СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование развитой, творческой личности на уроках биологии с помощью нестандартных подходов .

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В общей биологии имеется ряд разделов, отличающихся своей сложностью явлений  и протекания процессов, а вследствие этого, сложность восприятия и понимания.. К таким процессам можно отнести: миеромир клетки - строение и функции органоидов, биосинтез белка, развитие жизни на земле и др. Подвижные компьютерные модели помогают учащимся выйти из затруднительного положения - понятие явление, которое  сложно представить. Компьютер не только создает модель явления, но также позволить изменить условия протекания процесса, просмотреть с оптимальной для усвоения скорость.

Суть модели "Перевернутого класса" заключается в том, чтобы привлечь учеников к реальной деятельности  на уроках, а не к скучному записыванию лекций за учителем. Для этого меняется содержание домашней работы и работы на уроке. 

Просмотр содержимого документа
«Формирование развитой, творческой личности на уроках биологии с помощью нестандартных подходов .»

1

Ф.И.О

Крылова Надежда Васильевна

2.

Категория

Высшая квалификационная категория.

3

Школа

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2»

4

Должность

учитель биологии

5

Программа инновационной деятельности

Формирование развитой, творческой личности на уроках биологии с помощью нестандартных подходов .

6

Основная идея инновации

Инновации, как элемент творческого процесса, позволяет значительно повысить эффективность обучения, инициативность и успешность всех участников образовательного процесса.  

7

Цель, задачи

Главной целью инновационных технологий, является проект «Перевернутый класс». Домашнее задание выполняется в классе при содействии учителя, а лекции и объяснения разбираются учениками самостоятельно дома при помощи видео уроков и презентаций.

Задачи:

  • Дать возможность учащимся осваивать материал в своем темпе, не будучи зажатыми временными рамками урока

  • Научить учащихся общаться со сверстниками и учителем, используя систему онлайновых дискуссий

8

Предполагаемые результаты

Использование данного опыта позволяет повысить уровень мотивации к изучению биологии, помочь в формировании самостоятельности развитой и творческой личности;

9

Результативность (над чем еще следует работать)

Технология перевернутого обучения предполагает изменение роли преподавателя. Становится возможным более тесное сотрудничество учителя и обучающихся во время учебного процесса.

Технология Перевернутый урок» позволяет возложить ответственность за знания ученика на его собственные плечи, тем самым давая ему стимул для дальнейшего творчества, направляя процесс обучения в русло самостоятельного получения знаний.


Из опыта работы

Методы обучения

Словесные


  • Метод дискуссии: вопросы учителя или учащихся, требующие размышлений, обмена мнениями.

  • Метод самостоятельной работы с учебником: учащиеся самостоятельно работают по заданию учителя с учебными пособиями, видео, презентациями, при этом составляя план, таблицы, схемы.

  • Метод самостоятельной работы с дидактическим материалом: работа учащихся по дидактическим материалам.

  • Метод эвристической беседы: учащиеся решают проблемные вопросы и получают новые знания в процессе дискуссии, коллективных размышлений в онлайн.

  • Метод проблемного изложения: проблемные вопросы решает сам учитель, размышляя и побуждая учащихся к логическому мышлению.

  • Метод решения расчетных и логических задач: учащиеся по заданию учителя самостоятельно решают расчетные или логические задачи, требующие вычислений, размышлений и умозаключений.

Наглядные


  • Метод частично-поисковый демонстрационный: учащиеся решают проблемный вопрос, наблюдая и обсуждая демонстрируемые учителем онлайн методические рекомендации и материалы к уроку.

  • Метод работы с использованием ИКТ: учащиеся решают проблемный вопрос и получают часть новых знаний при просмотре слайдов, видеофильмов, работе с соответствующими компьютерными программами (электронный учебник Учебник Биология» 10-11 классы» Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко, Т.В.Иванова. – М.: Просвещение, 2014. – 159, [1]с.: ил. – (Сферы).

  • Создание компьютерных презентаций


Результативность выбранной технологии

«Перевернутый класс»




Мои ученики будут узнавать новое не от меня;

Они будут открывать это новое сами.

Моя главная задача — помочь им раскрыться

и развить собственные идеи.

И. Г. Песталоцци


Перевернутый урок – это одна из форм смешанного обучения. Образовательные технологии и учебная деятельность – вот две основные компоненты перевернутого урока. Они существенным образом меняют обучающую среду.

Модель «Перевёрнутый класс» я использовала в 11б классе, где учащиеся незначительно различаются по своим психологическим особенностям, уровню мотивации, сформированности ИКТ компетентности и регулятивных универсальных учебных действий. В этом классе весь коллектив работает как одна группа, для которой чередуются компоненты очного и электронного обучения. При этом реализация электронного обучения осуществляется вне школы: я, как учитель предоставляю доступ к электронным образовательным ресурсам для предварительной теоретической подготовки дома. Перевернутым здесь становится сам процесс обучения.

Перевернутый класс - это занятия наоборот. Объяснение нового материала происходит дома. "Домашняя" работа - в классе. По-моему мнению, такой подход является намного эффективней традиционного.

