«Формирование самооценки младших школьников как одного из критериев личностных УУД»
Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является сфера личностных универсальных учебных действий. В разделе «Личностные универсальные учебные действия» говорится, что у современного выпускника должна быть сформирована способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
В «Планируемых результатах начального общего образования» сказано: «Выпускник получит возможность для формирования положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика».
В условиях модернизации современной системы образования важным является возросший интерес к личности школьника. Одна из центральных задач общеобразовательной школы – подготовка учащихся к самостоятельному совершенствованию своих знаний – делает особенно значимой проблему формирования активной позиции школьника в учебном процессе.
Последнее требует сформированности у ребенка представлений о себе и своих возможностях, умения всесторонне и объективно оценить особенности своей личности и деятельности, принять роль ученика. Правильно построить свои взаимоотношения с окружающими, т.е. требует определенного уровня сформированности самооценки.
В этой связи учителю отводится очень важная роль. Он должен создавать на уроке условия, способствующие становлению и развитию таких личностных проявлений младших школьников, как самостоятельное целеполагание, развитая рефлексия, адекватная самооценка, гибкое мышление.
Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последние десятилетия – перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий – влекут за собой и изменения в системе оценивания школьников.
Новый стандарт ставит перед начальной школой важную социальную задачу: развивать у обучающихся умение контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их исправления, ставить цель, планировать свою деятельность и добиваться результатов. Чтобы успешно реализовать эту задачу, ученика необходимо научить определенным оценочным умениям, включить его в активную деятельность.
Самооценка базируется на сотрудничестве ученика и учителя: оценку осуществляют учитель и ученик сообща. Если оценивание проводится сразу, после того как ученик предъявил свое решение, то учитель и ученик определяют оценку в диалоге. Если оценивание проводится после сдачи письменного задания учителю, то ученик имеет право аргументировано оспорить выставленную ему оценку, в диалоге с учителем.
Для реализации этого правила ученик должен освоить алгоритм действий по самооценке.
Обучать умению самостоятельно оценивать результат своей деятельности я начала уже с первых уроков в первом классе.
Обучение самооценке проходит в несколько этапов.
1-й шаг. Я давала детям возможность эмоционально оценить прошедший урок. В конце каждого урока в «Личном еженедельнике ученика» предлагала детям делать определенные обозначения. Приведу пример диалога с учениками:
- Наш урок заканчивается – пусть сейчас каждый вспомнит, что он делал, что у него особенно хорошо получилось (УСТАНОВКА НА УСПЕХ!). Пусть каждый выберет себе значок, который нарисует в дневнике.
Если ты доволен собой, у тебя все получилось, то рисуй улыбающееся лицо
или зеленый кружок
Если тебе на уроке временами было непросто, не все получалось, то рисуй нейтральное лицо или желтый кружок .
Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то рисуй грустное лицо или красный кружок . Мы тебе поможем и в следующий раз у тебя все получится.
2-й шаг. Даю детям возможность оценить результат своей письменной работы.
- Какое у вас было задание? Что нужно было сделать? (Обучение первому шагу алгоритма самооценки).
- Посмотрите каждый на свою работу – согласны, что задание выполнено? (Коллективная самооценка – обучение второму шагу самооценки).
- Теперь пусть каждый, кто считает, что у него получилось выполнить задание, наградит себя, нарисует значок (улыбочку или зеленый кружок).
3-й шаг. Устанавливаем порядок самооценки.
Я выбирала урок для работы по развитию самооценки. Планируя этот урок, выбирала несложное задание, выполнение которого анализировала вместе с учениками.
- Какое было задание, что тебе нужно было сделать? (Ученик воспроизводит формулировку задания).
- Давай сравним твой ответ и задание. Ты справился? (Ученик сравнивает и решает – да).
- Справился правильно или с ошибкой? (Без ошибок).
- Сам или с чьей-то помощью? (Сам).
- Награди себя за выполненное решение. Нарисуй себе значок (улыбочку или зеленый кружок).
- Так мы теперь будем оценивать свою работу.
Подобную работу я проводила систематически, постоянно обращая внимание на порядок действий при оценивании.
На начальном этапе эта работа занимает 5 – 7 минут. Но дети очень быстро к ней привыкают. Достаточно попросить оценить свою работу на уроке, и они быстро закрашивают нужный кружок. При коллективной проверке я обязательно провожу небольшую беседу и выясняю, кто как оценил свою деятельность. Обязательно выясняю у детей, которые закрасили кружок красным цветом, причины такой самооценки. У ребенка может быть занижена самооценка, и моя задача аргументировано направить ее в нужное русло.
