СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование ценностного отношения школьников к здоровью и здоровому образу жизни во внеурочное время

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на педагогическом совете

«Формирование ценностного отношения школьников к здоровью и здоровому образу жизни во внеурочное время».

Просмотр содержимого документа
«Формирование ценностного отношения школьников к здоровью и здоровому образу жизни во внеурочное время»

Доклад на педагогическом совете

«Формирование ценностного отношения школьников к здоровью и здоровому образу жизни во внеурочное время».

Подготовила методист Халяпина А.В.


Люди должны осознать, что здоровый образ жизни - это личный успех каждого.

В.В.Путин

Ценности занимают важнейшее место в жизни человека и общества, так как именно ценности характеризуют собственно человеческий образ жизни, уровень выделения человека из животного мира.

Проблема формирования у личности ценностного отношения к объектам, явлениям действительности не должна носить абстрактный характер, так как нельзя сформировать ценностное отношение как отвлеченную категорию. Отменено, что ценностное отношение – это связь субъекта и объекта, в которой то или иное свойство объекта не просто значимо, а удовлетворяет потребность субъекта, то ценностью в нем является свойство объекта, отвечающее интересам субъекта или поставленной им цели. Сформировавшись в определенном виде деятельности, они служат условием воспроизводства ценностного характера этого вида деятельности.

Коренные преобразования, произошедшие в нашей стране в последние десятилетия в различных аспектах жизнедеятельности людей, привели не только к изменениям в экономических и политических сферах жизни общества, но и в значительной степени социокультурной ситуации в целом. Многие духовные, нравственные ценностные ориентиры и установки, которые на протяжении не одного столетия обусловливали гармонизацию жизни и деятельности людей, всю систему взаимоотношений человека с миром, оказались утраченными.

Научные и практические задачи, стоящие в настоящее время перед общеобразовательной школой, связаны с высшим предназначением образовательной системы – созданием необходимых условий для развития личности. Закон «Об образовании» в качестве принципов государственной политики провозглашает «приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека», а значит, одной из основных задач современной школы является подготовка ребенка к самостоятельной жизни, воспитание его нравственно и физически здоровым.

Демографическое развитие России с конца XX века и по настоящее время можно охарактеризовать как критическое. Во многом это связано с тем, что забота о собственном здоровье не является ценностью в рамках менталитета существенной части населения России. Поэтому воспитание здорового школьника – одна из важнейших задач, стоящих перед школой. Очевидно, что хорошее здоровье – основное условие для выполнения человеком его биологических и социальных функций, фундамент самореализации личности.

Однако многочисленные статистические данные констатируют резкое ухудшение состояния здоровья детей: нарушение осанки, сколиоз, головные боли, заболевания желудочно-кишечного тракта, органов зрения – одни из самых распространённых и, к сожалению, уже привычных заболеваний школьников. Научить детей заботиться о своём здоровье, управлять им, совершенствовать его – важная задача, стоящая перед российской школой. И начинать решать её необходимо как можно раньше.

В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено особое пространство и время в образовательном процессе, как неотъемлемой части базисного учебного плана.

Заинтересованность школы в организации внеурочной деятельности (ВУД) объясняется новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин,  то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как   ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Именно во внеурочной деятельности можно организовать работу по формированию у учащихся ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВН, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, олимпиад, соревнований. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе учителя, глубже изучается материал.

Во внеурочной деятельности высоко оценивается роль учителя. В процессе формирования культуры здоровья школьника, его сохранения и укрепления, известный гигиенист профессор С.М. Громбах отмечал: «Учитель многое может, и, если все, что он может сделать для укрепления здоровья школьников, он осуществляет, дети вырастут такими, какими мы все хотим их видеть - хорошими, умными и здоровыми». И здесь важно сформировать у детей отношение к здоровью как к ценности.

Деятельность педагогов в этом направлении должна определяться индивидуальными особенностями каждого ученика, реальным состоянием его здоровья, его психологическим и социальным развитием. При этом возможности воспитательной системы должны быть очерчены гуманистически ориентированным образованием, которое предполагает создание особых взаимосвязей между воспитателем и воспитанником, учителем и учеником. Если деятельность педагога, направленная на развитие у учащегося ценностного отношения к здоровью, системна и целостна, то столь же целостной будет и деятельность воспитанников.

Педагогу целесообразно использовать такие формы воспитания, как информирование и стимулирование. Информирование влияет на представление ученика о возможных перспективах его развития в случае принятия за основу норм здорового образа жизни. Организация педагогического взаимодействия состоит в движении информации от педагога к ученику - от «согласия» через «интерес» к «принятию решения». Целью деятельности педагогического коллектива по сохранению и развитию здоровья учащихся является создание здоровьесберегающих условий организации образовательного процесса:

  • внедрение здоровьесберегающих технологий (учет периодов работоспособности детей на уроках, учет возрастных и физиологических особенностей ребенка на занятиях, наличие эмоциональных разрядок на уроках, чередование позы с учетом видов деятельности и др.);

  • соблюдение режимных моментов в организации занятий (зарядка перед началом занятий, физкультминутки);

  • развитие материально-технической базы с целью создания условий для сохранения здоровья учащихся;

  • ежедневный мониторинг по гриппу;

  • ежегодный мониторинг физического здоровья учащихся по итогам медицинского осмотра;

  • проведение психологических тренингов для благоприятного морально-психологического климата среди участников образовательного процесса;

  • получение детьми рационального и сбалансированного питания, которое полностью соответствует требованиям Роспотребнадзора; питьевой режим в школе осуществляется через питьевую систему «Фонтан»;

  • формирование у обучающихся и их родителей потребности в здоровом образе жизни, ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих (пропаганда здорового образа жизни через проведение классных и общешкольных родительских собраний по актуализации ценностей здоровья, учебные предметы, классные часы, массовые мероприятия, дни здоровья, уроки здоровья, дополнительное образование);

  • лечебно-профилактические мероприятия по укреплению здоровья школьников (посещение детьми центра медико-социально-психологического сопровождения семьи «Алые паруса», профилактические беседы сотрудников ЦРБ);

  • создание здоровой и безопасной образовательной среды (микроклимат, освещенность, мебель, технические средства обучения, организация питания с учетом состояния здоровья детей, организация подвоза учащихся к школе специально оборудованным школьным автобусом, профилактика утомляемости школьников, профилактика снижения зрения, нарушения осанки и сколиоза) ряд этапов.

