СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование пространственных представлений

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучить процесс формиования пространственных представлений  в начальной школе

Просмотр содержимого документа
«Формирование пространственных представлений»





Формирование пространственных представлений у учащихся начальных классов



























Симферополь, 2016

Цель: изучить процесс формирования пространственных представлений у учащихся начальной школы. Задачи: - изучить особенности развития пространственного представления младших школьников; - проанализировать эффективность условий, при которых происходит формирование пространственного мышления учащихся начальной школы; - изучить приемы формирования пространственного мышления школьников в процессе изучения геометрического материала.



Формирование пространственных представлений выстраиваются в сознании ребенка уже с самого раннего детства. Однако в связи с тем, что «владение пространственными представлениями и наличие пространственного воображения является одним из основных критериев образованности учащихся в области математики», как утверждал известный психолог Г. Гипси, задача формирования этого вида мышления традиционно считается одной из задач математического образования. Столь же традиционно эта задача связывается с изучением геометрического материала, как в начальной, так и в средней школе. Развитие пространственных представлений является важнейшей частью интеллектуального развития в целом, поскольку играет большую роль не только при изучении геометрии, но и других учебных дисциплин. Без сформированных пространственных представлений невозможно эффективное изучение рисования, черчения, физики, географии, технологии и ряда других школьных предметов. Наличие хорошего пространственного воображения необходимо и инженеру, и дизайнеру, и компьютерщику, и экономисту, и специалистам многих других профессий. Пространственное понятие и пространственное воображение ребенка являются предпосылками для формирования его пространственного мышления и обеспечиваются различными психическими процессами, такими как восприятие ( первоосновой которой является ощущение ), внимание, память, воображение, при обязательном участии речи. Ведущую роль при этом играют логические приемы мышления: сравнение, анализ, синтез, классификация, обобщение, абстрагирование. Базой для развития пространственного мышления являются пространственные представления, которые отражают соотношения и свойства реальных предметов, то есть свойства трехмерного видимого или воспринимаемого пространства. Пространственные представления - это образы памяти или образы воображения, в которых представлены по преимуществу пространственные характеристики объекта: форма, величина, взаимоположение составляющих его частей, расположение его на плоскости или в пространстве. Содержание пространственного мышления является оперирование пространственными образами в видимом или воображаемом пространстве. По мнению И. С. Якиманской пространственное мышление структурно представлено двумя видами деятельности: созданием пространственного образа и преобразованием уже созданного образа в соответствии с поставленной задачей. При создании любого образа, в том числе и пространственного, мысленному преобразованию подвергается наглядная основа, на базе которой он возникает. В качестве реальной основы может выступать и реальный предмет, и его графическая (рисунок, чертеж, график и т.д.) или знаковая (математические или иные символы) модель. В любом случае при создании образов происходит перекодирование, сохраняющее не столько внешний вид, сколько контур объекта, его структуру и соотношение частей. В зависимости от сложности выполняемых преобразований, И. С. Якиманская выделяет три типа оперирования пространственными образами:

1-й тип - преобразуется пространственное положение и не затрагивается структура образа (это различные перемещения);

2-й тип - преобразуется структура образа путем различных трансформаций (наложения, совмещения, перегруппировка составных частей, добавление или удаление элементов);

