БОУ «Шумерлинская общеобразовательная школа - интернат
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Министерства образования Чувашской Республики
Выступление на педагогическом совете
Тема: Формирование стратегии вовлечения в систему школьного
патриотического воспитания социальных партнеров и родителей
Знакомство педагогов с лучшими практиками патриотического воспитания».
Подготовила и выступила
воспитатель
I квалификационной
категории
Кондрашова И.А.
Март 2025
Формирование стратегии вовлечения в систему школьного патриотического воспитания социальных партнеров и родителей.
В человеке порядочном патриотизм есть не что иное,
как желание трудиться на пользу своей страны,
и происходит не от чего другого, как от желания
делать добро,— сколько возможно больше и сколько
возможно лучше.
Добролюбов Н. А.(6)
Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к образованию и воспитанию. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда являются важнейшими задачами школы. Усиление воспитательной функции образования (формирование патриотизма, гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе) рассматривается как одно из базовых направлений государственной политики в области образования.
В условиях введения ФГОС большое значение придается ресурсам, способам и механизмам достижения воспитательных задач.(2) Одна из составляющих - Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в которой сформулированы традиционные ценности российского народа. Развитие врожденного чувства патриотизма должно стать основной идеей образования и воспитания.(1)
Президент В. В. Путин в своём Послании к Федеральному собранию РФ сказал: «Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм… уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России».(3)
Огромную роль в патриотическом становлении человека играет школа. Школа является учреждением, зарождающим в молодом поколении чувство державности, закладывающим ростки гордости за Отечество, за поступки предков, готовящим гражданина и патриота. Важность этого направления в работе хорошо подчеркивают слова известного русского публициста и историка Михаила Меньшикова, который сказал, что будущее есть только у того государства, молодое поколение которого выбирает патриотизм.
Детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. «Чем моложе ребенок, тем непосредственнее должно быть его нравственное воспитание, тем больше должно его не учить, а приучать к хорошим чувствам, наклонностям и манерам, основывая всё преимущественно на привычке».
(В. Г. Белинский)(7)
Именно мы, взрослые, должны как можно раньше
руководить детской деятельностью, чтобы в будущем подрастающее поколение стало достойной нашей сменой;
развивать духовно-нравственную личность, разумно сочетающую личные интересы с общественными;
воспитывать чувство долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувство любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа;
формировать необходимые материальные и правовые нормы поведения в части государственных, трудовых, гражданских и семейных законов, осознавать себя как часть правового государства, способного к сотрудничеству с другими через изучение Конвенции о правах ребенка;
развивать нравственные взаимоотношения в семье;
воспитывать чувство гордости за героическое прошлое своей Родины и уважения к культуре своей страны.
Это и есть главные задачи гражданско-патриотического воспитания обучающихся нашей школы. Для достижения цели по воспитанию гражданско-патриотической личности была разработана Подпрограмма «Гражданско-патриотическое воспитаниеобучающихся МБОУ «СОШ №276» на 2011-2015 годы» (далее Подпрограмма) на основе государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», которая является продолжением Программы гражданско-патриотического воспитания учащихся МОУ «СОШ №276» на 2006-2010 годы, сохраняет непрерывность процесса по дальнейшему формированию гражданственности и патриотизма обучающихся школы в качестве основы формирования их активной жизненной позиции.
Воспитание-это круглосуточный процесс. В современных условиях без социального партнерства школа не способна обеспечить полноценное гражданско-патриотическое воспитание обучающихся. Поэтому социальное партнерство объявлено одним из стратегических направлений модернизации российского образования.(2)
Социальное партнерство – особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития. (5)
Осознание значимости решения возникшей проблемы, возможности ее решения только совместными усилиями.
Осознание выгоды и привлекательности социального партнерства для всех субъектов школьной образовательной среды.
Предоставление возможности всем субъектам образовательного процесса осуществлять деятельность в условиях социального партнерства, руководствуясь следующими принципами:
добровольности – предполагает право добровольного и демократичного включения в процесс социального партнерства, и в случае необходимости, выхода из реализуемого проекта;
кооперативности – предполагает равноправную включенность субъектов в совместную деятельность по реализации предполагаемого проекта;
самостоятельности и ответственности в принятии решений;
самодеятельности – выражается в формуле «С+С+С+С=У» (сами планируем, сами готовим, сами проводим и сами анализируем, равняется успеху);
сотворчества – реализуется в совместном творчестве всех субъектов партнерской деятельности;
открытости, так как социальное партнерство предполагает наличие открытой системы и предоставления возможности расширять круг заинтересованных в проекте лиц;
гуманистической направленности, то есть принятие субъектов партнерства с учетом их индивидуальных особенностей;
толерантности – предполагает высокую степень терпимости и принятия национальных, культурных, социальных и иных особенностей социальных партнеров;
общественной значимости – деятельность в условиях социального партнерства должна иметь значимость не только для конкретных исполнителей, но и для других микро- и макрогрупп (класса, школы, города и т.д.).
в деле гражданско-патриотического воспитания обучающихся школы:
повышение качества образования;
повышение уровня патриотизма среди обучающихся;
формирование эффективного рынка образовательных услуг;
ранняя профилизация;
высокая активность учащихся во внеклассной и внеурочной деятельности (увеличение доли учащихся, участвующих в мероприятиях патриотической направленности);
уровень удовлетворенности родителей организацией внеклассной и внеурочной деятельностью(не менее 80% по результатам опроса);
повышение интереса родителей к внеклассной и внеурочной деятельности их детей, как результат – совместные мероприятия;
вовлечение различные общественные организации, учреждения дополнительного образования, культуры и спорта, молодежной политики в качестве партнеров в деле воспитания подрастающего поколения.
Достижение результата происходит благодаря слаженной совместной работе:
РАЗДЕЛЫ ПОДПРОГРАММЫ
« Я – я»
«УЧЕНИК И СЕМЬЯ»
«УЧЕНИК И КУЛЬТУРА»
«УЧЕНИК ГРАЖДАНИН И ПАТРИОТ»