СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опыта "Информационно- коммуникативные технологии как средство развития компонентов учебной деятельности младших школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я работаю в Подолешенской средней общеобразовательной школе. Она является базовой в школьном округе по модели «Сельская профильная школа». Стаж работы составляет 11 лет. С 2006 года работаю по УМК Леонида Владимировича Занкова.

       Дидактическими принципами этой системы являются обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности. Считаю, что для успешного обучения по данной программе необходим высокий уровень владения компонентами УД.

 

            Для изучения исходного состояния уровня сформированности компонентов учебной деятельности учащихся 2-го класса была использована методика, разработанная Галиной Викторовной Репкиной и Евгением Валентиновичем Заика, которая показала, что есть учащиеся с низким уровнем мотивации, мало, кто умеет ставить цели и задачи, плохо осуществляют контроль и самооценку.

Очевидным стал поиск путей развития компонентов учебной деятельности.

Младший школьный возраст является оптимальным периодом развития всех высших психических функций - восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления, речи, и упустить этот период в развитии ребенка - значит затормозить его личностное развитие и взросление.

При анализе результатов обучения в начальной школе по стандартам 2004 года эксперты отмечают недостатки в формировании общеучебных умений (умение провести анализ задачи, контроль своих действий, оценка полученных результатов).

Приоритетом новых образовательных стандартов является формирование общеучебных умений, навыков и способов деятельности, уровень освоения которой в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

Изучив психолого-педагогическую и методическую литературу, мы выявили существующие противоречия:

1)  между настоятельным требованием современных программ в формировании у младших школьников компонентов учебной деятельности, обеспечивающих развитие конкретных учебных умений, и  недостаточной информированностью учителя начальных классов в решении данной проблемы в системе обучения русскому языку и литературному чтению;

2)  между необходимостью развития умений учиться у каждого обучающегося и недостаточной осведомленностью учителя в подборе дидактического материала и использования возможностей современных технологий обучения в решении данной задачи.

Под педагогической технологией я понимаю совокупность средств и методов воспроизведения теоретически-обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющие успешно реализовать поставленные образовательные цели.

    Любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет получение и преобразование  информации. Процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер, мы называем информационно-коммуникационной технологией.

Ведущей педагогической идеей моей работы является - активизация учебной деятельности младших школьников, развитие общеучебных умений и навыков, необходимых для качественного усвоения учащимися программных требований, самостоятельности в учебной деятельности  в процессе использования информационно-коммуникационных технологий.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта "Информационно- коммуникативные технологии как средство развития компонентов учебной деятельности младших школьников"»

Ладыгина Елена Владимировна






Ладыгина Елена Владимировна,


учитель начальных классов

муниципального общеобразовательного учреждения «Подолешенская средняя общеобразовательная школа»

Прохоровского района Белгородской области



Содержание:



Информация об опыте…………………………………………3 - 9

Технология опыта……………………………………………...9 - 14

Результативность опыта…….…………………………………14 - 16

Библиографический список….. ……………………………….17

Приложение к опыту………......................................................... 18































Тема: «Информационно-коммуникационные технологии как средство развития компонентов учебной деятельности младших школьников».

Автор опыта: Ладыгина Елена Владимировна, учитель начальных классов МОУ «Подолешенская средняя общеобразовательная школа» Прохоровского района Белгородской области.

1. Информация об опыте.

1.1. Условия возникновения, становления опыта.

Возникновение и становление опыта проходило в муниципальном общеобразовательном учреждении «Подолешенская средняя общеобразовательная школа», где обучаются 126 учащихся в 11 классах-комплектах с наполняемостью классов от 7 до 16 человек. Школа работает по учебному плану, в котором нашли отражение федеральный, региональный и школьный компоненты, она является центром культуры, воспитания и образования на селе. МОУ «Подолешенская СОШ» - базовая в школьном округе (модель «Сельская профильная школа»).

Учащиеся: Дети в школе обучаются из разных сёл: Гнездиловка, Черновка, Домановка, Большое, Подъяруги и хуторов: Долгий, Васильев, Плоский.

Все учащиеся проживают в сельской местности, в семьях с различным социальным статусом и материальным положением. Состав многонационален.

Учитель: Стаж педагогической деятельности – 11 лет. Имею высшее педагогическое образование, квалификацию учителя начальных классов. В 2010 году мне была присвоена первая квалификационная категория. Веду кружок английского языка в 1 классе и кружок «Православная культура».

С 2006 года работаю по УМК Л.В.Занкова.

Дидактическими принципами этой системы являются обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности; ведущая роль теоретических знаний; осознание процесса учения; быстрый темп прохождения учебного материала; целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и слабых. Считаю, что для успешного обучения младших школьников по данной программе необходим высокий уровень владения компонентами учебной деятельности.

Для изучения исходного состояния уровня сформированности компонентов учебной деятельности учащихся 2-го класса была использована методика, разработанная Г.В. Репкиной и Е.В.Заика [11].

Диагностируемые компоненты учебной деятельности учащихся

2 класс , 2006-2007 уч.г.

