СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование речевой культуры младших школьников на уроках русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для того, чтобы организовать работу по формированию речевой культуры младших школьников, учителю необходимо использовать различные методы и приёмы.

Просмотр содержимого документа
«Формирование речевой культуры младших школьников на уроках русского языка»

Формирование речевой культуры
младших школьников на уроках русского языка


Для того, чтобы организовать работу по формированию речевой культуры младших школьников, учителю необходимо использовать различные методы и приемы.
Метод обучения – способ организации учителем учебно- познавательной деятельности обучаемых с целью реализации поставленных задач образования и развития личности детей.
Мы выделили следующие методы работы над формированием речевой культуры младших школьников.
К словесным методам относятся:
1. Устный рассказ ученика.
Рассказ – это последовательное повествовательное изложение учебного материала.
В период становления связной, логичной, последовательной речи, важно понимать, что дети нуждаются не столько в теории, сколько в получении речевых навыков и умений. Но, в то же время, для правильного, грамотного устного или письменного изложения мысли, детям потребуется немало базовых знаний. Чтобы научить младших школьников четко выражать свои мысли в устной форме, необходимо изначально составить рассказ коллективно, который впоследствии послужит образцом для всех учеников.
Немаловажную роль играет план устного рассказа, который помогает ребенку сохранить логику последовательности высказывания и не отходить от темы. План может быть задан учителем или составлен коллективно. Тематика устных рассказов определяется программой урока русского языка, но в их основе должны быть личные впечатления и наблюдения.
Примерный план организации данной работы:

1) сообщение темы и цели работы;
2) чтение вслух плана рассказа, данного учителем, или коллективное составление плана;
3) индивидуальное обдумывание рассказа в целом;
4) связные рассказы по плану.
После выступления ребенка, учитель называет положительные стороны рассказа и высказывает пожелания к ответу.
2. Беседа учителя и учеников.
Беседа – метод обучения, включающий диалог учителя и учащихся, проводимый по заранее продуманным вопросам.
Цель учебной беседы может быть разной, от проверки домашнего задания до подведения итогов учебного занятия. Для проведения беседы необходимо, чтобы дети были осведомлены, то есть имели некоторые знания по изучаемой теме. Учитель, посредством беседы, помогает ученикам выявить связь между их личным опытом и учебным материалом.
По ответам детей педагог может понять, насколько ребенок уяснил тему, что понял и что упустил, и, в зависимости от этого, может скорректировать работу над изучением или закреплением.
Для организации беседы на уроке учитель обязан:
1) четко определить тему беседы;
2) определить цель беседы;
3) составить план – конспект беседы;
4) подобрать дополнительные материалы (наглядные пособия,
мультимедийную презентацию);

5) продумать методику ее проведения (определить место беседы и ее значимость на уроке, составить соответствующие выводы).
Грамотное применение беседы на уроках устраняет пассивное восприятие излагаемого учителем материала, повышает активность класса, максимально активизирует мышление, создает условия для оперативного управления процессом познания. Во время беседы учитель полностью контролирует высказывания детей, исправляет речевые ошибки, ошибки в ударениях, корректирует высказывания.
3. Работа с учебной книгой и текстом.
Письменным источником знаний, необходимым для организации учебной деятельности младших школьников, является книга.
На уроках русского языка и литературы могут использоваться различные книги, в зависимости от этапа и цели урока: учебники, хрестоматии, книги с художественными произведениями, справочники, словари. Для индивидуальной или парной работы учитель может использовать карточки с текстом и задания, которые соответствуют изучаемой теме.
На каждом уроке русского языка учитель должен планировать работу с учебником или текстом. Она может быть различного характера:
1. Основное содержание учебников русского языка – это упражнения и задания. В первом классе, когда дети только адаптируются, а их читательский навык неизвестен, учитель сам объясняет задания, читает языковой материал. Впоследствии для чтения заданий педагог выбирает читающих детей и контролирует их речь, корректирует ее согласно речевой культуре: громкость чтения, четкость, наличие ошибок в ударении, пропуск букв и т.д. Со слабочитающими и нечитающими детьми ведется отдельная работа, а на уроках русского языка, учитель также спрашивает их, но более легкий языковой материал.
2. Составление плана и пересказ по плану. Данный метод отличается от рассказа тем, что здесь присутствует готовый текст, который нужно проанализировать, составить план и воспроизвести. Важную роль в пересказе играют опорные слова, которые позволяют ребенку ориентироваться в тексте.
3. Работа с терминами и новыми словами. Пополнение словарного запаса является необходимым условием в формировании речевой культуры младших школьников. Во время работы с незнакомыми словами, для понимания смысла, важна наглядность. При введении термина требуется не только теория, но и практические задания. Существует множество форм организации данной работы: ведение словариков, куда дети записывают новое слово и его определение; творческие задания в виде мультимедийных презентаций с новыми словами, их значениями и картинками; составление общего словаря класса, для этого необходимо, чтобы каждый ребенок дома подготовил по одной творческой странице и т.п.
4. Организация самостоятельной парной или групповой работы с текстом. Учитель может дать дифференцированные задания для работы с текстом отдельным рядам или группам. При этом чаще всего используются дополнительные тексты. Тематика данной работы варьируется в зависимости от пройденного материала. Во время работы может проводиться обсуждение прочитанного в парах или группах и коллективное выполнение заданий учителя, затем несколько учеников отчитываются о проделанной работе перед всем классом.
К наглядным методам относятся следующие виды работ:

1. Составление рассказа по картине или по серии сюжетных картинок. Этот метод в стандартном использовании более актуален для 1 класса, когда дети только учатся формулировать свои мысли. Для классов постарше можно использовать модификации, в зависимости от изученной темы. Например: составить рассказ по картинкам только при помощи глаголов, если была изучена тема «Глагол». Наиболее популярны творческие рассказы, которые развивают не только речевую культуру, но и воображение. Они заключаются в том, что нужно придумать продолжение рассказа, рассказать его наоборот или использовать разные типы речи – повествование, описание, рассуждение.
2. Описание предмета по характеристикам. Суть этого метода в том, чтобы ребята обязательно держали в руках тот предмет, который они описывают. Здесь также важно, чтобы младшие школьники говорили полными, развернутыми предложениями. Учитель может составить план или предложить составить его коллективно.
Примерный план описания:
1) материал; 2) форма; 3) цвет; 4) детали; 5) назначение.
3. Данный вид работы можно также использовать при работе с темой местоимения, а именно, при составлении рассказа объяснить детям, что необходимо чередовать название предмета и местоимение. Например: «У меня в руках игрушечная машинка. Она сделана из пластмассы. Форма у машинки прямоугольная с выпуклостями. Её цвет – желтый. Она состоит из множества деталей: колеса, корпус, двери, руль и т.д. Машинку используют дети в качестве игрушки».
Изучение нового слова при помощи иллюстраций. Некоторые дети лучше запоминают, когда есть наглядное представление материала. В этом случае для изучения новых слов можно использовать картинки (распечатанные или на слайде), причем подготовить их может как учитель, так и сами ученики. Организовать такую работу можно так: появилось незнакомое слово, на следующий урок один из учеников дает ему толкование с наглядным представлением, затем другой ученик и т.д.
К практическим методам относятся:
1. Упражнения – самый распространенный вид деятельности на
уроках. Они различаются в зависимости от темы, формы работы на уроке, уровня знаний обучающихся. Существуют рецептивные, репродуктивные и продуктивные типы упражнений:
‒ рецептивные упражнения предполагают восприятие готового языкового материала (учитель сказал – ребенок повторил),
‒ репродуктивные упражнения связаны с воспроизведением (устным или письменным) готовых знаний, тренировке в их применении,
‒ продуктивные упражнения – тип упражнений, при которых
ребенок должен творчески подойти к решению поставленной перед ним задачи (рассказать, сравнить, сопоставить, сделать вывод, выдвинуть гипотезу и т.п.).
2. Сочинение – письменное изложение мыслей обучающихся на заданную тему. Оно является неотъемлемой частью уроков русского языка и литературы.
В первом классе проводится подготовительная работа, а именно
система упражнений, которые постепенно усложняются. Во втором классе дети уже пишут небольшие сюжетные рассказы и добавляют краткие описания предметов, животных, людей. Далее, в третьем классе, вводится описание единичных предметов, деталей. Затем, в четвертом классе добавляются элементы рассуждения. Как правило, рассуждение очень трудно дается младшим школьникам, потому что для него необходимо понимание причинно-следственных связей, умение делать выводы, анализировать и доказывать выдвинутые положения.
Сочинение позволяет учителю увидеть конкретные ошибки, которые допускают ученики, и скорректировать работу над формированием речевой культуры в целом.
3. Изложение – это письменный пересказ готового текста. Устный
пересказ, как подготовка к письменному изложению, начинается в первом классе. Затем, со второго класса, дети учатся писать изложение. Сначала идет коллективная работа по составлению плана, устный пересказ, а затем написание изложения по плану и по опорным словам. В третьем и четвертом классе увеличивается количество слов в текстах для изложения, и, соответственно, усложняется языковой материал, в зависимости от пройденных тем.
Изложения и сочинения являются наиболее эффективными упражнениями в формировании связной речи младших школьников.
Данный вид работы учит детей основным умениям работы с текстом, стимулирует мыслительную деятельность, развивает творческие способности.
4. Творческие задания. Как известно, младшие школьники любят игры, нестандартные задания, инсценировки. Все это вызывает у них интерес и, несомненно, способствует приобретению нового опыта. Задача учителя – поставить цель, правильно организовать этот процесс и, благодаря этому, получить конечный результат.

