Доклад
по теме: «Формирование психологической культуры старших подростков в условиях летнего лагеря»
В настоящее время психология начинает занимать всё более заметное место в общей культуре современного общества. Научная и практическая психология представлены во всех областях общественной жизни: политической, экономической, производственной, социальной, юридической, в области образования, искусств и спорта, сохранения здоровья и обороны страны. Все провозглашаемые в настоящее время нравственные ценности - гуманизм, демократизм, сотрудничество, толерантность, диалогичность и пр. - основаны на психологических законах общения и взаимодействия людей.
Перемены в современном обществе, в его социальной структуре привели к значительным изменениям в системе взаимоотношений людей. В современных условиях проблема психологического здоровья детей и подростков является актуальной и практическая психология образования должна быть обращена к проблемам конкретного ребенка, конкретного детского сообщества. На сегодняшний день в образовательной среде существует противоречие: образование ставит задачу полноценного развития личности ребёнка, но при этом ограничивает возможность формирования у ребенка знаний о самом себе, об окружающих его людях. Современное образование уделяет мало внимания целенаправленному приобщению ребёнка к психологической культуре человеческих отношений. Отсюда появляются условия, в которых прогрессирует психологическая неграмотность, низкая психологическая культура общества, отсутствие культуры отношений в том жизненном пространстве, в котором живут многие дети и подростки.
В отечественной психологии накоплен значительный потенциал знаний, необходимый для постановки и решения исследуемой проблемы. Понятия «Психологическая культура личности», «Психологическая грамотность» представлены в работах таких психологов как А. А. Бодалев, Л. Д. Демина, Л. С. Колмогорова, О. И. Мотков, Н. Н. Обозов, Н. И. Исаева, И. А. Зимняя, Е. А. Климов, В. В. Семикин.
Исследованиям структуры психологической культуры личности особое внимание уделяли отечественные психологи: О. И. Мотков, Л. С. Колмогорова, В. В. Семикин, Л. Д. Демина.
Одним из первопроходцев в области исследования психологической культуры является А. А. Бодалёв. Он рассматривает данный феномен в контексте проблемы общения. «Для общения, основанного на принципах гуманизма, необходима психологическая культура, основные положения которой можно попытаться свести к трём элементам: разбираться в других людях и верно оценивать их психологию, адекватно эмоционально откликаться на их поведение и состояние и выбирать по отношению к каждому из них такой способ обращения, который, не расходясь с требованиями коммунистической морали и будучи направлен на утверждение коммунистических идеалов, в то же время наилучшим образом отвечал бы индивидуальным особенностям тех, с кем приходится общаться».
Одной из попыток системного анализа психологической культуры, как базисной культуры личности, являются работы Л. С. Колмогоровой. В своих исследованиях Л. С. Колмогорова обосновывает представление о том, что основы психологической культуры закладываются в детстве, и анализирует возможности и особенности ее генезиса на разных возрастных этапах.
Я. В. Коломенский, один из самых известных новаторов в области практического применения знаний о психологической культуре личности, в своей публикации также трактует данный термин как системное явление, которое подчиняется культуре в широком смысле значения.
Рассмотрение понятия «психологической культуры личности» можно найти в работах и других известных отечественных психологов. Так, О. И. Мотков отмечает, что «психологическая культура включает комплекс активно реализующихся культурно-психологических стремлений и соответствующих умений».
С точки зрения автора, психологическая культура - в развитом виде это достаточно высокое качество самоорганизации и саморегуляции любой жизнедеятельности человека, различных видов его базовых стремлений и тенденций, отношений личности (к себе, к близким и дальним людям, к живой и неживой природе). Это оптимально организованный и протекающий процесс жизни. С помощью развитой психологической культуры человек гармонично учитывает как внутренние требования личности, психики, своего тела, так и внешние требования социальных и природных сред жизни.
Психологическая культура человека - это сложное системное образование личности, включающее в себя некоторые структурные компоненты: психологическая компетентность как определенный уровень освоения знаний и умений, ценностно-смысловой, оценочно-рефлексивный, культуротворческий компоненты.