Уровни сформированности компонентов (в %)

1

2

3

4

5

6

мотив

-

9

28

27

18

18

целеполагание

9

9

28

19

18

18

учебные действия

-

9

9

46

18

18

контроль

-

9

9

28

27

27

самооценка

-

-

19

27

27

27

Очевидным стал поиск путей развития компонентов учебной деятельности.

1.2.Актуальность опыта.

Младший школьный возраст является оптимальным периодом развития всех высших психических функций - восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления, речи, и упустить этот период в развитии ребенка - значит затормозить его личностное развитие и взросление, создать большие трудности на последующих ступенях обучения. Успешность решения этих задач зависит от того, насколько умело может использовать педагог важнейший инструмент своей педагогической деятельности – технологию обучения.

Умение учиться, формируемое в учебной деятельности, резко выделяется из ряда школьных умений. Появление этого умения свидетельствует о положительных изменениях в психическом развитии: с этого момента ребенок из обучаемого, ведомого взрослым, становится хозяином, субъектом собственного развития – человеком, обучающим себя, меняющим самого себя сознательно и целенаправленно.

Актуальность концепции развития учебной деятельности для начального общего образования обусловле­на следующими факторами:

- необходимостью ускоренного совершенствования обра­зовательного пространства с целью оптимизации общекультур­ного, личностного и познавательного развития детей, создания условий для достижения успешности всеми учащимися;

- задачами формирования общекультурной и граждан­ской идентичности учащихся. Уже к концу дошкольного возраста формируются основы мировосприятия ребенка, складывается система представлений о моральных нормах и правилах, обеспечивающих возможности моральной регуляции поведения и построения отношений между людь­ми, формируется Я-концепция;

- необходимостью сохранения единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы. В связи со стихийностью и зачастую непрогнозируемостью результатов развития детей со всей остротой встает задача целенаправлен­ного управляемого формирования системы учебных действий, обеспечивающих умение учиться;

- возрастанием требований к коммуникационному взаи­модействию и толерантности членов поликультурного обще­ства, степени ответственности и свободе личностного выбо­ра, самоактуализации.

Изучив психолого-педагогическую и методическую литературу, я выявила существующие противоречия:

1) между настоятельным требованием современных программ в формировании у младших школьников компонентов учебной деятельности, обеспечивающих развитие конкретных учебных умений, и недостаточной информированностью учителя начальных классов в решении данной проблемы в системе обучения русскому языку и литературному чтению;

2) между необходимостью развития умений учиться у каждого обучающегося и недостаточной осведомленностью учителя в подборе дидактического материала и использования возможностей современных технологий обучения в решении данной задачи.

Как показывает школьная практика, несмотря на достаточную разработанность, проблема развития компонентов учебной деятельности младших школьников в учебном процессе остается актуальной, поскольку не все учителя начальных классов на профессиональном уровне владеют теми методами и приемами, которые развивают учебную деятельность учащихся и поддерживают интерес к самому процессу обучения. Я считаю, что в большей степени этому способствуют информационно-коммуникационные технологии.

Любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет получение и преобразование информации. Процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер, мы называем информационно-коммуникационной технологией.

1.3. Ведущая педагогическая идея опыта.

Ведущая педагогическая идея опыта – активизация учебной деятельности младших школьников, развитие общеучебных умений и навыков, необходимых для качественного усвоения учащимися программных требований, самостоятельности в учебной деятельности в процессе использования информационно-коммуникационных технологий.

1.4. Длительность работы над опытом - четыре года (2006-2010 годы). Работа над опытом включала три этапа:

1 этап - аналитико-диагностический, 2006-2007гг - проводился анализ учебно-программной документации, психолого-педагогической и методической литературы, изучался уровень сформированности компонентов учебной деятельности у учащихся класса, а также виды медиауроков, выявлены предъявляемые к ним требования. Проанализирован опыт работы учителей по разработке и внедрению в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий, найдены подходы к решению поставленной проблемы. Полученный материал позволил определить основные цели и задачи дальнейшей работы.

2 этап - исследовательский, 2007-2009гг – проведены уроки по русскому языку и литературному чтению с использованием информационно-коммуникационных технологий, отобраны наиболее эффективные методы и приёмы развития компонентов учебной деятельности. По результатам проведенного педагогического эксперимента получена оценка эффективности применения ИКТ на уроках в развитии компонентов учебной деятельности младшего школьника.

3 этап - аналитико-обобщающий, 2009-2010гг – сформулированы основные выводы, отработаны и систематизированы результаты исследований, оформлены итоги.

1.5. Диапазон опыта – единая система работы по развитию компонентов учебной деятельности младших школьников в учебно-воспитательном процессе уроков русского языка и литературного чтения на основе деятельностного подхода к обучению в процессе использования информационно-коммуникационных технологий, а также во внеурочной деятельности, направленной на творческую самореализацию учащихся.

1.6. Теоретическая база опыта.

Успешное обучение в начальной школе невозможно без сформированности у младших школьников компонентов учебной деятельности. Изучением вопросов, связанных с формированием компонентов учебной деятельности у младших школьников, занимались следующие ученые: В.В. Давыдов [5], Е.В. Заика Д.Б., И.А. Зимняя, В.В. Репкин, Г.В. Репкина, В.А. Сластенин, Л.М. Фридман, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин.

