«Формирование регулятивных универсальных учебных действий младшего школьника на уроках окружающего мира» (из опыта работы)
Смирнова Алла Алексеевна,
учитель начальных классов
1 квалификационной категории
Основная цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе — формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе, метапредметных способов действий (познавательных, коммуникативных, регулятивных).
.
Целеполагание
Каждый раздел учебника «Окружающий мир» начинается со шмуцтитула, где сформулированы основные цели и задачи учебной деятельности, что позволяет учащимся узнать, чему конкретно они будут учиться, изучая данный раздел
Целеполагание
Муравьишка Вопросик помогает сформулировать учебные задачи, а Мудрая Черепаха – делать выводы, после изучения каждой темы.
Целеполагание
(фрагмент урока, 1 класс)
- Ребята! Наши друзья, Мудрая Черепаха и Муравей Вопросик, сегодня на урок принесли письмо. Хотите узнать, что в нем написано? (Читает учитель)
- Письмо не подписано. Как вы думаете, от кого оно? (Предположения детей).
- Ребята, это белый медведь приглашает нас в гости. (Показ фотографии белого медведя). Хотите у него погостить? (Ответы детей)
- А как к нему попасть, ведь обратного адреса нет? (Высказывания детей).
- У всех разные мнения, значит, что мы должны узнать сегодня на уроке? …..(Где живёт белый медведь?)
Планирование
План:
1. Назови животное и его кличку.
2. Как выглядит твой питомиц?
3. Какой у него характер?
4. Расскажи забавный эпизод с его участием
Прогнозирование
- Предположи, как письмо Муравья Вопросика попадет к его другу, живущему в другой стране
Коррекция
- Исправь ошибки
Контрольно-оценочная деятельность
Не менее важный компонент регулятивных УУД – оценочная деятельность. Урок, тема, раздел завершаются заданиями рубрики «Проверь себя», содержание которых способствует организации контрольно-оценочной деятельности, формированию рефлексивной позиции школьника, его волевой саморегуляции. Этап самоконтроля и самооценки завершает не только прохождение всей темы, но и заканчивает решение каждой учебной задачи, которых на уроке может быть несколько. После изучения раздела дети оценивают свою работу с помощью таблицы, на уроке с помощью картинки (смайлика)
Контрольно-оценочная деятельность
В результате изучения курса «Окружающий мир» уже на начальной ступени общего образования у учащихся формируются метапредметные учебные действия, как основа умения учиться для успешного продолжения образования в основной школе.
Спасибо за внимание