «Соседи». Учащиеся называют объекты, располагающиеся вокруг заданного (изучаемого) объекта.
  • назвать восточных соседей;
  • выбрать из перечисленных южных соседей
  • нарисовать схему расположения соседей и т.д.

«Путешествие по карте».  в каком направлении и мимо каких объектов надо двигаться, чтобы попасть из одной заданной точки в другую.  «Немая карта».  предлагается контурная карта, на которой географические объекты заменены, например, цифрами.  Назвать, какие это объекты.
  • «Путешествие по карте».

в каком направлении и мимо каких объектов надо двигаться, чтобы попасть из одной заданной точки в другую.

  • «Немая карта».  предлагается контурная карта, на которой географические объекты заменены, например, цифрами.

Назвать, какие это объекты.

«Нарисуй прямой и обратный путь».    Нарисовать маршрут, записанный с помощью сторон горизонта и расстояний в определенном масштабе,  нарисовать обратный путь.
  • «Нарисуй прямой и обратный путь». 

Нарисовать маршрут, записанный с помощью сторон горизонта и расстояний в определенном масштабе,

нарисовать обратный путь.

«Антиподы». Задание предлагает найти объекты, составляющие противоположность изученному объекту.(Природные зоны, стороны горизонта…) «установите соответствие» «определите объект»
  • «Антиподы». Задание предлагает найти объекты, составляющие противоположность изученному объекту.(Природные зоны, стороны горизонта…)
  • «установите соответствие»
  • «определите объект»
 Анализ тематических карт  способствует формированию и закреплению знаний и умений, развитию воображения, памяти, логического мышления, умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, создавать образ территории, делать выводы, обобщения.

Анализ тематических карт

способствует формированию и закреплению знаний и умений, развитию воображения, памяти, логического мышления, умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, создавать образ территории, делать выводы, обобщения.

Задания для работы с картами могут быть направлены на: установление местонахождения географических объектов, характеристики их географического положения; выяснение свойств географических объектов; сопоставление и сравнение исследуемых объектов; формирование пространственных представлений о размещении и взаимном расположении объектов; формирование представления об особенностях изображенной на карте территории; выяснение причин и закономерностей в размещении исследуемых объектов; выявление взаимосвязи между исследуемыми объектами; выяснение возможного развития исследуемых объектов в будущем.

Задания для работы с картами могут быть направлены на:

  • установление местонахождения географических объектов, характеристики их географического положения;
  • выяснение свойств географических объектов;
  • сопоставление и сравнение исследуемых объектов;
  • формирование пространственных представлений о размещении и взаимном расположении объектов;
  • формирование представления об особенностях изображенной на карте территории;
  • выяснение причин и закономерностей в размещении исследуемых объектов;
  • выявление взаимосвязи между исследуемыми объектами;
  • выяснение возможного развития исследуемых объектов в будущем.

Где можно применить географический практикум. описание экономического района Знания географической номенклатуры Устный опрос, письменная контрольная работа, разноуровневые тестовые задания, комбинированный зачет, нестандартные формы (пресс-конференция, круглый стол, дебаты и др

Где можно применить

  • географический практикум.
  • описание экономического района
  • Знания географической номенклатуры
  • Устный опрос, письменная контрольная работа, разноуровневые тестовые задания, комбинированный зачет, нестандартные формы (пресс-конференция, круглый стол, дебаты и др
Таким образом, можно сделать вывод, что при использовании максимально разнообразных форм и методов формирования картографических умений и навыков учащихся   у учащихся формируются пространственные компетенции.

Таким образом, можно сделать вывод, что при использовании максимально разнообразных форм и методов формирования картографических умений и навыков учащихся   у учащихся формируются пространственные компетенции.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!