Уметь учиться – это значит уметь самостоятельно и эффективно выполнять учебную деятельность.

Согласно Д.Б. Эльконину, учебная деятельность – это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий [16].По А.Ю. Коджаспирову, Г.М. Коджаспировой учебная деятельность – это процесс приобретения человеком новых знаний, умений и навыков или изменения старых [14]. В.А. Сластенин определяет учебную деятельность как специально организуемое самим обучаемым или извне познание с целью овладения богатствами культуры, накопленной человечеством [15].

В структуре учебной деятельности прослеживается, по мнению Эльконина Д.Б., Давыдова В.В., три основных компонента: мотивационно-побудительный, операционально-действенный и контрольно-оценочный.

Формирование мотивов – важнейшая задача начального обучения, от того, насколько уже в начальных классах будут сформированы такие мотивы, во многом зависит успешность дальнейшего обучения. Благода­ря мотиву деятельность не замыкается сама на себя, он её выводит, ориентирует на нечто более широкое, лежащее за её пределами. Имен­но такая ориентированность и выступает источником деятельности, придавая ей смысл и побуждение. Конкретными мотивами учебной деятельности школьника могут быть: интерес, стремление к поощрению, страх наказания за неуспехи и др. При этом центральную роль в учебной деятельности играет учебно-познавательный интерес. Именно он обеспечивает протекание полноценной учебной деятельности, поскольку ориентирует ученика непосредственно на процесс решения содержательных учебных задач.

Важным компонентом учебной деятельности выступает учебная задача. Более близкую характеристику можно дать путем ее сравнения с конкретно-практической задачей. Так, при решении практической задачи учащийся как субъект добивается изменения объекта своего действия. Результатом такого действия становится некоторый изменённый объект. При решении учебной задачи учащийся также производит своими действиями изменения в объектах или в представлениях о них, однако его результат - изменение в самом действующем субъекте. Учебная задача может считаться решенной только тогда, когда произошли заранее заданные изменения в субъекте.

Следующий компонент учебной деятельности - учебные действия, выполняя которые, учащиеся осваивают предметный способ действия. Независимо от того, как задается способ действия (преподавателем или учащиеся обнаруживают его сами), учебные действия по его освоению начинаются с того момента, когда выделен образец.

Особым компонентом учебной деятельности является контрольно-оценочный. Действие контроля состоит в сопоставлении воспроизводимого действия и его результата с образцом через предварительный образ.

Эльконин Д.Б. придает действию контроля в процессе решения учебной задачи особое значение. По его предположению именно он характеризует всю учебную деятельность как управляемый самим учащимся произвольный процесс. Произвольность учебной деятельности определяется наличием не столько намерения нечто сделать и желанием учиться, сколько (и главным образом) контролем за выполнением действий в соответствии с образцом.

Кратко охарактеризую еще один компонент учебной деятельности - оценку учащимся степени усвоения. Благодаря действию оценки он определяет, действительно ли им решена учебная задача, действительно ли он овладел требуемым способом действия настолько, чтобы в последующем использовать его при решении многих частных практических задач. Но тем самым оценка становится ключевым моментом при определении, насколько реализуемая учащимся учебная деятельность оказала влияние на него самого как субъекта этой деятельности. В практике обучения именно данный компонент выделен особенно ярко. Однако при неправильной организации учебной деятельности оценка не выполняет всех своих функций.

Формирование компонентов учебной деятельности у младших школьников зависит от педагогических условий, которые обеспечивает учитель в учебном процессе.

При этом особое значение придается проблеме внедрения компьютеров в учебно-воспитательный процесс современной школы, что способствует оптимизации процесса организации различных форм и методов самостоятельной деятельности учащихся (Т.М.Клейман, Л.Ш.Леверберг, Д.В. Зарецкий, З.А. Зарецкая и др.)

Значительный вклад в разработку проблем применения информационных технологий в обучении младших школьников внесли В.И.Варченко, А.А.Витуховская, С.П.Первин, A.B. Горячев, В.В. Давыдов, A.A. Кузнецов, К. Маклин, Ю.А. Первин и др.

Идея использования компьютера для развития не нова, но на практике учитель сталкивается с проблемой подбора нужных программных продуктов, а также совмещения предъявляемых стандартом образования требований к знаниям с желанием развивать личность, способности ученика.

Основополагающими принципами данного опыта являются:

- принцип сознательности и активности учащихся в обучении;

- принцип научности;

- принцип связи обучения с практикой;

- принцип системности и последовательности;

- принцип доступности;

- принцип наглядности;

- принцип развивающего и воспитывающего характера обучения.

1.7. Новизна исследования заключается в том, что определены педагогические условия, способствующие эффективному развитию компонентов учебной деятельности учащихся младших классов; разработана технология реализации выявленных условий; разработаны и апробированы задания, способствующие развитию умения учиться на уроках русского языка, литературного чтения.