По мнению О.И. Моткова, "психологическая культура включает комплекс активно развивающихся культурно-психологических стремлений и соответствующих умений:
- систематическое самовоспитание культурных стремлений и навыков;
- достаточно высокий уровень обычного и делового общения;
- хорошую психологическую саморегуляцию;
- творческий подход к делу;
- умение познавать и реалистически оценивать свою личность"
Актуализация проблемы формирования психологической культуры старших подростков становится одной из наиболее актуальных проблем становления личности. Это связано с повышением напряженности и нестабильности современных жизненных условий, ускорением темпа жизни, увеличением числа факторов стресса, возрастанием конкуренции и ответственности. Указанные факторы приводят к повышению частоты и интенсивности психологических нагрузок школьников, на что они реагируют переживаниями тревожности, беспомощности, тоски и отчаяния.
В старшем подростковом возрасте психологическая культура приобретает особую актуальность, поскольку в этот период происходят глубокие изменения в процессе становления личности, происходит её самоутверждение, самоопределение.
В старшем подростковом возрасте происходит развитие способностей, процессов мышления, приводящее к росту сознания, воображения, суждений и интуиции. Происходит активное накопление знаний, открывающих ряд вопросов и проблем, которые как обогащают, так и усложняют жизнь подростков.
Овладение культурой начинается с момента рождения человека. И подростковый возраст также является сензитивным периодом в формировании психологической культуры. В то же время психологическая культура сама собой не рождается, её развитие предполагает внимание к внутреннему миру ребёнка, к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям, его отношению к себе, к сверстникам, к окружающему миру, к происходящим семейным и общественным событиям, к жизни как таковой.
В старшем подростковом возрасте формирование психологической культуры приобретает особое значение в связи с психологическими особенностями данного возрастного периода. В данном возрасте актуализируются сложнейшие экзистенциальные переживания, связанные с духовной и физической сторонами личности. Психологическая культура позволяет подросткам познавать свой внутренний мир, выбирать свой жизненный путь, получать удовлетворение от жизни.
Отсутствие же психологической культуры приводит к развитию таких психологических свойств личности, как: хамство, грубость, хулиганство, неумение вести себя, неуважение и оскорбление другого человека, подхалимство. У многих подростков в связи с этим формируется - глубокая неудовлетворенность потребности в личностном общении с взрослыми, со сверстниками. Они не чувствуют себя любимыми ни в семье, ни в школе. Это ведёт к развитию повышенной тревожности, неуверенности в себе, неустойчивой самооценки, сложностям в личностном развитии, сложностям в протекании процессов социализации и индивидуализации. Поэтому в современных условиях, в современном образовательном процессе в рамках практической психологии необходимо формировать психологическую культуру школьников, чтобы предотвратить запущенность, психологическую незрелость, культурную деградацию. Расширение и обогащение представлений подростка о сферах жизни человека (эмоциональной, волевой, эстетической, нравственной), овладение способами и средствами самопознания и самовоспитания несколько шагов в сторону формирования и развития психологической культуры.
Данное исследование ставит своей основной проблемой выявление уровня сформированности компонентов психологической культуры старших подростков.
Объект исследования: психологическая культура личности.
Предмет исследования: психологическая культура личности старших подростков.
Гипотеза исследования: Позитивная динамика формирования психологической культуры старших подростков в условиях летнего лагеря может быть обеспечена целенаправленной деятельностью педагога-психолога.
Цель: выявление уровня сформированности структурных компонентов психологической культуры старших подростков.
В соответствии целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа научной литературы определить сущность, структурные компоненты психологической культуры старших подростков;
2. Подобрать диагностический инструментарий для изучения уровня сформированности психологической культуры старших подростков;
3. Разработать программу по формированию психологической культуры старших подростков в условиях летнего лагеря.
Для изучения уровня сформированности компонентов психологической культуры старших подростков и отслеживания эффективности внедряемой программы работы психолога по данному направлению в условиях летнего лагеря мы выбрали методику диагностики психологической культуры подростков, предложенную Мотковым О.И..
Выбор диагностического инструментария определялся следующими критериями:
• возможность многостороннего изучения особенностей психологической культуры старших подростков;
• возможность количественного представления результатов с целью дальнейшей математико-статистической обработки;
Диагностическая методика «Психологическая культура школьников» (Мотков О.И.) выполняют функцию средства самопознания для старших подростков.
Практическая деятельность педагога-психолога по формированию психологической культуры старших подростков в условиях летнего лагеря осуществляется посредствам комплексной общеразвивающей общеобразовательной программы «Академия юного психолога».
Цель программы: приобщение старших подростков к основам психологической культуры с помощью сюжетно-ролевой игры «Академия юного психолога» в условиях летнего лагеря.