В школе разработана программа внеурочной деятельности «В здоровом теле – здоровый дух». Данная программа составлена по возрастным ступеням и охватывает обучающихся 5 – 11 классов. В ходе реализации программы, обучающиеся учатся преодолевать препятствия, ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, находить верный путь, который приведет к успеху. Для 5-9 классов разработана подпрограмма «Спорт-это здоровье», для 10-11 классов - подпрограмма «Здоровье – это жизнь». Занятия по программе проходят 1 раз в две недели. Для проведения занятий привлекается медицинский работник школы. В ходе реализации программы используются разнообразные формы и методы, обеспечивающий непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности. В связи с этим особое место в программе занимают следующие формы обучения: анкетирование, демонстрация фильмов, «круглые столы», мини – лекции, пресс – конференции, конкурсы, игры, тематические викторины, путешествия, устные журналы, беседы, физкультминутки, мозговой штурм, создание роликов по проблеме, выставки рисунков, деловые игры, игры-тренинги и др. Содержание программы, а также используемые формы и методы её реализации обеспечивают условия для активного включения обучающихся в процесс обучения и воспитания, стимулируют активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков.

Формирование ценностного отношения школьников к здоровью и здоровому образу жизни в блоке дополнительного образования детей в нашем корпусе уделяется огромное внимание, спортивно-оздоровительное направление является одним из приоритетных в работе корпуса.

В кружках «Общая физическая подготовка», «Волейбол», «Спортивные игры. Баскетбол» и «Рукопашный бой» которыми руководят педагоги Лепихова Е.В., Мельниченко А.В., Жеребцова Е.Е., Капкунов Д.Б. детям разного возраста предоставляется возможность полноценно и с пользой провести свой досуг, раскрыть и реализовать свои способности в том или ином виде спорта. В корпусе для этого созданы хорошие материально-технические условия. В школе ведётся большая работа по привлечению как можно большего числа учащихся к занятиям в наших спортивных секциях.

Участие детей в спортивных кружках и секциях, соревнованиях, самостоятельные занятия физическими упражнениями способствуют оптимальному соотношению между умственной и физической нагрузками, укреплению здоровья школьников, повышению их двигательной активности, повышению уровня физической подготовленности.
Ещё одной важной задачей спортивно - оздоровительной работы корпуса является предоставление мощной альтернативы в виде занятий спортом детям и подросткам пагубному влиянию дурных пристрастий: курению, алкоголю, наркотикам. Не менее важна и собственно оздоровительная направленность работы в данном направлении. Дети, отстающие в физическом развитии, имеющие на уроках физической культуры плохие оценки, занимаясь во внеурочное время в различных секциях, не только становятся крепче физически, но и закаляются морально, становятся увереннее в своих силах, что, в свою очередь, благодатно сказывается на их успеваемости.
Для занятий детей в группах физкультурно-спортивного направления важным является престижность занятий спортом, возможность достичь успеха, ярко проявить себя на соревнованиях. Такая возможность в полной мере предоставляется нашим учащимся.

Мероприятия спортивно-оздоровительной и физкультурно – массовой работы также формируют ценностные установки к ведению здорового образа жизни:

  • подготовка и выполнение перспективного и ежегодного планов спортивно-оздоровительной и физкультурно-массовой работы школы;

  • создание и выполнение перспективного плана развития материально-технической базы для проведения спортивно-оздоровительной и физкультурно-массовой работы в школе;

  • реструктуризация спортивной работы в направлении увеличения количества спортивно-оздоровительных секций и привлечения в них большего количества учащихся и сотрудников школы;

  • систематическое участие в спортивных соревнованиях муниципального, регионального и всероссийского уровней;

  • расширение перечня и увеличение количества участников спортивно-массовых мероприятий;

  • проведение ежегодных акций «Я выбираю спорт как альтернативу пагубным привычкам», «Лыжня России» и др.;

  • повышение физической активности, повышение доступности занятий физической культурой, спортом и туризмом.

Эффективность воспитательного влияния наряду с информированием обеспечивает стимулирование, направленное на усиление возникшего мотива. Необходимо поощрять приемлемые взгляды и убеждения детей.

Таким образом, формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни во внеурочной деятельности предполагает:

  1. готовность педагога к осуществлению соответствующей деятельности в системе образования, осознание им социальной и личностной значимости работы по сохранению и укреплению здоровья, в интересе к ней, в желании и потребности воспринять и использовать необходимые для этого знания;

  2. следовать технологическому циклу организации воспитательного взаимодействия в ходе освоения ценности здорового образа жизни;

  3. использование воспитательного потенциала различных форм внеурочной работы на основе системного и деятельностного подходов;

  4. создание ситуаций нравственного выбора;

  5. применение системы отслеживания интересов, установок школьников на каждом этапе формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;

  6. стимулирование учащихся-приверженцев здорового образа жизни.

Грамотно выстроенная система формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни во внеурочной деятельности помогает сохранить здоровье школьников. Здоровый образ жизни во многом способствует разумному удовлетворению физических и духовных потребностей человека, формированию социально активной личности.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!