Уроки с применением информационно-коммуникационных технологий – эффективное средство развития компонентов учебной деятельности. В классе во время таких уроков создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли «своими словами», они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу. Здесь мы имеем два основных преимущества – качественное и количественное. Качественно новые возможности очевидны, если сравнить словесные описания с непосредственным аудиовизуальным представлением. Количественные преимущества выражаются в том, что мультимедиа среда намного выше по информационной плотности. Действительно, одну страницу текста я произношу примерно в течение 1-2 минут. За ту же минуту полноэкранное видео приносит больший объем информации. Вот почему «лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать».

Опыт имеет репродуктивно - творческий характер.

2. Технология опыта.

Постановка целей и задач педагогической деятельности

2.1. Цель работы: создать условия, способствующие максимальному развитию компонентов учебной деятельности учащихся младших классов посредством применения информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературного чтения.

2.2. Задачи:

- активизировать образовательный процесс путем включения в него информационно-коммуникационных технологий;

- формировать способности учащихся к организации своей учебной деятельности, развивать универсальные учебные действия (мотивы, целеполагание, планирование, контроль и оценку);

- сформировать и развить самостоятельность и информационно-коммуникативную компетентность учащихся;

- использовать возможности среды MS PowerPoint для создания мультимедийного сопровождения уроков в начальной школе;

-осуществлять функционально-деятельностный и личностно ориентированный подходы, направленные на формирование и развитие мотивации обучения младших школьников;

- раскрыть возможности применения информационно-коммуникационных технологий при обучении детей в начальной школе;

- использовать разнообразные творческие задания, способствующие развитию учебной деятельности.

Организация учебно-воспитательного процесса

2.3. Описание содержания образования и средств достижения цели.

Содержание обучения русскому языку и литературному чтению создает необходимые предпосылки для формирования учебной деятельности в процессе освоения его учащимися.

При реализации опыта была выдвинута гипотеза: использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе будет способствовать развитию компонентов учебной деятельности школьников при соблюдении следующих условий:

- использование разнообразных форм ИКТ;

- использование ИКТ на разных этапах урока;

- применение ИКТ не только в учебной, но и внеурочной деятельности по предмету. При этом ученик должен выступать в качестве субъекта учения. Быть cyбъeктом учения - знaчит имeть пoтpeбнocть в caмoизмeнeнии и быть cпocoбным yдoвлeтвopять eё пocpeдcтвoм yчeния, т.e. xoтeть, любить и yмeть yчитьcя.

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений применялись следующие методы:

  • анализ психолого-педагогической и методической литературы;

  • наблюдение;

  • анкетирование;

  • изучение и анализ творческих работ учащихся.

В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности в рамках представляемого опыта использую разнообразные методы, приемы и формы учебно-воспитательной работы.

Методы и приемы при проведении уроков с использованием информационно-коммуникационных технологий, которые развивают учебную деятельность.

1. Метод проблемного обучения (приёмы: проблемные ситуации, задачи, вопросы, сравнение и сопоставление) и частично-поисковый (приёмы: осмысление, анализ фактов, поиск решения проблемы).

2. Метод организации компьютерного практикума на уроках русского языка, литературного чтения (приёмы: деловые игры, составление кроссвордов, тестовые задания, работа с наглядными пособиями, ученик в роли учителя, мозговой штурм). Он развивает учебно-познавательный интерес, учебные действия и действия контроля. (Приложение №1)

3. Метод использования творческих заданий на уроках русского языка и литературного чтения с применением средств Microsoft Office, Power Point (приёмы: создание презентаций, творческих заданий). В отличие от предыдущей на первый план выходит такой компонент учебной деятельности, как целеполагание. (Приложение №2)

4. Метод использования обучающе-контролирующих программ на уроках русского языка, литературного чтения (приёмы: ролевые игры и имитации; деловые игры и моделирование; образовательные игры, электронное пособие для начальной школы, обучающие игры (тренажёры «Правописание безударных гласных», «Однокоренные (родственные) слова», «Парный согласный на конце слова»; тест по обучению грамоте; игры по обучению грамоте «Чтение слов и предложений»).

В обучающих программах изначально реализована идея игры. Звуковое и графическое оформление большинства программ (интерфейс) позволяет ребенку воспринимать их как «игры». Множество игровых ситуаций и занимательных заданий, встречающихся в такой программе, делают процесс обучения максимально увлекательным. С большим интересом дети вставляют слова, буквы, указывают неверные слова, осознают, насколько хорошо знают правила правописания, следовательно, развивается учебно-познавательный интерес детей.

Обучающие программы предоставляют практически безграничные возможности мне как учителю, так и учащимся, поскольку содержат хорошо организованную информацию. Обилие иллюстраций, анимаций и видеофрагментов, гипертекстовое изложение материала, звуковое сопровождение, возможность проверки знаний в форме тестирования, проблемных вопросов и задач дают возможность ученику самостоятельно выбирать не только удобный темп и форму восприятия материала, но и позволяют расширить кругозор и углубить свои знания.

5. Метод проектов в сочетании с информационно-коммуникационной технологией. Суть проектов заключается в самостоятельном освоении школьниками учебного материала и получении конкретного результата в виде конкретного продукта. Используемый мною метод проектов позволяет приблизить обучение, учебную деятельность школьников к решению практических задач, что сближает школьное образование с жизнью, делает процесс обучения активным и личностно значимым. Данный метод развивает все компоненты учебной деятельности.

