СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование способности к организации учебной деятельности младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование способности к организации учебной деятельности младших школьников

Просмотр содержимого документа
«Формирование способности к организации учебной деятельности младших школьников»

Формирование способности к организации учебной деятельности младших школьников   Выполнила: учитель начальных классов МОУ СШ № 31  Красноармейского района  г. Волгограда Воронина Ольга Николаевна

Формирование способности к организации учебной деятельности младших школьников

Выполнила: учитель начальных классов

МОУ СШ № 31 Красноармейского района г. Волгограда

Воронина Ольга Николаевна

Особенности учебной деятельности младших школьников    Деятельность – динамически изменяющаяся система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходят возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности.  Способность к организации учебной деятельности подразумевает развитие способностей обоих сторон учебного процесса, то есть обязательно включает в себя свойства личности как учителя, так и учащегося .

Особенности учебной деятельности младших школьников

Деятельность – динамически изменяющаяся система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходят возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности.

Способность к организации учебной деятельности подразумевает развитие способностей обоих сторон учебного процесса, то есть обязательно включает в себя свойства личности как учителя, так и учащегося .

Деятельность характеризуют три главных признака: 1. Внутри ведущей деятельности появляются и развиваются другие, новые виды деятельности, которые приобретают ведущее значение в дальнейшем, на следующей возрастной ступени. Так, учение первоначально появляется в форме игры: ребенок начинает учиться, играя. 2. Формирование и развитие внутри ведущей деятельности отдельных психических процессов. Так, в игре складываются образное мышление, активное воображение, а в учении - отвлеченное логическое мышление. 3. От неё зависит формирование личности ребёнка, ее основные изменения в данный период.

Деятельность характеризуют три главных признака:

1. Внутри ведущей деятельности появляются и развиваются другие, новые виды деятельности, которые приобретают ведущее значение в дальнейшем, на следующей возрастной ступени. Так, учение первоначально появляется в форме игры: ребенок начинает учиться, играя.

2. Формирование и развитие внутри ведущей деятельности отдельных психических процессов. Так, в игре складываются образное мышление, активное воображение, а в учении - отвлеченное логическое мышление.

3. От неё зависит формирование личности ребёнка, ее основные изменения в данный период.

 Действия - движения, направленные на предмет и преследующие определенную цель.  Действия носят социальный характер: они зависят от предметов, созданных предшествующим поколением и окружающих ребенка. Самые простые – предметные: ребенок учится есть ложкой, мыть руки мылом, вытирать их полотенцем. В самих предметах, созданных руками человека, заложен способ действия с ними. Ребенок постепенно овладевает предметами, и постепенно происходит развитие его действий. Действия могут быть направлены не только на предмет, но и на окружающих людей. Тогда эти действия становятся актом поведения: поступком, если они соответствуют установившимся в обществе нормам поведения, или проступком, если противоречат им.

Действия - движения, направленные на предмет и преследующие определенную цель.

Действия носят социальный характер: они зависят от предметов, созданных предшествующим поколением и окружающих ребенка. Самые простые – предметные: ребенок учится есть ложкой, мыть руки мылом, вытирать их полотенцем. В самих предметах, созданных руками человека, заложен способ действия с ними. Ребенок постепенно овладевает предметами, и постепенно происходит развитие его действий. Действия могут быть направлены не только на предмет, но и на окружающих людей. Тогда эти действия становятся актом поведения: поступком, если они соответствуют установившимся в обществе нормам поведения, или проступком, если противоречат им.

Виды деятельности:  1. Игра. Побуждение к игре возникает в связи игровой деятельности с энергетическим обменом организма. Особенность игрового поведения заключается в его цели - сама «деятельность», а не практические результаты. 2. Учение. Целью учения является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение, как правило, является организованным и осуществляется в специальных образовательных учреждениях. 3. Труд . Деятельность, направленная на производство определенных общественно-полезных продуктов – материальных или идеальных. Трудовая деятельность человека – это видовое поведение, обеспечивающее его выживание, использование им сил и веществ природы .