3-й тип - исходный образ преобразуется длительно и неоднократно, что приводит к изменению и структуры, и пространственного положения. В младшем школьном возрасте, особенно на начальном этапе обучения, основным показателем сформированности пространственных представлений является узнавание и дифференцирование пространственных признаков на основе перцептивной деятельности (деятельности по восприятию объекта). Оперативной единицей пространственного восприятия объекта является образ, который характеризуется не только пространственными признаками( форма и размер),но в большей степени пространственными отношениями, определяющими направление (вперёд-назад, вверх- вниз), расстояние (далеко-близко),местоположение (высокий-низкий, короткий-длинный). Одна из психологических особенностей детей младшего школьного возраста - преобладание наглядно-образного мышления и именно на первых этапах обучения математике используется образ, как основная оперативная единица пространственных представлений младших школьников. Однако большие возможности для дальнейшего развития этого вида мышления, а также для наглядно-действенного мышления дает такая работа с геометрическим материалом на уроках математики, когда образ, в котором представлены пространственные признаки объекта, и слово соотносятся ребенком взаимно однозначно. . Формирование пространственных представлений у младших школьников способствует развитию восприятия, памяти, внимания, выработке у младших школьников математических понятий на основе содержательного обобщения, которое означает, что ребенок движется в учебном материале от частного к общему, от конкретного к абстрактному. Переход от наглядно-образного к наглядно-действенному мышлению требует сложной аналитико-синтетической работы, выделения деталей, сопоставления их друг с другом, что немыслимо без наличия у ребенка развитых пространственных представлений и пространственного воображения. В этом процессе большое значение принадлежит и речи, которая помогает назвать признак, сопоставить признаки. Только на основе развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления начинает формироваться в этом возрасте формально-логическое мышление, которое в совокупности с наглядно-образным и наглядно-действенным мышлением является основой умственного развития младшего школьника. Геометрический материал в гораздо более высокой степени, чем арифметический и алгебраический, соответствует ведущему в младшем школьном возрасте виду мышления - образному. Методы обучения младших школьников, определяются прежде всего, особенностями познавательных возможностей детей, а также самим предметом геометрия как науки о свойствах геометрических фигур. Цели изучения геометрии: -развитие логического мышления; -развитие геометрического представления учащихся посредством рисования геометрических фигур, изготовления моделей; -усвоение начальных приёмов черчения линейкой, угольником и циркулем; -формирование умений производить измерения длин, углов, площадей и объёмов; -развитие пространственного мышления учащихся, развитие устной и письменной речи в области, относящейся к пространственным представлениям детей. Важное место при изучении геометрического материала занимает наглядность. Применение наглядности на уроке математики при изучении геометрического материала, позволяет прочно и сознательно усвоить детям все программные материалы. Цель метода наглядности в начальной школе обогащение и расширение непосредственного, чувственного опыта детей, развитие наглядности, изучение конкретных свойств предметов, создание условий для перехода к абстрактному мышлению. Поэтому на своих уроках я широко применяю наглядный материал. В качестве наглядных средств использую модели геометрических фигур, тел, изготовленных из цветного картона или плотной бумаги, пластмассы, дерева, плакаты с изображением фигур, наборы игр ( лото, домино, конструкторы)

Наряду с геометрическими фигурами в качестве раздаточного материала использую полоски бумаги, палочки разной длины, пластилин. Большое внимание уделяю дидактическим играм, с помощью которых учащиеся лучше запоминают образы геометрических фигур и тел, их названия, соотносят названия с соответствующим образом геометрической фигуры.

Цель игры: «Размести вкладыши разной формы и цвета в свои контуры»

Цель игры: «Соотнеси предметы 5 заданных форм в соответствующие гнёзда»

Игра: «Закончи ряд»

Игра: «В гости на весёлом паровозике»

Игра: «Логическая ёлка»

Игра: «Мозаика из треугольников»

Полезны также слуховые и зрительные диктанты. С их помощью дети учатся различать геометрические фигуры, запоминают их названия.

1. Запомни и нарисуй:







2.Найди и исправь ошибку:









3.Продолжи ряд





Изучение геометрического материала тесно связано с уроками рисования и труда. В процессе рисования дети не только познают форму предметов, но и примерные количественные соотношение частей предмета, их взаимное расположение, направление линии. Дети рисуют предметы, близкие по форме к простейшим геометрическим телам: стакан, коробка, яблоко, пирамида. Работа с бумагой, учащиеся закрепляют образ прямой, кривой, линии, отрезка. Вычёркивая орнаменты в виде полосок из геометрических фигур: «квадрат», «круг», «прямоугольник» и др. Лепка предметов заданной формы позволяет узнать форму в конкретном предмете.

Формированию и развитию геометрических и пространственных представлений содействует решение задач геометрического содержания: это деление фигуры с помощью точек, отрезков и построение новых фигур ; задачи на измерение с помощью точек, отрезков, площадей, поверхностей и объёмов фигур; задачи на построение фигур с помощью линейки, циркуля, треугольника; задачи связанные с формированием навыков чтения чертежей, использованием буквенной символики. Также полезно использовать моделирование из геометрических фигур различных предметов ( например, домика ёлочки, флага, человека) и практические упражнения с палочками на достраивание фигуры.

Необходимо работать и с конструктором. Эта работа развивает воображение, смекалку, формирует геометрическое представление, совершенствует и развивает пространственные представления.

Я думаю, что на формирование пространственных представлений должно отводится постоянное внимание не только на отдельных уроках, а в течение всего периода обучения математике в начальной школе, содержащих геометрический материал.

Таким образом, обучая младших школьников математике, необходимо так ставить вопросы и организовывать познавательную деятельность, чтобы задания были направлены не только на формирование математических понятий, но и на развитие пространственного мышления детей, без которого невозможно развитие общеинтеллектуальных умений и навыков.