Методика работы над проектом: подготовка детей к работе над проектом, выбор проблемы, сбор информации, разработка собственного варианта решения проблемы, реализация плана действий, подготовка к защите проекта, презентация проекта, рефлексия. Например, творческий проект «Русские народные сказки». Нами была исследована проблема и определена потребность, исходя из которой, на наш взгляд, были чётко сформулированы задачи. Благодаря этому проекту учащиеся знакомятся со старославянскими словами, со словосочетаниями, со сказками, которых не знали, с культурой и традициями русского народа, что способствует творческому развитию личности ребенка и воспитанию интереса к предмету «Литературное чтение». (Приложение №3)

Нетрадиционные формы уроков с использованием информационно-коммуникационных технологий:


  • уроки с игровой состязательной основой (урок-игра, соревнование, проверочный кроссворд, урок – КВН, урок - эстафета, урок - викторина и др.);

  • уроки, имитирующие какие-либо занятия или виды работ (урок-путешествие, урок-экскурсия, заочная экскурсия, прогулка, защита проектов, гостиная); (Приложение № 4)

  • уроки, опирающиеся на фантазию (урок-сказка, урок творчества, урок-выставка); (Приложение№5)

  • уроки по аналогии с известными формами и методами деятельности (урок-исследование, урок-диспут, урок-дискуссия);


  • уроки оригинальной организации учебного материала (видеоурок, практические занятия, реферат, мозговой штурм).

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуально-дифференцированная.

Фронтальную работу использую при актуализации знаний, являющихся опорой для изучения нового материала.

Групповую работу - для выработки продуктивного решения, необходимого для понимания изучаемой темы, выражения точки зрения на языковое явление, ее обоснования; обеспечения долевого участия в решении вопроса, требующего большого количества времени урока. Она основана на работе творческих микрогрупп при выполнении заданий, ролевых игр. Группа, как правило, состоит из 3-5 человек и выполняет своё задание. Например, на уроке русского языка при изучении темы «Безударная гласная в корне слова» каждой группе даётся предложение, где необходимо исправить ошибки и подобрать проверочные слова; игра «Да – нет», в игру играют парами или группой. Ребёнок загадывает какое - либо существительное (предмет), понятие из русского языка, литературы. Другие дети могут задавать ребёнку не более 15 вопросов, на которые он отвечает либо «да», либо «нет». Цель игры - назвать то существительное, которое было загадано. Необходимо стремиться, чтобы задаваемых вопросов было как можно меньше. Для этого нужно, чтобы вопросы касались существенных, категориальных признаков того класса объектов, к которому принадлежит это понятие.

Индивидуально-дифференцированную работу организую с учетом уровня обученности детей, их возможностей, интересов. Данную форму использую и при выполнении проектов, исследовательских работ, творческих заданий. Например, учащимся предлагаются следующие варианты индивидуальных домашних заданий, дающих возможность расширить знания, углубить их: узнать этимологическое значение какого-либо слова, написать сказку «Откуда взялся мягкий и твёрдый знаки», составить акростих или акротекст и другие.

Такие задания предполагают самостоятельную работу учащихся с дополнительной лингвистической литературой, формируют навыки конспектирования, учат детей монологической речи. Выполнение индивидуальных заданий позволяет реализовать такие свойства дидактической системы Л.В.Занкова, как многогранность и вариантность. Данные домашние задания ученики чаще выполняют в форме презентаций.

В целях творческого самовыражения и самореализации учащихся я использую разнообразные творческие домашние задания, носящий вариативный характер: написание лингвистической сказки, стихотворения с целью лучшего запоминания правила, составление кроссворда, подбор дидактического материала, упражнений для одноклассников и др. (Приложение № 6)

Формы контроля. В работе я осуществляю постоянный систематический контроль знаний: текущий, тематический, итоговый. Это разноуровневые тесты, контрольные работы по 3 видам сложности. Например, разноуровневая работа по русскому языку по теме «Алфавит», 1 класс: 1-й уровень – запиши первые десять букв алфавита; 2-й уровень – продолжи алфавит: л,...,…,…,…,…,…,ц; 3-й уровень – расшифруй слова, используя алфавит: о, а, з, т; о, г, с, ь; т, о, н, е. (Приложение № 7 )

Алгоритм проведения урока с применением ИКТ

(Приложение № 8)

1. На организационном этапе ученикам поясняю цель и содержание последующей работы. На данном этапе показываю слайд с указанием темы и перечня вопросов для изучения. Прошу учащихся сформулировать цель урока.

2. На этапе актуализации знаний мотивационно-познавательная деятельность формирует заинтересованность ученика в восприятии информации, которая будет рассказана на уроке или отдана на самостоятельное изучение. Эффект от применения какой-либо информации демонстрирую в виде рисунков, иллюстраций, графиков или диаграмм. Изображение на экране является равнозначным словам учителя. В этом случае поясняю то, что показано на экране. Изображение на экране дополняет мои слова.

3. Проверка усвоения предыдущего материала. С помощью различных форм контроля устанавливаю степень усвоения материала: запоминание прочитанного в учебнике, услышанного на уроке, узнанного при самостоятельной работе, на практическом занятии и воспроизведение знаний при тестировании.

