Просмотр содержимого документа
«Формирование способности к организации учебной деятельности младших школьников»
Формирование способности к организации учебной деятельности младших школьников
Выполнила: учитель начальных классов
МОУ СШ № 31 Красноармейского района г. Волгограда
Воронина Ольга Николаевна
Особенности учебной деятельности младших школьников
Деятельность – динамически изменяющаяся система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходят возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности.
Способность к организации учебной деятельности подразумевает развитие способностей обоих сторон учебного процесса, то есть обязательно включает в себя свойства личности как учителя, так и учащегося .
Деятельность характеризуют три главных признака:
1. Внутри ведущей деятельности появляются и развиваются другие, новые виды деятельности, которые приобретают ведущее значение в дальнейшем, на следующей возрастной ступени. Так, учение первоначально появляется в форме игры: ребенок начинает учиться, играя.
2. Формирование и развитие внутри ведущей деятельности отдельных психических процессов. Так, в игре складываются образное мышление, активное воображение, а в учении - отвлеченное логическое мышление.
3. От неё зависит формирование личности ребёнка, ее основные изменения в данный период.
Действия - движения, направленные на предмет и преследующие определенную цель.
Действия носят социальный характер: они зависят от предметов, созданных предшествующим поколением и окружающих ребенка. Самые простые – предметные: ребенок учится есть ложкой, мыть руки мылом, вытирать их полотенцем. В самих предметах, созданных руками человека, заложен способ действия с ними. Ребенок постепенно овладевает предметами, и постепенно происходит развитие его действий. Действия могут быть направлены не только на предмет, но и на окружающих людей. Тогда эти действия становятся актом поведения: поступком, если они соответствуют установившимся в обществе нормам поведения, или проступком, если противоречат им.
Виды деятельности:
1. Игра. Побуждение к игре возникает в связи игровой деятельности с энергетическим обменом организма. Особенность игрового поведения заключается в его цели - сама «деятельность», а не практические результаты.
2. Учение. Целью учения является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение, как правило, является организованным и осуществляется в специальных образовательных учреждениях.
3. Труд . Деятельность, направленная на производство определенных общественно-полезных продуктов – материальных или идеальных. Трудовая деятельность человека – это видовое поведение, обеспечивающее его выживание, использование им сил и веществ природы .
свойства учебной деятельности:
- Направленность на овладение учебным материалом и решение учебных задач
- Освоение общих способов действий и научных понятий
- Предварение решений задач общими способами действий
- Изменение в человеке
- Изменение психических свойств и поведения обучающегося в зависимости от результатов собственных действий
Педагог должен обладать способностями к организации учебной деятельности младших школьников
- Конструктивные способности – желание и умение развивать личность ученика, отбирать и применять учебно–воспитательный материал согласно возрастным и индивидуальным особенностям детей.
- Организаторские способности - умение включать учащихся в различные виды деятельности и эффективно воздействовать на каждую личность.
- Коммуникативные способности - установка правильных взаимоотношений с детьми, умение чувствовать настроение всего коллектива, понять каждого ученика.
К приемам, способствующим развитию активных самостоятельных действий учащихся относятся ситуации, в которых ученик:
- - защищает свое мнение, приводя аргументы, доказательства, используя приобретенные знания;
- -задает вопросы, выясняя непонятное, углубляясь с их помощью в процесс познания;
- -помогает другим учащимся при затруднениях, объясняя им непонятное;
- -выполняет задания, рассчитанные на изучение дополнительной литературы;
- -ищет несколько решений поставленной задачи, а не ограничивается одним;
- -выбирает задания из поисковых и творческих задач;
- -осуществляет самопроверку анализ собственных познавательных и практических действий.
Источники:
- Фото из личного архива Ворониной О.Н.
- Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2008.
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб: Питер, 1999.
- Пачина А.Г. Самоконтроль в учебной деятельности младших школьников // Начальная школа. - № 11. - 2004