Виды деятельности:

1. Игра. Побуждение к игре возникает в связи игровой деятельности с энергетическим обменом организма. Особенность игрового поведения заключается в его цели - сама «деятельность», а не практические результаты.

2. Учение. Целью учения является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение, как правило, является организованным и осуществляется в специальных образовательных учреждениях.

3. Труд . Деятельность, направленная на производство определенных общественно-полезных продуктов – материальных или идеальных. Трудовая деятельность человека – это видовое поведение, обеспечивающее его выживание, использование им сил и веществ природы .

свойства учебной деятельности:   Направленность на овладение учебным материалом и решение учебных задач Освоение общих способов действий и научных понятий Предварение решений задач общими способами действий  Изменение в человеке Изменение психических свойств и поведения обучающегося в зависимости от результатов собственных действий

свойства учебной деятельности:

  • Направленность на овладение учебным материалом и решение учебных задач
  • Освоение общих способов действий и научных понятий
  • Предварение решений задач общими способами действий
  • Изменение в человеке
  • Изменение психических свойств и поведения обучающегося в зависимости от результатов собственных действий
 Педагог должен обладать способностями к организации учебной деятельности младших школьников   Конструктивные способности – желание и умение развивать личность ученика, отбирать и применять учебно–воспитательный материал согласно возрастным и индивидуальным особенностям детей. Организаторские способности - умение включать учащихся в различные виды деятельности и эффективно воздействовать на каждую личность. Коммуникативные способности - установка правильных взаимоотношений с детьми, умение чувствовать настроение всего коллектива, понять каждого ученика.

Педагог должен обладать способностями к организации учебной деятельности младших школьников

  • Конструктивные способности – желание и умение развивать личность ученика, отбирать и применять учебно–воспитательный материал согласно возрастным и индивидуальным особенностям детей.
  • Организаторские способности - умение включать учащихся в различные виды деятельности и эффективно воздействовать на каждую личность.
  • Коммуникативные способности - установка правильных взаимоотношений с детьми, умение чувствовать настроение всего коллектива, понять каждого ученика.

К приемам, способствующим развитию активных самостоятельных действий учащихся относятся ситуации, в которых ученик: - защищает свое мнение, приводя аргументы, доказательства, используя приобретенные знания; -задает вопросы, выясняя непонятное, углубляясь с их помощью в процесс познания; -помогает другим учащимся при затруднениях, объясняя им непонятное; -выполняет задания, рассчитанные на изучение дополнительной литературы; -ищет несколько решений поставленной задачи, а не ограничивается одним; -выбирает задания из поисковых и творческих задач; -осуществляет самопроверку анализ собственных познавательных и практических действий.

К приемам, способствующим развитию активных самостоятельных действий учащихся относятся ситуации, в которых ученик:

  • - защищает свое мнение, приводя аргументы, доказательства, используя приобретенные знания;
  • -задает вопросы, выясняя непонятное, углубляясь с их помощью в процесс познания;
  • -помогает другим учащимся при затруднениях, объясняя им непонятное;
  • -выполняет задания, рассчитанные на изучение дополнительной литературы;
  • -ищет несколько решений поставленной задачи, а не ограничивается одним;
  • -выбирает задания из поисковых и творческих задач;
  • -осуществляет самопроверку анализ собственных познавательных и практических действий.

Источники: Фото из личного архива Ворониной О.Н. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2008. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб: Питер, 1999. Пачина А.Г. Самоконтроль в учебной деятельности младших школьников // Начальная школа. - № 11. - 2004

Источники:

  • Фото из личного архива Ворониной О.Н.
  • Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2008.
  • Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб: Питер, 1999.
  • Пачина А.Г. Самоконтроль в учебной деятельности младших школьников // Начальная школа. - № 11. - 2004