Новизна программы «Академия юного психолога» заключается в использовании комплексного и деятельностного подходов к развитию компонентов психологической культуры: обучение методам самопознания, саморазвития, самоконтроля и конструктивного общения в познавательной, творческой, физкультурно-оздоровительной, культурно-досуговой и социально-значимой деятельности обучающихся в условиях летнего лагеря при активном участии всего педагогического коллектива.
Программа «Академия юного психолога» основывается на знаниях, полученных обучающимися при изучении предметов следующих образовательных областей: филология, обществознание, естествознание, искусство, физическая культура и валеология, ОБЖ, и предусматривает изучение основных положений общей и социальной психологии.
В ходе занятий обучающиеся познакомятся с основами психологической культуры, научатся снимать напряжение, контролировать и организовывать свою деятельность, что, в свою очередь, создаст условия для формирования у них способности продуктивно использовать собственные ресурсы. Посредством обсуждения и проживания ситуаций жизнедеятельности, вызывающих разнообразные чувства, мы имеем возможность стимулировать у обучающихся интерес к самопознанию и саморазвитию. Коллективное взаимодействие позволит ребенку получить более яркий опыт проживания жизненных ситуаций.
В результате изучения содержания программы обучающиеся смогут:
получить представление: о психологии как науке, своих индивидуальных психологических особенностях, психологическом здоровье личности, психологии общения, о профессиональном самоопределении;
получить знания: о способах самопознания, самовоспитания, самообразования, самореализации и саморазвития, поведенческих стереотипах, особенностях межличностных отношений; о причинах возникновения конфликтов;
научиться: применять практически полученные знания, анализировать свои личностные особенности и поведенческие проявления, отслеживать процесс межличностного взаимодействия, разрешать конфликтные ситуации.
При подборе содержания программы формирования психологической культуры нами учитывались не только возрастные потребности и ценности старших подростков, уровень их реального развития, готовности к усвоению тех или иных знаний, но существующие актуальные проблемы.
Данное содержание курса отражает возрастные специфические процессы и психологические особенности, характерные для старшего подросткового возраста.
Изучение материала ведется в форме комбинированных занятий с элементами тренинга, методами активного обучения: рассказ-лекция; дискуссия; моделирующие, ролевые, имитационные игры; анализ учебных примеров, конкретных случаев и ситуаций; тренировочное упражнение; деловая игра; мозговой штурм и т.д.
Предполагается безоценочная система контроля, при этом текущий контроль осуществляется в форме устного опроса; итоговой аттестацией по курсу является зачет, который может проходить как защита творческих работ обучающихся, мастер-классов, акций или коллективно творческого дела. Это деятельностная форма диагностики, которая позволяет судить о практическом применении обучающимися полученного багажа знаний и умений.
Содержание программы «Академия юного психолога» распределено по 4-м модулям. Отдельные темы объединены в один тематический модуль (раздел).
1 модуль. Психология познания
Цель: знакомство основными понятиями и методами развития познавательного интеллекта.
2 модуль. Психология творчества.
Цель: стимулировать развитие навыков самопознания, саморазвития, самоорганизации и творчества через коллективно-творческую и художественную деятельность.
3 модуль. Психология здоровья.
Цель: развитие навыков саморегуляции, конструктивного общения, самоорганизации и саморазвития.
4 модуль. Психология радости.
Цель: формировать у обучающихся навыки позитивного мышления.
Каждое занятие построено с учетом постепенной интенсификации процесса самопознания и развития. В содержание занятий входит самодиагностика подростков своего состояния, настроения, анализа своего поведения с использованием дневников, опросников, тестов, что позволяет развить познавательные, эмоциональные и волевые психические процессы. Коллективный способ обучения используется при выполнении упражнений, рефлексии по кругу, работы в парах, тройках, в группах сменного состава.
Кроме того, занятия по курсу «Академия юного психолога» позволяют психологу проводить психопрофилактическую работу не только с подростками «группы внимания», но и с теми, кто не попадает в поле пристального внимания педагогов или психолога. Появляется возможность предложить подросткам «информацию к размышлению» по тем темам, которые могут быть для них актуальными, появляется возможность эффективного контакта с обучающимися. Регулярные занятия на протяжении всей летней смены позволяют подросткам сориентироваться в особенностях «психологического» взаимодействия, его целях и результатах, способствуют развитию у них психологической культуры как компонента личностного развития.
Результатом работы будет степень удовлетворенности обучающихся содержанием данной программы и показатели уровня сформированности компонентов психологической культуры старших подростков.