СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО»

Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО


Рожкова Алла Александровна

учитель начальных классов

МБОУ "СШ №9", г.Смоленск

Актуальность самооценки обучающихся, её значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО)  ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, развитие у него способности   самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать  и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться.

   Основные особенности стандартов второго поколения требуют внесения изменений и в систему оценивания, которая выстраивается таким образом, чтобы обучающиеся включались в контрольно-оценочную деятельность. А значит, задача учителя – помочь ребёнку научиться оценивать свои возможности.  Ведь те дети, которые могут адекватно оценить себя, с интересом учатся в школе, легче переносят неудачи. Такие дети более общительны, раскрепощены на уроках и в повседневной жизни, у них много друзей.

Что же такое самооценка?  

   Самооценка — это осознание человеком самого себя, своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех.

Важнейшим психологическим фактором формирования учебной деятельности обучающегося является самооценка. Она играет значимую роль в становлении его индивидуальных особенностей и возрастных характеристик. Поэтому вопрос о формировании самооценки является актуальным в настоящее время. Исходя из актуальности данной темы,

цель моей педагогической концепции заключается в создании условий для формирования самооценки младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

  • развивать у обучающихся умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки;

  • мотивировать обучающихся на успех, избавить их от страха перед школьным контролем и оцениванием;

  • повышение собственного методического уровня;

  • обобщение и распространение собственного педагогического опыта.


Умение оценить себя и свою деятельность закладывается в самом раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека. 

Надо ли учить школьника самооценке? Выставляя оценку ребёнку, он тоже сравнивает её со своей и соглашается или нет! Когда же мы до выставления своей оценки предлагаем ребёнку оценить свою работу, заметно, как он начинает смотреть на неё совершенно другими глазами, он начинает её видеть как бы со стороны. Самооценка помогает детям определить границы своего знания незнания своих потенциальных возможностей, а также осознать те проблемы, которые ещё предстоит решить в учебной деятельности.

Установлено, что одной из причин отставания обучающихся в учении является слаборазвитое умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности. Совершенно чётко выявилась необходимость поиска эффективных способов организации оценочной деятельности учителя и ученика, начиная с первого класса. Оценочная деятельность учителя – основа для формирования самооценки у обучающихся. Самооценка формируется и развивается, если учитель демонстрирует положительное отношение к ученику, веру в его возможности, желание всеми способами помочь ему учиться.

Работа по формированию самооценки младших школьников начинается с диагностики. Сделать это довольно просто, используя разнообразные методики. Например, так.

Перед вами – ряд положительных качеств и ряд отрицательных (по 10 качеств в каждом столбце). Детям предлагается подчеркнуть те, которые у них есть. Как вы видите, в 1 столбце перечислены положительные качества - «идеал», во 2 – отрицательные - «антиидеал».

Смелость

доброта

любознательность

трудолюбие

вежливость

усидчивость

честность

правдивость

настойчивость

активность


Хвастовство

грубость

лень

трусость

зависть

лживость

жадность

драчливость

жестокость

обидчивость

Если по результатам теста в графе «Идеал» подчеркнуто 8-9 качеств, то это свидетельствует о завышенной самооценке. Если по «Антиидеалу» такая картина, то это говорит о заниженной самооценке. Если количество слов из столбиков А и В примерно одинаковое, значит самооценка близка к адекватной.

Сформированность самооценки младших школьников

Результаты диагностики позволяют сделать вывод об овладении детьми коммуникативной, регулятивной компетентностью, необходимой для решения большинства учебных задач.

Данные диагностических исследований показывают рост адекватной самооценки и самоконтроля обучающихся класса. Оценивая свои достижения дети выделили такие положительные качества как доброта, усидчивость, активность и вежливость, из отрицательных – обидчивость, трусость, лень.

Самооценка зависит и от развитости у человека рефлексии, критичности, требовательности к себе и окружающим. Когда говорят о самооценке того или иного человека, как правило, подчёркивают её результат: адекватная или неадекватная (завышенная или заниженная).

Самооценка обучающихся 1-ой ступени

1-ый класс – первоклассники преимущественно положительно оценивают свою учебную деятельность, а неудачи связывают только лишь с объективными обстоятельствами. Их самооценка преимущественно завышенная.

2-3 класс – процент завышенной самооценки снижается, дети относятся к себе уже более критично, оценивая не только успехи, но и свои неудачи в учении.

4-й класс – самооценка становится в целом более адекватной, дифференцированной, заниженная самооценка повышается, завышенная самооценка понижается, а суждения о себе – более обоснованными.

Характер самооценки зависит от целого ряда факторов, ведущим среди которых,   безусловно, является семья. Именно в семье происходит ранняя социализация личности, в ходе которой закладываются семейные роли, представления о том, как взаимодействуют люди, что важно в жизни, а что второстепенно. В первую очередь близкие взрослые дают ребёнку понять, какие у него есть достоинства и недостатки, любят ли его за что-то конкретное и или любят за сам факт существования, готовы понимать и принимать его, поддерживать и одобрять, ограничивать и направлять.

Школьники с любой самооценкой требуют особого подхода, понимания способов организации их учебной деятельности, помощи в выстраивании конструктивного общения с одноклассниками, сверстниками.

        Понимание описанных выше закономерностей формирования самооценки ставит перед учителем вопрос: как наладить взаимодействие с ребёнком, чтобы у него сформировалась адекватная самооценка? Как донести значимость этого процесса до родителей?

Крайне важно, чтобы постепенно ребёнок учился самостоятельно делать выводы о своих качествах, поступках, выполнении поручений взрослого, учебных задач – это станет психологической основой для будущей самостоятельной деятельности, активного саморазвития личности.