4. Изучение нового материала. При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал. Соотношение между моими словами и информацией на экране может быть разным, и это определяет пояснения, которые я даю.

Например, «Знакомство со словообразовательным анализом». Последовательность: материал для наблюдения над словами, графическая модель, введение понятия корень, рисунок с изображением мака на экране. Образуем словесный сад: как называется плод мака? – маковка; как назовем семечко мака? – маковинка; какой цвет у мака? – маковый. Это слова - родственники. У них похожий смысл, есть общая часть - корень МАК.

Игра «Третий лишний»: лес, лесник, лестница; гусь, гусыня, гусеница; боль, большой, больница, автобус, грузовик, трамвай.

Введение понятия суффикса. Образование новых слов по схеме: куст + ик = кустик; бант + ик = бантик; мост + ик = мостик.

5. Систематизация и закрепление материала. С целью лучшего запоминания и четкого структурирования в конце урока делаю обзор изученного материала, демонстрируя наиболее важные наглядные пособия на слайдах. Компьютерное тестирование дает возможность индивидуализировать и дифференцировать задания путем разноуровневых вопросов. К тому же, тесты на компьютере позволяют вернуться к неотработанным вопросам и сделать «работу над ошибками». Тестирование с помощью компьютера гораздо более привлекательно для ученика, нежели традиционная контрольная работа или тест. Во-первых, ученик не связан напрямую с учителем, он общается в первую очередь с машиной. Во-вторых, большинство тестов представлены в игровой форме. При неправильном ответе школьник услышит смешной звук или увидит неодобрительное покачивание головы какого-нибудь забавного героя. А если тест успешно пройден - ученику вручат виртуальный лавровый венок, в его честь зазвучат фанфары и в небе вспыхнет салют. Естественно, что такое тестирование не вызывает у ученика стресса или отрицательных эмоций.

Компоненты учебной деятельности развиваются в работе с интерактивной доской при иллюстрации различных схем, картин, фотографий, портретов, карт, применяя богатый материал электронных энциклопедий и возможностей программы Star Board, при демонстрации презентаций, в том числе и собственных, сделанных по-моему заданию самостоятельно или под моим руководством и оформленных в программе Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Office Раblisher, графическом редакторе Paint, что в свою очередь развивает у них навыки учебно-исследовательской деятельности, креативного мышления. Демонстрация презентации на Star Board позволяет продуктивно работать маркером, делая пометки, исправления, дополнения, подчеркивания, как на этапе актуализации знаний, так и на этапе объяснения и закрепления материала. При работе в группах, парах сменного состава учебный материал усваивается гораздо легче и быстрее.

3. Результативность опыта.

С целью установления уровней сформированности компонентов учебной деятельности у учащихся класса были изучены качественные характеристики уровней по каждому компоненту учебной деятельности, разработанные Г.В. Репкиной и Е.В.Заика [11]. Критерии уровней использовались как основа для обобщения и оценки учебной деятельности каждого ученика класса (Приложение № 9 ). Каждый компонент учебной деятельности представлен 6 уровнями: первый уровень самый низкий, шестой уровень самый высокий.

Сравнительный анализ проводился в начале второго и в конце четвёртого года обучения. Замеры осуществлялись по следующим компонентам учебной деятельности: мотив, целеполагание, учебные действия, контроль, самооценка.

В ходе повторной диагностики была выявлена динамика в развитии компонентов учебной деятельности учащихся четвёртого класса:

Диагностируемые компоненты учебной деятельности учащихся

2 класс , 2006-2007 уч.г.

3 класс , 2009-2010 уч.г.

Уровни сформированности компонентов (в %)

Уровни сформированности компонентов (в %)

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

мотив

-

9

28

27

18

18

-

-

18

18

36

28

целеполагание

9

9

28

19

18

18

-

-

9

45

18

28

учебные действия

-

9

9

46

18

18

-

-

18

36

18

28

контроль

-

9

9

28

27

27

-

-

18

28

18

36

самооценка

-

-

19

27

27

27

-

-

-

27

27

46

Поскольку психические процессы выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности, в том числе и учебной, в процессе работы по теме педагогического опыта было проведено исследование памяти и мышления, эмоционального состояния учащихся, а также уровень их творческого потенциала. (Приложение №9 )

Уровень сформированности учебно-познавательного интереса детей младшего школьного возраста к урокам с использованием информационно-коммуникационных технологий в начальной школе стал намного выше. Количество учеников с высоким уровнем интереса возросло с 30% до 45%; результаты среднего уровня повысились с 20% до 36%; количество учеников с низким уровнем познавательного интереса понизилось с 50% до 19%.

Уровни интереса

До применения ИКТ в учебной и внеурочной деятельности

После применения ИКТ в учебной и внеурочной деятельности

Количество учеников с высоким уровнем интереса

30%

45%

Количество учеников со среднем уровнем интереса

20%

36%

Количество учеников с низким уровнем интереса

50%

19%

Методика анализа отношения школьников к учению.