Какого уровня достигают ученики, которых учат традиционно? Главное для педагога на уроке - чтобы ученики запомнили и поняли. На большее не хватает времени. Если же учитель пытается поднять учеников выше с помощью домашних заданий, то самое сложное (применение, анализ, синтез и оценка) им приходится делать самостоятельно. Нужно ли в этом случае удивляться, что многие учащиеся просто не могут выполнить домашние задания, в результате демонстрируют низкое качество знаний.

Исходя из вышесказанного, я подошла к тому, что обучение стоит «перевернуть».

Обучение в рамках модели «Перевернутого класса» происходит следующим образом:

Ученик – активный участник учебной деятельности

Учитель –направляющее звено.


Дома учащиеся самостоятельно знакомятся с теоретическим материалом:

  • осваивают материал в индивидуальном темпе;

  • отсутствуют временные ограничения;

  • возможность общаться со сверстниками и педагогом, используя систему онлайновых дискуссий.

Подготовка несколько видеолекций в неделю (это могут быть и готовые материалы из Интернета)






На уроке выполняют задания на закрепление посредством общения с одноклассниками и педагогом.


На уроке имеется возможность качественно организовать учебную деятельность, вовлекая в разные виды работ всех учеников класса

Среди популярных форм классной работы в такой модели – выполнение упражнений, дискуссии и презентация проектов.

Критически оценивает, выбирает, тестирует,

делает выводы, принимает решения

 Проблемы, которые невозможно или трудно решить в рамках традиционного урока, можно попробывать решить на «перевернутом»

Синтез

обобщает, конструирует, комбинирует,

интегрирует, создаёт, выражает гипотезу

Анализ

анализирует, находит связь, классифицирует, сравнивает, группирует, систематизирует

использует, решает, экспериментирует,

делает прогноз

На обычном уроке трудно достичь высокого уровня владения учащимися материалом

Применение

объясняет, описывает своими словами, обосновывает, приводит примеры

На уроке акцент смещается от обзорного знакомства с новой темой в сторону ее совместного изучения и исследования.

Понимание Знание

перечисляет, воссоздаёт, показывает, представляет, демонстрирует, вспоминает

Продумывает критерии оценивания работ учеников, учитывая возможность самооценки


Обязательным условием использования данной модели является наличие у обучающихся домашнего ПК с выходом в Интернет.

Безусловно, обучение в рамках модели «Перевернутого класса» требует от педагога дополнительной подготовки, особенно на первых порах. При организации «Перевернутого класса»:

  • Составляю базу электронных адресов учащихся.

  • Составляю план проведения перевернутых уроков биологии в соответствии с календарно- тематическим планированием, разрабатываю конспект перевернутого урока.

  • Создаю видеоресурсы с заданиями (или подбираю готовые), направленные на развитие навыков высокого порядка (рекомендуемые сайты: https://interneturok.ru/, https://infourok.ru/ , http://school-collection.edu.ru/collection

«Редкие и исчезающие животные» - http://plant.geoman.ru 

«Вся биология»-  http://www.sbio.info

«Биология животных» -  http://www.theanimalworld.ru/

«Анатомия человека»  http://www.anatomus.ru/

"Наследственная информация и реализация ее в клетке";

"Беспозвоночные животные" -  http://www.sbio.info

"Возникновение и развитие человека" - http://edu.greensail.ru

Продолжительность видео — не более 10 мин.

  • За 3–4 дня до урока рассылаю видео к уроку с указанием места онлайн-хранилища или ссылку на интернет-ресурс.

  • Для полного усвоения изученного материала учащимися на уроке использую групповые виды работ.

  • Уроки «переворачиваю»

  • Каждое учебное видео или электронные образовательные ресурсы сопровождаю четкими учебными целями и поэтапной инструкцией.

  • Обязательно сопровождаю каждое учебное видео заданием.

  • Привлекаю учеников к написанию конспектов или небольших заметок по просмотренному видео.



В общей биологии есть ряд разделов, отличающихся сложностью явлений и протекания процессов, а вследствие этого, сложных для восприятия и понимания. К таким процессам можно отнести: микромир клетки – строение и функции органоидов, биосинтез белка, развитие жизни на Земле и др. Подвижные компьютерные модели помогают учащимся выйти из затруднительного положения – понять явление, которое сложно представить. Компьютер не только создаёт модель явления, но также позволяет изменить условия протекания процесса, просмотреть с оптимальной для усвоения скоростью. 

Какие возможности даёт перевернутое обучение?

  • Проявить творчество, индивидуальность преподавателю и ученику.

  • Избежать формального подхода к проведению уроков

  • Задействует различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом , но и в ассоциативном виде в память учащихся.

  • Сокращает время обучения

Суть модели смешанного обучения заключается в том, чтобы привлечь учеников к реальной деятельности на уроках, а не к скучному записыванию лекций за учителем. Для этого меняется содержание домашней работы и работы на уроке.

При работе в режиме «Перевёрнутого класса» возрастает доля ответственности самого обучающегося, стимулируется развитие его личностных характеристик (активность, ответственность, инициативность и т.п.) и метапредметных навыков (самоорганизация, управление временными ресурсами и т.д.).

Школа использует инновационные образовательные технологии и методики преподавания различных учебных дисциплин, позволяет значительно повысить эффективность обучения, инициативность и успешность всех участников образовательного процесса.
Я считаю, что использование модели «Перевернутый класс» является одним из возможных путей повышения качества знаний. Китайская мудрость гласит - «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне сделать самому и я пойму». 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!