Вот некоторые примеры организации данной работы для формирования речевой культуры младших школьников:
1) инсценировка – чаще всего используется на уроках литературного чтения или во внеурочной деятельности. За основу берется сказка или рассказ, распределяются роли, и ребята в микрогруппах представляют различные сценки с репликами героев. Учителю важно обращать внимание на громкость, четкость, правильность и выразительность речи;
2) дидактическая игра может использоваться на уроках русского языка в качестве дополнительного источника знаний. Игры объединены в группы согласно разделам русского языка: фонетические, графические, лексические, грамматические, орфографические и игры на развитие связной речи;
3) разработка проектов – наиболее актуальная форма организации работы для современных младших школьников. Это может быть совместный проект учителя, учеников и их родителей, который они
реализуют на протяжении длительного времени. Например: проект «Семейное чтение», суть которого заключается в том, что родители и дети отмечают в читательском дневнике прочитанные книги, или создают плакат с иллюстрациями, или же каждая семья создает страницы для общей книги.
Ещё одним вариантом организации работы являются индивидуальные проекты детей, в которых они исследуют ту или иную проблему. Важно то, чтобы ребенку действительно эта тема была интересна.
Таким образом, существует множество методов обучения, которые направлены на формирование речевой культуры младших школьников.
Наиболее распространены словесные методы, так как являются неотъемлемой частью становления речи ребенка. Несмотря на это, наглядные и практические методы не уступают по своей значимости. Все эти методы взаимосвязаны между собой, невозможно их определить лишь в одну группу, поэтому распределение происходит по преобладающим видам деятельности.
Немаловажную роль в процессе обучения младших школьников играют приемы, используемые учителем на уроках русского языка.
Прием – это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификации метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре.
Для формирования речевой культуры младших школьников целесообразно использовать следующие приемы:
1) использование устного народного творчества – загадки,
пословицы, сказки, поговорки, фразеологизмы, скороговорки;
2) подбор синонимов и антонимов;
3) составление правильных предложений из хаотичного порядка
слов;
4) составление текста из ряда предложений;
5) распространение предложений (можно организовать как работу в
группе);
6) творческий диктант – вид диктанта, при котором учащиеся
записывают диктуемый текст с изменениями;
7) чтение стихотворения при помощи жестов и мимики;
8) упражнения на нахождение звуков в слове;
9) упражнение «Слово к слову – стих создался» (ученики в группе
или самостоятельно придумывают стихотворения);
10) работа в паре «Спрашиваю я, а ты отвечаешь одним словом».
Приемов, которые использует учитель в школе множество, но важно понимать, что речевая культура формируется не только в учебное время. Большое влияние для ребенка имеет речь родителей, родственников, друзей и знакомых, поэтому в данном случае нужен комплексный подход. Учитель, в свою очередь, может вовлечь родителей в этот процесс при помощи коллективных походов в библиотеку, в театр, творческих заданий, проектов, бесед на родительских собраниях, тематических конкурсов для детей и их родителей.
Формирование и развитие речевой культуры младших школьников является обязательным компонентом всех уроков русского языка и литературного чтения, так как обучение языку и речи является основой для речевой и мыслительной деятельности учеников, а также для их межпредметных умений и навыков.

Список использованной литературы:

1. Алексеев Н. А. Личностно-ориентированное обучение в школе – Ростов на Дону : Феникс, 2006.

2. Бетенькова Н. М. Игры и занимательные упражнения на уроках русского язык – Москва :Астрель, 2002.

3. Бим И. Л. Культура речи школьников. Обучение диалогу – Москва : Просвещение, 2001.

4. Бобровская Г. В. Активизация словаря младшего школьника - Начальная школа, 2008.

5. Ксенофонтова А. Н. Речевая культура – основа речевой деятельности школьников – Оренбург, 2007.

6. Ширяева, Е. Н. Культура русской речи и эффективность общения – Москва : Норма, 2010.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!