4 класс – 2010г


Активно-познавательное – 45,5%

Положительное – 45,5%

Безразличное – 9%



3. Рейтинг предметов


Из рейтинга предметов можно сделать вывод, что учащимся больше нравятся те предметы, где используется ИКТ- это презентации, электронные учебники, тесты, ребусы, и т.д. На первые строчки попадают следующие предметы: уроки литературного чтения, русского языка, информатики, окружающего мира.

В связи с этим и повышается качества знаний у учащихся по предметам. (Приложение №10) .


ВЫВОД

Психолого-педагогические исследования в классе показали, что использование возможностей информационно-коммуникационных технологий в начальной школе способствует развитию компонентов учебной деятельности:

- формирует у учащихся мотивацию изучения своего предмета и переходу ее на более высокий уровень;

- развивает наглядно-образное, информационное мышление;

- развивает навыки самообразования и самоконтроля у младших школьников;

- формирует творческое отношение к процессу познания, обучающиеся имеют разностороннюю направленность интересов;

- повышает уровень запоминания;

- повышает эффективность образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности;

- повышает уровень комфортности обучения.

Библиографический список


  1. Безручко Л.В. Развитие мыслительной деятельности на уроках русского языка / Л.В. Безручко // Начальная школа. - 2008. - №4, - с. 20-27.

  2. Бент Б. Андерсен, Катя Ван Ден Бринк "Мультимедиа в образовании" / М., Дрофа, 2007

  3. Веселова Н.Н. Формирование учебных умений у младших школьников (Проблемы, поиски, решения) / Н.Н. Веселова // Начальная школа плюс до и после. – 2007. - №8. – С. 63 – 68.

  4. Гончарин Л.В. Влияние групповой формы работы на формирование и развитие учебной мотивации / Л.В. Гончарин // Начальная школа. – 2004. - №11. – с. 45-49.

  5. Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении / учебное пособие для студентов высших и средних учеб. заведений / В.В. Давыдов, Издат «Пеленг»111 с . Томск. - 1992. – 384 с.

  6. Дергачева Л.М. Активизация учебной деятельности школьников при изучении информатики на основе использования дидактических игр. // Автореф. дис. канд. пед. наук. / М., - 2006.

  7. В. Дьяконов. Мультимедиа–ПК. // Домашний Компьютер, 1’99. С. 33-38.

  8. 3.В. Волков. Современные мультимедиа // Компьютер-ИНФО, 9’99. С. 21-27.

  9. В.Голосов. Использование ИКТ на уроках в начальной школе. http:|//firsschool.ucoz.ru/|oad/1-1-0-2

  10. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. // Под ред. Е.С. Полат. / М.: "Академия", - 2001.

  11. Репкин Г.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности в помощь учителю начальных классов / Г.В. Репкина, Е.В. Заика, - Томск: «Пеленг», 1993, - 61с.

  12. Пачина Л.В. Самоконтроль в учебной деятельности младших школьников / Л.В. Пачина // Начальная школа. - 2004. - №11. - с. 35-37.

  13. Титоренко Г.А. Современные информационные технологии. М.: ЮНИТИ, 1999.

  14. Коджаспирова Г.М., Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова А. Ю. Коджаспиров; под общей ред. Г.М. Коджаспирова, – М.: Академия, 2000 – 176 с.

  15. Сластенин В.А. и др. Педагогика / учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.

  16. Эльконин Д.Б. Детская психология / учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ред.-сост. Д.Б. Эльконин. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 384 с.

Приложение

1. Приложение № 1 - Кроссворды по русскому языку, тестовые задания по чтению, разработанные в программе Microsoft Office Word.

2. Приложение №2 - Творческие задания.

3. Приложение №3 - Творческий проект «Русские народные сказки».

4. Приложение №4 - Интегрированный урок-экскурсия по теме «Безударные гласные в корне. Сезонные изменения в природе осенью».

5. Приложение №5 - Урок-сказка по литературному чтению.

6. Приложение №6 - Лингвистическая сказка, кроссворды детей.

7. Приложение №7 - Разноуровневые работы.

8. Приложение №8 - Урок обобщения и систематизации знаний «Корень слова. Однокоренные слова».

9. Приложение №9 - Диагностики, использованные в ходе работы над опытом.

10. Приложение №10 - Результативность.






























Приложение № 9

Диагностики, использованные в ходе работы над опытом

Сформированность компонентов учебной деятельности учащихся класса на конечном этапе

Название компонента учебной деятельности

Уровень сформированности компонента, количество учеников

Итоговый уровень сформированности по классу (%)