Во 2 классе, когда вводится понятие отметка, я перешла от закрашивания кружочков к выставлению отметки в бальной форме, используя тот же алгоритм самооценки.
Алгоритм самооценки (вопросы, на которые отвечает ученик)
1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании? Какая была цель, что нужно было получить в результате?
2-й шаг. Удалось выполнить задание? Найдено решение?
3-й шаг. Выполнил полностью верно или с незначительной ошибкой?
( Какой?)
4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с чьей-то помощью?
5-й шаг. Какую отметку ты себе поставишь?
Обучать алгоритму следует на простых заданиях, которые не вызывают у детей особых затруднений. Они легко с ними справляются и ставят себе хорошую отметку. Из практики замечено, что легче всего детям оценить свою работу на «4». Даже если задание выполнено самостоятельно и без ошибок, ребенок оценивает себя на «4». Тогда учитель еще раз проговаривает с ним алгоритм и аргументирует свою точку зрения. Тем самым поднимая самооценку ребенка.
Действия по развитию у учеников самооценки
Шаг. Сначала учитель просит оценивать результаты своей работы более подготовленных учеников.
Шаг. Первое время учитель помогает ученику: сам задает ему вопросы по алгоритму самооценки. Ученик дает ответы, учитель поправляет его, объясняет, если наблюдается завышение или занижение оценки. Все остальные ученики в этот момент наблюдают, как происходит самооценка.
Шаг. На последующих уроках самооценку по алгоритму предлагается дать по очереди всем ученикам класса.
Шаг. Постепенно вместо проговаривания вопросов учитель предлагает ученикам самим задавать себе вопросы и отвечать на них. Помимо диалога самооценка может производиться при коллективной проверке письменных заданий. Каждый ученик по образцу проверяет правильность выполнения свей работы и оценивает свое решение. Учитель опрашивает учеников, как они себя оценили и выясняет причины, по которым они оценили себя так, а не иначе. Тут же приводятся пути решения проблемы на будущее.
Шаг. Когда ученики научаться оценивать себя самостоятельно, базовое умение самооценки можно считать сформированным.
В своей работе я использую алгоритм самооценки не только на уроках для оценивания общеучебных умений, но и при планировании личностных достижений ученика.
Результаты психологической диагностики учеников моего класса показали, что самооценка позволяет позитивно решать задачи мотивации ученика на успех, снижать уровень тревожности, создавать комфортную, здоровьесберегающюю образовательную среду .
Самооценка относится к наиболее важным аспектам формирования личности. Развитие адекватной самооценки — не просто способ сделаться счастливым человеком. Это фундамент, на котором должна строиться вся жизнь, поэтому особое внимание следует уделять формированию самооценки в младшем школьном возрасте.
Самооценка младшего школьника характеризуется отражением в ней собственной активности ребёнка, его интеллектуальных возможностей, способностью преодолевать трудности. Это проявляется в поведении учащегося, в образовательном процессе, а также в его социальной адаптации.
Для того чтобы помочь ребёнку повысить самооценку, нужно учить его умению учиться – умению видеть подлинные учебные задачи и находить оптимальные способы их решения. Это важно не только непосредственно в процессе учёбы, но и в любой другой деятельности.
Таким образом, организуя учебную деятельность, учитель должен сознательно и целенаправленно формировать самооценку школьника. Важно предоставлять детям возможность делать то, чем они могут гордиться.
Ребёнок с адекватной самооценкой и сформированными навыками самоконтроля сможет корректировать и совершенствовать свою учебно-познавательную деятельность в школе. И в дальнейшем сможет самореализоваться во взрослой жизни. А именно такая задача ставится перед современным образованием.
Роль учителя в формировании адекватной самооценки у младших школьников сводится к следующему:
- определять, как ученик овладевает умениями по использованию знаний – то есть насколько обучение соответствует современным целям образования;
- развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самих себя, находить и исправлять собственные ошибки;
- мотивировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием, создать комфортную обстановку, сберечь психологическое здоровье детей.
Также необходимо помнить о следующем: если мы хотим помочь нашим детям стать самостоятельными, давайте учить их свободе решений и ответственности за свой выбор.