Формирование смыслового чтения в 1 классе через игровые приёмы
Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Процесс обучения чтению включает в себя технику чтения и понимание прочитанного. Исходным моментом в формировании навыка чтения является анализ звучащей речи. Мы, учителя начальных классов, особое внимание обращаем на то, чтобы ребёнок ясно слышал, точно выделял и правильно произносил звуки.
Это первый этап овладения чтением. Какие игровые приёмы можно использовать на этом этапе.
Игровые приёмы.
«Озвучивание картинки»
Показываю картинки, например, волк (УУУУ), комар (ЗЗЗ), собака (РРР). Дети произносят звуки.
«Услышь меня»
Читаю слова, если есть данный звук, дети сигнализируют хлопком в ладоши или колокольчиками.
«Я знаю пять слов…»
Вызванный ученик делает пять шагов вперёд, называя на каждый шаг слово, которое начинается с определённого звука.
«Камень-вата» (кулак-ладошка), «Топни-хлопни», «Цветные квадратики»
Игры на определение твёрдых и мягких согласных.
«Помоги найти звук»
Читаю стихотворный текст. В одном слове заменяю один звук. Дети должны правильно произнести искажённое слово, назвать звук, который попал не в своё слово и указать верный.
Жучка будку (булку) не доела:
Неохота, надоело!
Полюбуйтесь-ка, ребятки,
Раки (маки) выросли на грядке.
«Ловушка» - запрещённый звук.
Игра на внимание. Например, назовите только те слова, в которых нет звуков (н, н). Называю слова, дети повторяют только те, в которых отсутствуют названные мной звуки.
Игры на выделение и распознавание звуков при их регулярном использовании помогают довести навык дифференциации звуков до автоматизма.
Следующий этап – слоговое чтение.
Какие игры можно использовать в этот период обучения.
«Четвёртый лишний»
Записываю на доске слоги-слияния с новой буквой. В каждой строке три одинаковых слияния и одно отличается от остальных размером или цветом. Ученики находят «лишнее» слияние и объясняют, почему оно «лишнее».
Например, РА РА РА ра ру РУ ру ру
«Эхо»
Произношу слова, дети хором повторяют как эхо только ударный слоги находят этот слог на доске.
Например, игра – РА, Лина – ЛИ
«Найди слог»
РАМ
ДЫМ КА
ЛОД
Какие ещё слова оканчиваются на слог КА?
«Цепочка слов»
Читаю слово, дети делят слово на слоги, определяют последний слог и придумывают слово, которое начинается с такого же слога.
«Покорение вершины»
Первый слог называю я, дети добавляют слог, чтобы получились слова
МЫ ШАДЬ
РА ЛО
От чтения слогов переходим к чтению слов и предложений.
Игровые приёмы, которые можно использовать на данном этапе.
«Нарисуй картинку словом»
На доске слова. Дети читают слова, составляют с ними несколько предложений. Выставляю картинку по получившемуся предложению.
«Художники-мультипликаторы»
На доске слова. Дети читают слова и определяют с чего начинаем, что будет происходить потом, чем закончится история. Составляют рассказ и объясняют, какую картинку можно нарисовать к каждому этапу рассказа.
«Фотограф»
На доске записано предложение. Дети читают. Закрываю предложение. Предлагаю назвать это предложение.
Можно усложнить. Например, какое слово различается одним звуком.
У Нины коза. У Вани коса.
«Не ошибись»
Чтение с хлопками. Дети хлопками выделяют указанный мной материал.
«Почини предложение»
Работа над деформированными предложениями.
Например. Я книга читать интересная. Я читаю интересную книгу.
«Добавь красок»
Чтение текста с заменой некоторых слов на синонимы.
Например. В лесу сосны и ели. Сто лет они росли. Красивы русские леса. Замени слово красивы другим словом.
Это только самое начало формирования смыслового чтения, но оно очень важно в нашей работе. И использование игровых приёмов на уроке обучения грамоте позволяет ученикам сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, осознавать содержание прочитанного.