Мотив учебной деятельности

1 уровень – 0 учеников

2 уровень – 0 ученика

3 уровень – 2 ученика

4 уровень – 2 ученика

5 уровень – 4 учеников

6 уровень – 3 ученика

1 уровень – 0 %

2 уровень – 0 %

3 уровень – 18 %

4 уровень – 18 %

5 уровень – 36 %

6 уровень – 28 %

Особенности целеполагания

1 уровень – 0 учеников

2 уровень – 0 учеников

3 уровень – 1 ученик

4 уровень – 5 учеников

5 уровень – 2 ученика

6 уровень – 3 ученика

1 уровень – 0 %

2 уровень – 0 %

3 уровень – 9 %

4 уровень – 45 %

5 уровень – 18 %

6 уровень – 28 %

Учебные действия

1 уровень – 0 учеников

2 уровень – 0 учеников

3 уровень – 2 ученика

4 уровень – 4 ученика

5 уровень – 2 ученика

6 уровень – 3 ученика

1 уровень – 0 %

2 уровень – 0 %

3 уровень – 18 %

4 уровень – 36 %

5 уровень – 18 %

6 уровень – 28 %

Контроль

1 уровень – 0 учеников

2 уровень – 0 учеников

3 уровень – 2 ученика

4 уровень – 3 ученика

5 уровень – 2 ученика

6 уровень –4 ученика

1 уровень – 0 %

2 уровень – 0 %

3 уровень – 18 %

4 уровень –28%

5 уровень – 18 %

6 уровень – 36%

Самооценка

1 уровень – 0 учеников

2 уровень – 0 учеников

3 уровень – 0 учеников

4 уровень – 3 ученика

5 уровень – 3 ученика

6 уровень – 5 учеников

1 уровень – 0 %

2 уровень – 0 %

3 уровень – 0 %

4 уровень – 27 %

5 уровень – 27 %

6 уровень – 46 %










Для выявления уровня запоминания у учащихся использовалась методика «Смысловая память».

Исследование памяти

Для выявления уровня развития мышления использовалась методика «Составление фраз из 3 – 4 слов». Методики направлены на оценку способности к речевому синтезу способности к установлению смысловых логических связей.

Исследование мышления

Цвето-рисуночный тест А.О. Прохорова и Г.Н. Генинг для изучения психологического климата в коллективе.

Эмоциональное состояние учащихся



Для исследования уровня сформированности творческого потенциала учащихся были использованы упражнения теста для выявления творческого потенциала, разработанного А.Э. Симановским:

Определение уровня творческого потенциала

































Приложение №10

Результаты успеваемости учащихся по русскому языку за последние 3 года.

Учебный год

Кол - во

обучающихся

детей

Класс


Успеваемость по предмету

(в %)

Кол- во и % обучающихся, успевающих на «4» и «5»

2007 - 2008

10

2

100%

5 чел. – 40%

2008- 2009

11

3

100%

6 чел. – 54,6%

2009- 2010


11

4

100%

6 чел. –54,6%

Результаты успеваемости учащихся по чтению за последние 3 года.

Учебный год

Кол - во

обучающихся

детей

Класс


Успеваемость по предмету

(в %)

Кол- во и % обучающихся, успевающих на «4» и «5»

2007 - 2008

10

2

100%

7 чел. – 70%

2008- 2009

11

3

100%

8 чел. – 72,8%

2009- 2010


11

4

100%

8 чел. –72,8%



Среднее качество знаний за последние 3 года.

Учебный год

Кол - во

обучающихся

детей

Класс


Успеваемость по предмету

(в %)

Кол- во и % обучающихся, успевающих на «4» и «5»

2007 - 2008

10

2

100%

4 чел. – 40%

2008- 2009

11

3

100%

6 чел. – 54,6%

2009- 2010


11

4

100%

6 чел. –54,6%

Победители и призёры предметных олимпиад за последние 3 года.


п/п

Ф.И.О.

Класс




Год

Название

олимпиад

Занятое

место

Уровень олимпиады

(муниципальный,

областной, всерос-

сийский, международ.)

1.

Завгорудько Никита Андреевич

4


2010

Районный отборочный этап 8 Всероссийского интеллектуального марафона учеников-занковцев

2

Муниципальный

2

Кулабухова Татьяна

Владимировна


Бубнов Олег Олегович

4

г. Пермь,

2010

Всероссийский Молодёжный филологический чемпионат

Сертификаты

Всероссийский

3

Завгорудько Никита Андреевич


Иващенко Алаександр Андреевич


Кулабухова Татьяна Владимировна


Остапенко Владимир Васильевич

4

г. Пермь,

2010

Всероссийский Молодежный предметный чемпионат «Старт»



Сертификаты

Всероссийский


Результаты участия обучающихся и учителя по данному направлению.

Ф. И.


уровень

год

место

Конкурс

1.

Завгорудько Никиты


Всероссийский

Сочинение

2009

Участие


«Детство, опаленное войной»

http://otvoyna.ru/

2

Завгорудько Никита

Бубнов Олег

Иващенко Александр

Кулабухова Татьяна

Всероссийский

Стихотворения учащихся размещены на сайте

2009

Участие


Детского 1 литературного конкурса общественного фонда «Содействие»

http://liter.assistancerussia.org/


3

Молчанова Анна

Немыкин Игорь

Всероссийский

Стихотворения учащихся размещены на сайте

2010

Участие


Детского 2 литературного конкурса общественного фонда «Содействие»

http://liter.assistancerussia.org/


4

Учитель

Всероссийский конкурс

2010

Грамота участника

Всероссийский конкурс «Вернисаж занковцев»

5

Коллектив 4 класса

Всероссийский конкурс

2010

Грамота участника

Всероссийский конкурс «Вернисаж занковцев»

6

Сошенко Анна

Всероссийский конкурс

2010

Грамота участника

Всероссийский конкурс «Вернисаж занковцев»






24



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!