СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование самооценки младших школьников в процессе обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматриваются особенности формирования самооценки младших школьников в процессе обучения. Выявлены факторы формирования адекватной самооценки младших школьников.

Просмотр содержимого документа
«Формирование самооценки младших школьников в процессе обучения»

Формирование самооценки младших школьников в процессе обучения


Поскольку самооценка имеет нравственную коннотацию собственных поступков, нравственных качеств, убеждений, мотивов и является одним из проявлений нравственного сознания и совести индивида, то способность к самооценке должна формироваться у человека как сознательное усвоение выработанных обществом нравственных принципов и его личное отношение к собственным поступкам на основе оценок, которые эти поступки дают другим. Поэтому человек в самооценке оценивает нравственный смысл своей деятельности не только от своего имени, но и как бы извне, от имени других людей, от имени той группы, к которой он принадлежит и относится субъективно.

Согласно позиции Н.А. Гангнус, благодаря способности к самооценке человек приобретает способность во многом самостоятельно управлять и контролировать свои действия и даже воспитывать себя. Самооценка предполагает оценку своих способностей, психологических качеств и поступков, своих жизненных целей и способов их достижения, а также своего места среди других людей[1, c.248].

Особое место в исследовании самооценки занимает и педагогическая психология младшего школьного возраста: в этом возрасте осваивается учебная деятельность, формируется произвольность духовных функций, появляется рефлексия, самоконтроль, и действия начинают соотноситься с внутренним планом. Учебная деятельность является одним из основных факторов, влияющих на формирование самооценки детей младшего школьного возраста. А учитель начальных классов должен знать, какие условия, факторы, обстоятельства влияют на формирование самооценки младших школьников и учитывать их в учебном процессе.

Е.А. Яровая самооценку определяет целостное, но в то же время многомерное образование, имеющее иерархическую структуру и многоступенчатую структуру и содержащееся во многих межсистемных связях с другими личностными формациями, различными видами деятельности[4, c.140].

Научные исследования выделяют все виды самооценки у детей начальной школы: стабильно адекватные; стабильно завышенные; неустойчивые с недостаточной переоценкой или недооценкой.

Как отмечает Е. Ю. Савинова, младшие школьники с адекватной самооценкой выглядят жизнерадостными и активными, обладают чувством юмора, могут самостоятельно анализировать свои действия, в том числе ошибочные, и продолжать решать проблемы на основе выводов. Дети с неизменно высокой самооценкой характеризуются активностью и желанием добиться успеха в образовательной деятельности самостоятельно и без посторонней помощи. Дети с высокой и неустойчивой самооценкой переоценивают свои силы и очень часто берут на себя задачи, которые они не могут решить. В случае ошибки они продолжают настаивать на себе или переключаются на решение более простой задачи. Низкая неустойчивая самооценка отчетливо проявляется в чертах личности и поведении. Дети с таким типом самооценки предпочитают брать на себя легкие задачи и осторожны со всем процессом обучения. Нормальному развитию личности очень препятствуют неуверенность в себе и повышенная самокритика. Для таких детей согласия других, однако очень важно, которые могут повысить вашу самооценку и повысить[3, с. 140].

Поскольку основные механизмы процесса самооценки формируются в детстве и, наконец, в школьном возрасте, стоит рассматривать этот момент как подходящий момент для коррекции.

Мы не можем не согласиться с мнением А. И. Липкиной в том, чтобы правильно повлиять на развитие самооценки ученика, родители и учителя должны учитывать особенности характера каждого ребенка в этом возрасте, общие моменты и закономерности развития самооценки и оценки его личности. Общение с другими детьми имеет большое значение для ребенка в начальной школе. Во время общения учащиеся развивают все основные навыки общения с людьми, которые влияют на их жизнь. Дети очень ценят возможность находиться в компании своих сверстников, поэтому команда в школе для них особенная. Ребенок может быть даже интуитивно привлечен к коллективу, не осознавая сознательно, что это оказывает важное влияние на формирование его интегральной личности. Автор подчеркивает важность коммуникативного взаимодействия для адекватной оценки ученика. Возможен вариант группы детей, обладающих низкими характеристиками в рамках коммуникативных контактов. Дети в нем, как правило, определяются общими признаками, возникающими в результате проблем межличностного общения. Группа плохо разбирается, в ней часто возникают конфликты, дети беспокойны, им трудно сосредоточиться на учебе, они склонны к спорам. Также индивиды этой группы отличаются обнюхиванием, одышкой, чрезмерной агрессивностью по отношению к другим детям и эмоциональностью. И наоборот, если у группы успешные отношения в целом, дети более успешны[2, c.462].

Формирование самооценки в начальном и школьном возрасте возникает в процессе учебной деятельности ребенка, в процессе его общения с другими людьми. Учащиеся средней школы более дифференцированы, чем дошкольники. Психологическая лексика обогащается, а оценки и самооценки дифференцируются.

Основными факторами, влияющими на формирование самооценки детей младшего школьного возраста, являются оценочные эффекты учителей, родителей и их отношение к образовательной деятельности. Учебная деятельность - один из важнейших факторов, влияющих на формирование самооценки детей начальной школы, поэтому учитель начальной школы должен знать психологические особенности детей начальной школы и учитывать индивидуальные особенности самооценки в процессе обучения.

Поэтому при организации учебной деятельности учитель должен сознательно и целенаправленно формировать самооценку учащихся. Родителям рекомендуется играть со своими детьми в игры, которые повышают самооценку, а также в релаксационные игры для снятия мышечного и эмоционального напряжения. Важно дать детям возможность делать то, чем они могут гордиться. Стимулы и совместная деятельность с детьми необходимы для повышения самооценки.


Список литературы

  1. Гангнус, Н.А. Система деятельности педагога по обеспечению формирования благоприятной Я-концепции у младших школьников в процессе учебной и внеучебной деятельности / Н.А. Гангнус // Вестник развития науки и образования. - 2007. - №1. - С. 248.

2. Липкина А.И. Самооценка школьника/ А. И. Липкина//- М., 2006. – С. 362.

3. Савинова Е. Ю. Исследование уровня самооценки младших школьников [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. - С. 178-180. - URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2069/ (дата обращения: 09.01.2021).

4. Яровая, Е.А. Формирование самооценки учебной деятельности. Учись учиться! / Е.А. Яровая. - М.: Учитель, 2015. - 140 c.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!